• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2011 года  Дело N А53-19032/2010

Резолютивная часть решения объявлена «08 » февраля 2011 года .

Полный текст решения изготовлен «18» февраля 2011 года .

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи И.П.Комурджиевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.А.Дрижак

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

муниципального предприятия «Азовводоканал» (ИНН 6140000097,ОГРН 1026101790846)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

третье лицо: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» ( ИНН 7705018828, ОГРН 1076164009096)

о признании недействительными решения от 09.06.2010 № 5782/02 и предписания от 09.06.2010 № 287,

при участии:

от заявителя: Ковтун М.А. доверенность, Шавлач В.Н, доверенность,

от УФАС по РО: Алексенко И. В. доверенность ;

от ОАО «МРСК Юга»:Горбенко А.В. . доверенность , Дудкина О.А.доверенность

установил:

муниципальное предприятие «Азовводоканал» (ИНН 6140000097,ОГРН 1026101790846) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, третье лицо: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» ( ИНН 7705018828, ОГРН 1076164009096) о признании недействительными решения от 09.06.2010 № 5782/02 и предписания от 09.06.2010 № 287.

Судебное заседание открыто 01 февраля 2011 года.

Заявитель направил в судебное заседание представителей, которые поддержали заявленные требования в полном объеме .Представители заявителя просили суд о приобщении документов к материалам дела : договоры, схемы (всего 27 листов).

Суд приобщил документы к материалам дела с учетом мнения сторорн.

Представитель антимонопольной службы просил суд отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица просил суд отказать в удовлетворении требований.

В судебном заседании 01 февраля 2011 года объявлен перерыв на срок до 08 февраля 2011 года .

По окончании перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель направил в судебное заседание представителей, которые поддержали заявленные требования в полном объеме .

Представитель антимонопольной службы просил суд отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица просил суд отказать в удовлетворении требований, предоставил дополнение к отзыву с приложением.

Суд приобщил дополнение к отзыву с приложением к материалам дела, с учетом мнения сторон.

Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Ростовское УФАС России рассмотрев дело № 380 от 13.04.2010г. по признакам нарушения МП «Азовводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признало МП «Азовводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции», выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отозвать письма от 09.11.2009г. № 1933, от 16.11.2009г. № 1987 и предписание подписанное начальником абонентского отдела МП «Азовводоканал» Иванчик И.В., о необходимости перенести узел учета в колодец на врезке в городские водопроводные сети направленное в адрес ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга».

МП «Азовводоканал» с решением Ростовского УФАС России не согласен, по мнению заявителя, ФАС дал неправильную оценку действиям ресурсоснабжающей организации и неправильно применяет законодательство, нарушает единообразие в толковании и применений норм права. Своим решением ФАС вынуждает ресурсоснабжающую организацию нарушать и не исполнять действующее законодательство. ФАС не учли тот факт, что разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации дает Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, а не сотрудники ФАС. Своим решением и предписанием Федеральная антимонопольная служба создает препятствие в работе МП «Азовводоканал» и делает невозможным исполнение действующего законодательства.

МП «Азовводоканал» просит признать недействительным решение от 09.06.2010г. исх. № 5782/02 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области и предписание № 287 от 09.06.2010г. поскольку УФАС по Ростовской области не правомерно квалифицировало действия МП «Азовводоканал», как нарушающие часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Между МП «Азовводоканал» и ОАО «МРСК Юга» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. МП «Азовводоканал» в адрес ОАО «МРСК Юга» направил уведомление, о необходимости установить прибор учета на границе эксплуатационной ответственности с системами коммунальной инфраструктуры (в колодце на врезке в горводосеть) и письмо, с просьбой предоставить в МП «Азовводоканал» документы в соответствии с договором что, по мнению УФАС по Ростовской области, и явилось нарушением антимонопольного законодательства).

Согласно пункта 3.2.4. ОАО «МРСК Юга» обязуется иметь следующую документацию:документы подтверждающие право собственности на устройства на сооружения ВКХ; технические условия на подключение к водопроводным и канализационным сетям МП «Азовводоканал»; акт раздела границ балансовой принадлежности сетей; схемы водоснабжения и водоотведения; баланс (паспорт) водного хозяйства.

