АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2011 года  Дело N А53-19032/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «08  » февраля 2011 года  .

Полный текст решения изготовлен  «18»  февраля 2011 года .

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи  И.П.Комурджиевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А.Дрижак

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

муниципального предприятия «Азовводоканал» (ИНН 6140000097,ОГРН 1026101790846)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

третье лицо: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» ( ИНН 7705018828, ОГРН 1076164009096)

о признании недействительными решения от 09.06.2010 № 5782/02 и предписания от 09.06.2010 № 287,

при участии:

от заявителя: Ковтун М.А.  доверенность,  Шавлач В.Н, доверенность,

от УФАС по РО:  Алексенко И. В.  доверенность ;

от ОАО «МРСК Юга»:Горбенко А.В. . доверенность , Дудкина О.А.доверенность

установил:

муниципальное предприятие «Азовводоканал» (ИНН 6140000097,ОГРН 1026101790846) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, третье лицо: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» ( ИНН 7705018828, ОГРН 1076164009096) о признании недействительными решения от 09.06.2010 № 5782/02 и предписания от 09.06.2010 № 287.

Судебное заседание открыто 01 февраля 2011 года.

Заявитель направил в судебное заседание представителей, которые поддержали заявленные требования в полном объеме .Представители заявителя просили суд о приобщении документов к материалам дела : договоры, схемы (всего 27 листов).

Суд приобщил документы к материалам дела  с учетом мнения сторорн.

Представитель антимонопольной службы просил суд отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица просил суд отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании 01 февраля 2011 года объявлен перерыв на срок до 08 февраля 2011 года .

По окончании перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель направил в судебное заседание представителей, которые поддержали заявленные требования в полном объеме .

Представитель антимонопольной службы просил суд отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица просил суд отказать в удовлетворении требований, предоставил дополнение к отзыву с приложением.

Суд приобщил дополнение к отзыву с приложением к материалам дела, с учетом мнения сторон.

Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Ростовское УФАС России рассмотрев дело № 380 от 13.04.2010г. по признакам нарушения МП «Азовводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  признало  МП «Азовводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», выдало  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отозвать письма от 09.11.2009г. № 1933, от 16.11.2009г. № 1987 и предписание подписанное начальником абонентского отдела МП «Азовводоканал» Иванчик И.В., о необходимости перенести узел учета в колодец на врезке в городские водопроводные сети направленное в адрес ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга».

МП «Азовводоканал» с решением Ростовского УФАС России не согласен, по мнению заявителя, ФАС  дал  неправильную оценку действиям ресурсоснабжающей организации и неправильно применяет законодательство, нарушает единообразие в толковании и применений норм права. Своим решением ФАС вынуждает ресурсоснабжающую организацию нарушать и не исполнять действующее законодательство.   ФАС не учли тот факт, что разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации дает Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, а не сотрудники ФАС.  Своим решением и предписанием Федеральная антимонопольная служба создает препятствие в работе МП «Азовводоканал» и делает невозможным исполнение действующего законодательства.

МП «Азовводоканал» просит признать недействительным решение от 09.06.2010г. исх. № 5782/02 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и предписание № 287 от 09.06.2010г.  поскольку  УФАС по Ростовской области не правомерно квалифицировало действия МП «Азовводоканал», как нарушающие часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Между МП «Азовводоканал» и ОАО «МРСК Юга» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. МП «Азовводоканал» в адрес ОАО «МРСК Юга»  направил уведомление, о  необходимости установить прибор учета на границе эксплуатационной  ответственности с  системами  коммунальной инфраструктуры (в колодце на врезке в горводосеть) и письмо, с просьбой предоставить в МП «Азовводоканал» документы в соответствии с договором  что, по мнению УФАС по Ростовской области, и явилось нарушением антимонопольного законодательства).

Согласно пункта 3.2.4. ОАО «МРСК Юга» обязуется иметь следующую документацию:документы подтверждающие право собственности на устройства на сооружения ВКХ;   технические  условия  на  подключение  к  водопроводным  и канализационным сетям МП «Азовводоканал»; акт раздела границ балансовой принадлежности сетей; схемы водоснабжения и водоотведения;   баланс (паспорт) водного хозяйства.