Пункт 3.2.5. договора обязывает ОАО «МРСК Юга» установить прибор учета на границе эксплуатационной ответственности водопроводного ввода между МП «Азовводоканал» и ОАО «МРСК Юга».

В пункте 1 Правил N 167 определено, что "граница эксплуатацией ответственности

- это линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. Так как сторонами не достигнуто соглашение по вопросу определения границ эксплуатационной ответственности инженерных сетей, то эта граница должна определяться по границе балансовой принадлежности сетей. Правила N 167 регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. К числу абонентов могут относиться организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; УФАС по Ростовской области вынося решение и предписание не учли тот факт, что спорный участок водопроводных сетей строился ПМК-2 .ОАО «МРСК Юга» и другие организации (ООО «Донтранспорт»,000 «Галина». ИП «Комратов», ОАО «Азовский электро-механический завод» ) находящиеся на спорном участке сетей являются правопреемниками ПМК-2.

Собственники участка водопроводных сетей (ОАО «МРСК Юга» и другие организации) осуществляют распоряжение сетями.В силу ч. 2 ст. 210 ГК РФ на собственниках лежит обязанность поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Следовательно, именно на собственников (ОАО «МРСК Юга» и др. организаций) возлагается обязанность за свой счет содержать эти сети в надлежащем состоянии и нести все риски, связанные с неисполнением такой обязанности . Условия, предусмотренные ст.ст. 210-211 ГК РФ могут быть соблюдены только в том случае, если прибор учета воды, будет установлен на границе принадлежащей им сети, то есть в колодце на месте врезки этой сети в центральный (магистральный) трубопровод МП «Азовводоканал». Только таким образом может быть обеспечен учет потерь поставляемой МП «Азовводоканал» абонентам холодной воды, которые возникли на принадлежащих сетях абонентам.

Из чего следует, что ОАО «МРСК Юга» и другие правопреемники вправе установить прибор учета холодной воды на границе магистрального (центрального) трубопровода МП «Азовводоканал» и водопроводных сетей.

Решение УФАС по Ростовской области не соответствует требованиям п. 3. Ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»; статьи 218 ГК РФ; не соответствует требованиям, установленным Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Третье лицо, ОАО «МРСК Юга» просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя. МП «Азововоканал» в подтверждении права собственности на спорный участок водопроводной сети представил свидетельства о государственной регистрации на различные объекты недвижимости, но не представил, ни одного правоустанавливающего документа, которое бы подтверждало право собственности на спорный объект водопроводной сети. Водопроводный участок сети относится к инженерным сетям и при приватизации предприятия инженерные сети в соответствие с законом Постановлением Верховного Совета Российской федерации от 27.123.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» переходили в муниципальную собственность. Кроме того, в материалы суда Заявителем не представлено документов, свидетельствующих о наличии оснований для возникновения права собственности на спорный участок водопроводной, сети за ООО «Галина», ИП Комратов, ООО «Донтранспорт», ОАО «Азовский электро-механический завод» а именно: договор купли продажи, договор о строительстве данного участка водопроводной сети, документы подтверждающие несение затрат на данное строительство и документов, подтверждающих постановку на бухгалтерский баланс участка водопроводной сети за вышеуказанными юридическими лицами. Кроме того, несмотря на то, что спорный участок водопроводной сети подключен к зданию, принадлежащему ОАО «МРСК Юга», не может быть основанием для признания принадлежностью главной вещи (зданию), поскольку представляет собой самостоятельный объект (Определение от 30.04.2008г. № 5447/08). Предметом рассмотрения в УФАС по РО было понуждение ОАО «МРСК Юга» установить прибор учета на врезке в горводопровод и следствием чего производить расчет за водопотребление по показаниям установленного расчетного прибора учета в врезке в горводопровод. Несмотря на решение УФАС по РО от 10.06.2010г. № 5782/02 МП «Азоводоканал» и по настоящие время понуждает ОАО «МРСК Юга» производит расчет за водопотребление по показаниям общего прибора учета установленного на врезке в горводопровод.

Не является согласием ОАО «МРСК Юга» производит расчет за водопотребление по общему прибору учета, установленного на врезке в горводопровод фраза, написанная в акте опломбировки прибора учета от 15.10.2010, установленного на вводе на территории производственной базы Производственного отделения «Южные электрические сети Ростовэнерго» филиала ОАО «МРСК Юга»-«Ростовэнерго», так как акт опломбировки прибора учета фиксирует факт установки и опломбировки расчетного прибора учета и не устанавливает прав и обязанностей для сторон Договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области правомерно и законно признало МП «Азоводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и выдало предписание об устранении указанных нарушений. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 201 Арбитражно-процессуального кодекса РФ Прошу суд отказать в удовлетворении заявленных МП «Азоводоканал» требований.

Правовые основы отношений в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации, основные права и обязанности субъектов данных отношений в Российской Федерации определяет Гражданский кодекс Российской Федерации (§6 глава 30) (далее- ГК РФ), Постановление Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее- Правила пользования).

В соответствии с указанными нормативно- правовыми актами между ОАО «МРСК Юга» и МП «Азовводоканал» был заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.04.2008г. № 2791-63600/08 (далее-Договор).

По условиям данного договора МП «Азовводоканал» обязалось оказывать ОАО «МРСК Юга» услуги по отпуску питьевой воды для целей обеспечения производственно-хозяйственной деятельности Производственного отделения «Южные электрические сети Ростовэнерго» ОАО «МРСК Юга». В п. 4.1. Договора установлено, что учет количества израсходованной питьевой воды и принятых сточных вод производится по показаниям приборов учета, установленных по адресу: г.Азов, ул.Литейный,5. Пункт 3.2.5. Договора устанавливает обязанность для абонента (ОАО «МРСК Юга») установить прибор учета на границе эксплуатационной ответственности водопроводного ввода между МП «Азовводоканал» и абонентом. Данное требование установлено и пунктом 34 Правил пользования. В приложении № 1 Договора в качестве средств измерения, по которым производится измерение физической величины количества потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод- определены счетчики ОСХВ-40 004575 (водопроводный ввод) и СКВГ-32 00206 (канализационный выпуск), расположенные по адресу; г. Азов, пр. Литейный, 5.

В нарушении условий Договора МП «Азовводоканал» выдало ОАО «МРСК Юга» предписание, с требованием установки до 10.10.2009г. прибора учета холодного водоснабжения в колодце на врезке в городской водовод. 16.11.2009 МП «Азовводоканал» проинформировало ОАО «МРСК Юга» о том, что расчет за воду и стоки за ноябрь 2009г. будет выполнен по сечению трубы ввода, в случае не выполнения выданного предписания.

Заявитель в адрес МП «Азовводоканал» направил письмо от 25.11.2009 № 01/1722 о неправомерности требований по установке прибора учета холодного водоснабжения на врезке в горводопровод.

В ответ на это МП «Азовводоканал» в адрес ОАО «МРСК Юга» направило письмо от 27.11.2009г. № 2075 с требованием предоставить перечень документов. Также в этом письме МП «Азовводоканал» указал, что в случае не представления указанных документов, ранее заключенный договор от 01.04.2008г. № 2791 считается недействительным. ОАО «МРСК Юга» в адрес МП «Азовводоканал» направило письмо от 04.12.2009г. № 01/1777 , в котором указало на неправомерность действий МП «Азовводоканал», в части требования предоставления указанных документов, так как данный пакет документов предоставляются абонентами в организацию водопроводно- канализационного хозяйства при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, но не после его заключения (п. 12 Правил пользования). Несмотря на это, МП «Азовводоканал» повторно затребовало предоставление документов (письмо от 01.02.2010г. № 220). МП «Азовводоканал» письмом 09.11.2009г. № 1933 обязало ОАО «МРСК Юга» производить ремонт бесхозяйной линии и своевременно устранять утечки, в случае таковых, то есть «навязал» необоснованно ответственность ОАО «МРСК Юга» за эксплуатацию данной водопроводной линии.