Пункт 3.2.5. договора обязывает ОАО «МРСК Юга»  установить прибор учета на границе эксплуатационной ответственности водопроводного ввода между МП «Азовводоканал» и ОАО «МРСК Юга».

В  пункте 1 Правил N 167 определено, что "граница эксплуатацией ответственности

- это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них)  по признаку обязанностей  (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. Так как сторонами не достигнуто соглашение по вопросу определения границ эксплуатационной ответственности инженерных сетей, то эта граница должна определяться по границе балансовой принадлежности сетей. Правила N 167 регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными  системами  водоснабжения  и  (или)  канализации населенных пунктов. К числу абонентов могут относиться организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; УФАС по Ростовской области вынося решение и предписание не учли тот факт, что спорный участок водопроводных сетей строился ПМК-2 .ОАО «МРСК Юга» и другие организации (ООО «Донтранспорт»,000  «Галина». ИП «Комратов», ОАО «Азовский электро-механический завод» ) находящиеся на спорном участке сетей являются правопреемниками ПМК-2.

Собственники  участка водопроводных сетей (ОАО «МРСК Юга» и другие  организации) осуществляют распоряжение сетями.В силу ч. 2 ст. 210 ГК РФ  на собственниках лежит обязанность поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением  имущества  состоянии.

Следовательно, именно на собственников (ОАО «МРСК Юга» и др. организаций) возлагается обязанность за свой счет содержать эти сети в надлежащем состоянии и нести все риски, связанные с неисполнением такой обязанности .  Условия, предусмотренные ст.ст. 210-211 ГК РФ могут быть соблюдены только в том случае, если прибор учета воды, будет установлен на границе принадлежащей им сети, то есть в колодце на месте врезки этой сети в центральный (магистральный) трубопровод МП «Азовводоканал». Только таким образом может быть обеспечен учет потерь поставляемой МП «Азовводоканал» абонентам холодной воды, которые возникли на принадлежащих сетях абонентам.

Из чего следует, что ОАО «МРСК Юга» и другие правопреемники вправе установить прибор учета холодной воды на границе магистрального  (центрального) трубопровода МП «Азовводоканал» и водопроводных сетей.

Решение УФАС по Ростовской области не соответствует требованиям п. 3. Ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»; статьи 218 ГК РФ; не соответствует требованиям, установленным Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Третье лицо, ОАО «МРСК Юга»  просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя. МП «Азововоканал» в подтверждении права собственности на спорный участок водопроводной сети представил свидетельства о государственной регистрации на различные объекты недвижимости, но не представил, ни одного правоустанавливающего  документа, которое бы подтверждало право собственности на спорный объект водопроводной сети.  Водопроводный участок сети относится к инженерным сетям и при приватизации предприятия инженерные сети в соответствие с законом Постановлением Верховного Совета Российской федерации от 27.123.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» переходили в муниципальную собственность. Кроме того, в материалы суда Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о наличии оснований для возникновения права собственности на спорный участок водопроводной, сети за ООО «Галина», ИП Комратов, ООО «Донтранспорт», ОАО «Азовский электро-механический завод» а именно: договор купли продажи, договор о строительстве данного участка водопроводной сети, документы подтверждающие несение затрат на данное строительство и документов, подтверждающих постановку на бухгалтерский баланс участка водопроводной сети за вышеуказанными юридическими лицами. Кроме того, несмотря на то, что спорный участок водопроводной сети подключен к зданию, принадлежащему ОАО «МРСК Юга», не может быть основанием для признания принадлежностью главной вещи (зданию), поскольку представляет собой самостоятельный объект (Определение от 30.04.2008г. № 5447/08).  Предметом рассмотрения в УФАС по РО было понуждение ОАО «МРСК Юга» установить прибор учета на врезке в горводопровод и следствием чего производить расчет за водопотребление по показаниям установленного расчетного прибора учета в врезке в горводопровод. Несмотря на решение УФАС по РО от 10.06.2010г. № 5782/02 МП «Азоводоканал» и по настоящие время понуждает ОАО «МРСК Юга» производит расчет за водопотребление по показаниям общего прибора учета установленного на врезке в горводопровод.