В нарушение п. 4.1. Договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.04.2008г. № 2791-63600/08 МП «Азовводоканал» за январь, февраль, март, апрель 2010г. выставило ОАО «МРСК Юга» счет за потребленную холодную воду, из расчета пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

При этом, МП «Азовводоканал» неоднократно факсограммами от 09.02.2010г. № 298, 24.03.2010г. № 899 уведомляло о том, что в случае неоплаты счетов, рассчитанных по пропускной способности устройств будет произведено ограничение подачи воды с последующим отключением.

Согласно п. 14 Правил пользования к договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности. Необходимо обратить внимание, что между ОАО «МРСК Юга» и МП «Азовводоканал» не согласован акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Граница балансовой принадлежности нормативно определена как линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 Правил эксплуатации). Под границей эксплуатационной ответственности - понимается линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон (п.1 Правил эксплуатации).

В силу прямого указания в законе граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела элементов систем водоснабжения и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, граница эксплуатационной ответственности ОАО «МРСК Юга» является линией раздела сетей, находящихся в собственности ОАО «МРСК Юга».

На балансе ОАО «МРСК Юга» находятся водопроводные сети, находящиеся па территории Производственного отделения «Южные электрические сети Ростовэнерго» (пр.Литсйный.5 г.Азов) . На врезке в водопроводные сети установлен узел учета № ]v находящийся на сетях ОАО «МРСК Юга». На балансе ОАО «МРСК Юга» не числятся водопроводные сети, расположенные по ул. Инзенской с переходом на пр. Литейный.

Позиция ОАО «МРСК Юга» подтверждается договором от 01.09.1993, согласно которого спорный участок водопроводной сети находился на балансе МПМК-2. В настоящий момент МПМК-2 ликвидировано, путем проведения процедуры банкротство. Доводы истца, что данный участок водопроводной сети в настоящее время находиться в собственности ОАО «МРСК Юга» материалами не дела не подтверждаются.

Таким образом, ОАО «МРСК Юга» считает, что действия МП «Азовводоканал», выразившиеся в требовании установить прибор учета воды на врезке в горводопровод,

установление в одностороннем порядке границы балансовой и эксплуатационной ответственности в точке подключения в горводопровод, а также исчисление, в нарушение условий Договора, израсходованной холодной воды по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду, являются незаконными, ущемляют интересы ОАО «МРСК Юга.

Со стороны МП «Азовводоканал» в отношении ОАО «МРСК Юга» осуществляются действия понуждающие нести ответственность, проводить техническое обслуживание и нести необоснованные затраты за часть участка водопровода не принадлежащего ОАО «МРСК Юга».

Данные действия являются недопустимыми, поскольку противоречат положениям статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Пунктом 3 части 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона предусмотрен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий (бездействие), результатом которых является или может явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Кроме того считаем необходимым сообщить следующее:

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской федерации от 27.123.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее-Постановление № 3020-1», объекты, указанные в Приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов городов).

В пункте 4 части 1 приложения № 3 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 бесхозяйные сети водоснабжения отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры.

Следовательно, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по решению вопроса об определении собственника бесхозяйных сетей при фактическом оказании МП «Азовводоканал» ОАО «МРСК Юга» услуг по водоснабжению и при наличии договора по водоснабжению через эти водопроводные сети, не является основанием для возложения на ОАО «МРСК Юга», не являющегося их правообладателем, обязанностей по установке прибора учета на врезке в горводопровод, а также по содержанию бесхозяйных участков водопроводных сетей. Кроме того, согласно п. 6.4. Договора абонент несет ответственность за сохранность и эксплуатацию сетей, сооружений и устройств, находящихся в его собственности. Следовательно, абонент не обязан осуществлять эксплуатацию бесхозяйных сетей, через которые происходит водоснабжение.

Данное положение закреплено и в п. 93 Правил пользования, согласно которым, «абонент несет ответственность за целость и сохранность пломб на средствах измерения на движке обводной линии, пожарных гидрантах и других водопроводных устройствах, находящихся в его хозяйственном ведении». То обстоятельство, что через бесхозяйный участок водопроводной сети, осуществляется водоснабжение ОАО «МРСК Юга» (от данного участка водопровода питаются еще три абонента) и не может функционировать отдельно от него, не является основанием для возложения на ОАО «МРСК Юга» обязанности его ремонта, то есть его содержания.

Таким образом, действия МП «Азовводоканал» создают условия, при которых ОАО «МРСК Юга» вменяется в обязанность обеспечение сохранности и исправности участка водопроводной сети, не находящейся в его собственности, что влечет необоснованные затраты последнего на охрану, техническую эксплуатацию водопроводных сетей. Данные действия МП «Азовводоканал» являются доказательством ущемления прав ОАО «МРСК Юга», навязывания ему невыгодных условий.

МП «Азовводоканал», пользуясь своим доминирующим положением, навязывает невыгодные условия для Заявителя, чем подтверждает злонамеренность своих действий, препятствующих нормальному ведению Заявителем хозяйственной деятельности.

МП «Азовводаканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, является организацией, в отношении которой осуществляется государственное регулирование. Кроме того, в связи с тем, что ОАО «МРСК Юга» является экономически зависимой от МП «Азоводоканал», то действия последнего по навязыванию условий о необходимости осуществить врезку в горводопровод, являются невыгодными и (или) противоречащими действующему законодательству, а также ущемляют интересы ОАО «МРСК Юга».

Таким образом, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области правомерно и законно признало МП «Азоводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и выдало предписание об устранении указанных нарушений.

Судом установлено,что Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело по признакам нарушения Муниципальным предприятием «Азовводоканал» (далее - МП «Азовводоканал») 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») установила следующее.

В Федеральную антимонопольную службу по Ростовской области поступило заявление Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ОАО «МРСК») на неправомерные, на его взгляд, действия МП «Азовводоканал»

Указанное нарушение, по мнению заявителя, выразилось в следующем: 01.04.2008 между ОАО «МРСК» и МП «Азовводоканал» был заключен договор № 2791-63600/08 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее - Договор). По условиям данного договора МП «Азовводоканал» обязалось оказывать заявителю услуги по отпуску питьевой воды для целей обеспечения производственно-хозяйственной деятельности ОАО «МРСК».

МП «Азовводоканал» выдало ОАО «МРСК» предписание, с требованием установки до 10.10.2009г. прибора учета холодного водоснабжения в колодце на врезке в городской водовод.

16.11.2009 МП «Азовводоканал» проинформировало заявителя о том. что расчет за воду и стоки за ноябрь 2009г. будет выполнен по сечению трубы ввода, в случае не выполнения выданного предписание.

Заявитель в адрес МП «Азовводоканал» направил письмо от 25.11.2009 № 01/1722 о неправомерности требований по установке прибора учета холодного водоснабжения на врезке в городские водопроводные сети.

В ответ на указанное письмо МП «Азовводоканал» в адрес ОАО «МРСК» направило письмо от 27.11.2009г. № 2075 с требованием предоставить перечень документов, а именно:

-заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;

- акт раздела границ по балансовой принадлежности (при отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности сетей в точке подключения к городской водопроводной сети колодец В-1 ул. Инзенская);

- документы подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;

- схемы водоснабжения и канализации:

- баланс водопотребления и водоотведения (согласованный с МП «Азовводоканал» на время отсутствия прибора учета на стоки);

- план мероприятий по рациональному использованию питьевой волы и сокращению сброса сточных вод.

При этом, МП «Азовводоканал» указал о том, что в случае не представления указанных документов, ранее заключенный договор считается недействительным.

В соответствии с п. 12 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2.02.1999г. № 167 (далее Правила), вышеуказанные документы предоставляются абонентами в организацию водопроводно-канализационного хозяйства при заключении договора на отпуск питьевой , волы и прием сточных вод, но не после его заключения. Заявитель направил письмо от 04. 04.12.2009г. № 01/1777, в котором указал на неправомерность действий МП «Азовводоканал», в части требования предоставления указанных документов. Несмотря на это, МП «Азовводоканал» повторно затребовало вышеуказанные документы (письмо от 01.02.2010г. № 220).