Не является согласием ОАО «МРСК Юга» производит расчет за водопотребление по общему прибору учета, установленного на врезке в горводопровод фраза, написанная в акте опломбировки прибора учета от 15.10.2010, установленного на вводе на территории производственной базы Производственного отделения «Южные электрические сети Ростовэнерго» филиала ОАО «МРСК Юга»-«Ростовэнерго», так как акт опломбировки прибора учета фиксирует факт установки и опломбировки расчетного прибора учета и не устанавливает прав и обязанностей для сторон Договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области правомерно и законно признало МП «Азоводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и выдало предписание об устранении указанных нарушений. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 201 Арбитражно-процессуального кодекса РФ Прошу суд отказать в удовлетворении заявленных МП «Азоводоканал» требований.

Правовые основы отношений в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации, основные права и обязанности субъектов данных отношений в Российской Федерации определяет Гражданский кодекс Российской Федерации (§6 глава 30) (далее- ГК РФ), Постановление Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее- Правила пользования).

В соответствии с указанными нормативно- правовыми актами между ОАО «МРСК Юга» и МП «Азовводоканал» был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.04.2008г. № 2791-63600/08  (далее-Договор).

По условиям данного договора МП «Азовводоканал» обязалось оказывать ОАО «МРСК Юга» услуги по отпуску питьевой воды для целей обеспечения производственно-хозяйственной деятельности Производственного отделения «Южные электрические сети Ростовэнерго» ОАО «МРСК Юга». В п. 4.1. Договора установлено, что учет количества израсходованной питьевой воды и принятых сточных вод производится  по показаниям приборов учета, установленных по адресу: г.Азов, ул.Литейный,5. Пункт 3.2.5. Договора устанавливает обязанность для абонента (ОАО «МРСК Юга») установить прибор учета на границе эксплуатационной ответственности водопроводного ввода между МП «Азовводоканал» и абонентом. Данное требование установлено и пунктом 34 Правил пользования. В приложении № 1 Договора в качестве средств измерения, по которым производится измерение физической величины количества потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод- определены счетчики ОСХВ-40 004575 (водопроводный ввод) и СКВГ-32 00206 (канализационный  выпуск), расположенные по адресу; г. Азов, пр. Литейный, 5.

В нарушении условий Договора МП «Азовводоканал» выдало ОАО «МРСК Юга»  предписание, с требованием установки до 10.10.2009г. прибора учета холодного водоснабжения в колодце на врезке в городской водовод. 16.11.2009 МП «Азовводоканал» проинформировало ОАО «МРСК Юга» о том, что расчет за воду и стоки за ноябрь 2009г. будет выполнен по сечению трубы ввода, в случае не выполнения выданного предписания.

Заявитель в адрес МП «Азовводоканал» направил письмо от 25.11.2009 № 01/1722 о неправомерности требований по установке прибора учета холодного водоснабжения на врезке в горводопровод.

В ответ на это МП «Азовводоканал» в адрес ОАО «МРСК Юга» направило письмо от 27.11.2009г. № 2075 с требованием предоставить перечень документов. Также в этом письме МП «Азовводоканал» указал, что в случае не представления указанных документов, ранее заключенный договор от 01.04.2008г. № 2791 считается недействительным. ОАО «МРСК Юга» в адрес МП «Азовводоканал» направило письмо от 04.12.2009г. № 01/1777 , в котором указало на неправомерность действий МП «Азовводоканал», в части требования предоставления указанных документов, так как данный пакет документов предоставляются абонентами в организацию водопроводно- канализационного хозяйства при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, но не после его заключения (п. 12 Правил пользования). Несмотря на это, МП «Азовводоканал» повторно затребовало предоставление документов (письмо от 01.02.2010г. № 220).  МП «Азовводоканал» письмом 09.11.2009г. № 1933 обязало ОАО «МРСК Юга» производить ремонт бесхозяйной линии и своевременно устранять утечки, в случае таковых, то есть «навязал» необоснованно ответственность ОАО «МРСК Юга» за эксплуатацию данной водопроводной линии.