Кроме того, МП «Азовводоканал» письмом 09.11.2009г. № 1933 обязало ОАО «МРСК» производить ремонт бесхозяйной линии и своевременно устранять утечки, в случае таковых, то есть «навязал» необоснованно ответственность ОАО «МРСК» за эксплуатацию данной водопроводной линии.

В нарушение п. 4.1. Договора МП «Азовводоканал» за январь 2010г. выставило ОАО «МРСК» счет за потребленную холодную воду, из расчета пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

При этом, МП «Азовводоканал» факсограммой от 09.02.2010г. № 298 уведомило заявителя о том, что в случае неоплаты счета за январь 2010 года будет произведено ограничение подачи воды с последующим отключением.

Таким образом, ОАО «МРСК» считает, что действия МП «Азовводоканал», выразившиеся в требовании установить прибор учета воды на врезке в городской водопровод, установление в одностороннем порядке границы балансовой и эксплуатационной ответственности в точке подключения в городской водопровод, а также исчисление, в нарушение условий Договора, израсходованной холодной воды по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду, являются незаконными, ущемляют интересы ОАО «МРСК».

В подтверждение своей позиции ОАО «МРСК» также, сообщило следующее:

В соответствии с пунктом 14 Правил акт разграничения эксплуатационной ответственности не входит в перечень документов, являющихся неотъемлемой частью договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Кроме того, в случае отсутствия такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности, то есть по линии раздела элементов систем водоснабжения и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

На балансе заявителя находятся водопроводные сети, ОАО «МРСК» - (пр.Литейный,5 г.Азов). Hа врезке в водопроводные сети установлен узел учета №1 находящийся на его сетях. На балансе заявителя не числятся водопроводные сети , расположенные по ул.Инзенской с переходом на пр.Литейный.

Пунктом 57 Правил установлено, что только в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации, количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1.2 метра в секунду

Заявитель в надлежащем порядке был подключен к водопроводным сетям. Между МП «Азовводоканал» и ОАО «МРСК» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.04.2O08t. № 2791-63600/08. Кроме того, установленные в договоре приборы учета надлежащим образом сертифицированы и соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к данному виду оборудования.

Однако МП «Азовводоканал» выставило ОАО «МРСК» счет от 27.01.201Ог. № 2791 на оплату, за потребленную холодную воду и принятые сточные воды в размере 192 195 (сто девяносто две тысячи сто девяносто пять) руб., 40коп., в котором расчет произведен исходя из пропускной способности и скорости движения воды 1.2 метра в секунду.

Таким образом, по мнению ОАО «МРСК», действия МП «Азовводоканал» по выставлению счета на оплату за январь 2010г. в размере 192 195 (сто девяносто две тысячи сто девяносто пять) руб., 40коп.. не находит законодательного подтверждения. Данные действия МП «Азовводоканал» являются доказательством ущемления прав заявителя.

Возражая на доводы ОАО «МРСК», МП «Азовводоканал» пояснил, что 01.04.2008г. между ОАО «МРСК» и МП «Азовводоканал» заключен договор № 2791 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. МП «Азовводоканал» при составлении текста договора руководствовался Правилами, и Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-фЗ (далее - ГК). Все пункты договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод соответствуют действующему законодательству.


В силу пункта статьи 422 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Договор № 2791 от 01 04.2008г. в силу статьи 426 ГК относится к публичным, поэтому на него распространяются требования ч. 3 ст. 539 ГК РФ. При заключении договора стороны обязаны руководствоваться Правилами, согласно п. 5 которых они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты , а также для всех абонентов независимо т ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

В соответствии с Договором МП «Азовводоканал» производит отпуск питьевой воды и осуществляет прием сточных вод ОАО «МРСК» по вводам и выпускам, расположенным по адресу: проезд Литейный,7.

При этом л. 3.2.5. Договора предусмотрена обязанность установить прибор учета на границе эксплуатационной ответственности водопроводного ввода между МП «Азовводо- канал» и ОАО «МРСК». Согласно п. 6.3. граница ответственности за состояние и эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей сооружений и устройств, устанавливается актом разграничения по балансовой принадлежности или эксплуатационной ответственности сторон. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.

ОАО «МРСК» несет ответственность за сохранность и эксплуатацию сетей, сооружений и устройств, целостность пломб на средствах измерений и задвижке на обводной линии, находящихся в его хозяйственном ведении или на его территории (п. 6.4. Договора). Сети находящиеся в хозяйственном ведении ОАО «МРСК» находятся в аварийном состоянии из-за чего систематически происходят порывы (утечки).

Прибор учета воды ОАО «МРСК» установили в колодец на территории, но не на врезке в городскую водопроводную сеть- Предписания и уведомления МП «Азовводоканал» направленные в адрес ОАО «МРСК» по установке прибора учета на врезке в городскую водопроводную сеть не исполняются.

Расчеты за оказанные ОАО «МРСК» услуги, производятся по действующим тарифам (п, 5 Договора).

Изучив материалы дела, выслушав представителей ОАО «МРСК» и МП «Азовводоканал», Комиссия пришла к следующим выводам.

Приказом Ростовского территориального управления Государственного антимонопольного комитета России № 2-Р от 05.07.1996. МП «Азовводоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее Реестр), с долей более 65 процентов на pынке оказания услуг производство и реализация питьевой и технической воды, пропуск сточных вод, поставка тепловой энергии.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих объектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической Ч концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В этой связи и на основании части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции», положение МП «Азовводоканал» на рынке производства и реализации питьевой и технической воды, пропуска сточных вод в г. Азове является доминирующим.

Таким образом, на деятельность МП «Азовводоканал» распространяются ограничения установленные ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 2 Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно -канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Таким образом, рассматриваемые отношения МП «Азовводоканал» и ОАО «МРСК» регулируются Правилами.

Как следует из акта приемки и опломбировки водомерного узла . узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод ОАО «МРСК» расположен на его водопроводных сетях.

Согласно п. 34 Правил узел учета должен размешаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализацнонного хозяйства и абонентом.

Таким образом, узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод ОАО «МРСК» должен располагаться непосредственно на принадлежащих последнему инженерно-технических сетях. .

Данный вывод коррелирует с нормами права отраженными в п. I, п, 14 Правил, а также подтверждается нижеследующими обстоятельствами:

01.04.2008 между ОАО «МРСК» и МП «Азовводоканал» заключен договор№2791-63600/08 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

Согласно п. 14 Правил к договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.

Однако, между МП «Азовводоканал» и ОАО «МРСК» не согласован акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

При этом в соответствии с п. 1 Правил границей эксплуатационной ответственности является линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. В случае отсутствия соглашения сторон граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности, то есть по линии раздела элементов систем водоснабжения и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, граница эксплуатационной ответственности ОАО "МРСК» является линия раздела сетей находящихся в собственности заявителя.

Из изложенного следует, что узел учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод ОАО «МРСК» установлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, а, следовательно, требование МП «Азовводоканал», выраженное в предписании, подписанном начальником абонентского отдела МП «Азовводоканал» Иванчик И.В., о необходимости перенести узел учета в колодец на врезке в городские водопроводные сети, неправомерно.

Оценивая действия МП «Азовводоканал», выразившиеся в «понуждении ОАО «МРСК» содержать, устранять аварии на сетях, не принадлежащих последнему, отраженное в письме от 09.11.2009г, № 1933, Комиссия пришла к выводу о неправомерности данных требований.

Обоснованность данного вывода Комиссии следует из норм права, а также п. 87 Правил, согласно которой организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм.

Поскольку сторонами акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не согласован, МП Азовводоканал» достоверных доказательств, подтверждающих право собственности ОАО «МРСК» спорного участка водопроводной сети, не представлено, то требования МП «МП Азовводоканал» о возложении на заявителя обязанностей по содержанию указанных участков сетей необоснованны.