В нарушение п. 4.1. Договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.04.2008г. № 2791-63600/08 МП «Азовводоканал» за январь, февраль, март, апрель 2010г. выставило ОАО «МРСК Юга» счет за потребленную холодную воду, из расчета пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

При этом, МП «Азовводоканал» неоднократно факсограммами от 09.02.2010г. № 298, 24.03.2010г. № 899 уведомляло  о том, что в случае неоплаты счетов, рассчитанных по пропускной способности устройств будет произведено ограничение подачи воды с последующим отключением.

Согласно п. 14 Правил пользования к договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены  устройства  и  сооружения  для  присоединения  абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница  эксплуатационной  ответственности  устанавливается  по  балансовой принадлежности. Необходимо обратить внимание, что между ОАО «МРСК Юга» и МП «Азовводоканал»  не  согласован  акт  разграничения  балансовой  принадлежности  и эксплуатационной ответственности сторон. Граница  балансовой принадлежности нормативно определена как линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 Правил эксплуатации). Под границей эксплуатационной ответственности - понимается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон (п.1 Правил эксплуатации).

В силу прямого указания в законе граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела элементов систем водоснабжения и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, граница эксплуатационной ответственности ОАО «МРСК Юга» является линией раздела  сетей, находящихся в собственности ОАО «МРСК Юга».

На балансе ОАО «МРСК Юга» находятся водопроводные сети, находящиеся па территории Производственного отделения «Южные электрические сети Ростовэнерго» (пр.Литсйный.5 г.Азов) . На врезке в водопроводные сети установлен узел учета № ]v находящийся на сетях ОАО «МРСК Юга». На балансе ОАО «МРСК Юга» не числятся водопроводные сети, расположенные по ул. Инзенской с переходом на пр. Литейный.

Позиция ОАО «МРСК Юга» подтверждается договором от 01.09.1993, согласно которого спорный участок водопроводной сети находился на балансе МПМК-2. В настоящий момент МПМК-2 ликвидировано, путем проведения процедуры банкротство. Доводы истца, что данный участок водопроводной сети в настоящее время находиться в собственности ОАО «МРСК Юга» материалами не дела не подтверждаются.

Таким образом, ОАО «МРСК Юга» считает, что действия МП «Азовводоканал», выразившиеся в требовании установить прибор учета воды на врезке в горводопровод,

установление в одностороннем порядке границы балансовой и эксплуатационной ответственности в точке подключения в горводопровод, а также исчисление, в нарушение условий Договора, израсходованной холодной воды по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду, являются незаконными, ущемляют интересы ОАО «МРСК Юга.

Со стороны МП «Азовводоканал» в отношении ОАО «МРСК Юга» осуществляются действия понуждающие нести ответственность, проводить техническое обслуживание и нести необоснованные затраты за часть участка водопровода не принадлежащего ОАО «МРСК Юга».

Данные действия являются недопустимыми, поскольку противоречат положениям статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Пунктом 3 части 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона предусмотрен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействие), результатом которых является или может явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Кроме того считаем необходимым сообщить следующее:

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской федерации от 27.123.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее-Постановление № 3020-1», объекты, указанные в Приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов городов).

В пункте 4 части 1 приложения № 3 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 бесхозяйные сети водоснабжения отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры.

Следовательно, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по решению вопроса об определении собственника бесхозяйных сетей при фактическом оказании МП «Азовводоканал» ОАО «МРСК Юга» услуг по водоснабжению и при наличии договора по водоснабжению через эти водопроводные сети, не является основанием для возложения на ОАО «МРСК Юга», не являющегося их правообладателем, обязанностей по установке прибора учета на врезке в горводопровод, а также по содержанию бесхозяйных участков водопроводных сетей. Кроме того, согласно п. 6.4. Договора абонент несет ответственность за сохранность и эксплуатацию сетей, сооружений и устройств, находящихся в его собственности. Следовательно, абонент не обязан осуществлять эксплуатацию бесхозяйных сетей, через которые происходит водоснабжение.