Антимонопольный орган пришел ,к выводу,что заключив договор на отпуск питьевой воды без определения границ эксплуатационной ответственности, МП «Азовводоканал» принял на себя риск своей ответственности как за обеспечение выполнения условий заключенного договора в предложенной в редакции, так и устранение всех неблагоприятных последствий, вызванных его исполнением.

Антимонопольный орган пришел к выводу,что требования МП «Азовводоканал» о переустановке узла учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод ОАО «МРСК» в колодец на врезке в городские водопроводные сети, а также возложение обязанности содержать, устранять аварии на сетях, не принадлежащих последнему, неправомерны. Следовательно, письмо МП «Азовводоканал» от 16.11.2009г. № 1987 согласно которому по причине отказа ОАО «МРСК» выполнять требования о переносе узла учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, а также об устранении аварии на сетях не принадлежащих заявителю, расчет за потребленную воду и сброшенные ночные воды будет производится по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду, противоречит нормам права, отраженным в Правилах. Таким образом, учитывая доминирующее положение ответчика, МП «Азовводоканал», вышеописанными противоправными действиями ущемляет интересы ОАО «МРСК», а, следовательно, нарушает ч. 1 ст. 10 ФЗ « 0 защите конкуренции», согласно которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Антимонопольный орган решил признать МП «Азовводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» и выдать МП «Азовводоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно, отозвать письма от 09.11.2009г. № 1933, от 16.11.2009г. № 1987 и предписание, подписанное начальником абонентского отдела МП «Азовводоканал» Иванчиком И.В., о необходимости перенести узел учета в колодец на врезке в городские водопроводные сети.

09 июня 2010 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области вынесло предписание №287 на основании своего решения от 09.06.2010 года по делу № 380 о нарушении муниципальным предприятием «Азовводоканал» (далее МП «Азовводоканл») , которым предписало

1. МП «Азовводоканал» прекратить нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении (возможности ущемления) интересов Открытого акционерного общества Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» путем требования об установке узла учета потребляемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод ОАО «МРСК» в колодец на врезке в городские водопроводные сети , а также возложение обязанности содержать, устранять аварии на сетях, на принадлежащих последнему и производства расчета за потребленную воду и сброшенные сточные воды по пропускной способности устройств и кружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения долы 1,2 метра в секунду.

2. Во исполнение пункта 1 настоящего предписания МП «Азовводоканал» в 15 (пятнадцати) - дневный срок с момента получения настоящего предписания необходимо отозвать письма от 09.11.2009г. №1933, от 16.11.2009г. № 1987 и предписание, подписанное начальником абонентского отдела МП «Азовводоканал» Иванчиком И.В., о

необходимости перенести узел учета в колодец на врезке в городские водопроводные сети

Суд, изучив представленные документы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, пришел к выводу ,что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Требование общества об установке прибора учета воды на границе врезки водопроводных сетей в центральный (магистральный) водопровод не соответствует положениям действующего законодательства.

В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Кроме того, в этом пункте указано, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Ресурсоснабжающая организация фактически предъявила абоненту требование о переносе прибора учета воды на место врезки в центральный (магистральный) трубопровод, иначе расчет платы будет осуществляться по установленным нормативам.

В тоже время, ни пунктом 24, ни пунктом 31 Правил N 307 не только не предусмотрена возможность отказа ресурсоснабжающей организации от определения объема потребленной абонентом холодной воды в связи с истечением установленного ею срока, но и вообще право устанавливать данный срок. Действующее законодательство не обременяет абонентов общества обязанностью по содержанию бесхозяйных сетей водопроводно-канализационного хозяйства, расположенных между собственными сетями и сетями общества. Аналогичная позиция изложена Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 18.11.2010 по делу N А53-3207/2010.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для признания ненормативного акта недействительным являются одновременно как несоответствие его закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Установив отсутствие совокупности оснований для признания обжалуемых ненормативных актов недействительными, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 169,170,198,199, 200,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья И.П.Комурджиева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-19032/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 18 февраля 2011

Поиск в тексте