АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2010 года  Дело N А53-19036/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «21» декабря 2010 г.

Полный текст решения изготовлен  «23» декабря 2010 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Н.И. Воловой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чернухиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ростовской области

к Администрации Титовского сельского поселения

о взыскании 8 531,91 руб.

при участии:

от заявителя - представитель не явился;

от заинтересованного лица - представитель не явился.

установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Ростовской области (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации Титовского сельского поседения (далее по тексту - заинтересованное лицо) о взыскании единого социального налога в федеральный бюджет в сумме 7 912,85 руб. руб. и пени по единому социальному налогу в сумме 619,08 руб., в том числе: 2 194,07 руб. - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, 270,26 руб. - пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет; 2 386,20 руб. - ЕСН, зачисляемый в федеральный фонд социального страхования, 204,55 руб. - пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный фонд социального страхования; 954,70 руб. - ЕСН, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 43,85 руб. - пени по ЕСН, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2 377,88 руб. - ЕСН, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, 100,42 руб. - пени по ЕСН, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Заявитель, извещенный надлежащим образом в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представителя не направил, известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещенное о месте и времени слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило, известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя. В отзыве на заявление требования инспекции признало, указав, что недоимка по налогам возникла ввиду ограниченной доходной части бюджета Титовского сельского поселения Миллеровского района и будет погашена до 31.12.2010 по мере поступления денежных средств.

При таких обстоятельствах дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица по имеющимся в материалах дела документам.

До принятия решения от заявителя поступило ходатайство об уменьшении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с произведенной частичной оплатой заинтересованным лицом задолженности по единому социальному налогу. Требования изложены в следующей редакции: «Взыскать с ответчика 270,26 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 204,55 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, 43,80 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 100,42 руб. пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, всего 619,08 руб.».

По результатам рассмотрения ходатайства суд вынес протокольное определение об его удовлетворении.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Администрация Титовского сельского поселения состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №3 по Ростовской области.

Администрацией Титовского сельского поселения в Межрайонную ИФНС России №3 по Ростовской области были представлены: 19.10.2009 расчет авансовых платежей по ЕСН за 9 месяцев 2009 года, согласно которому в федеральный бюджет за 3 квартал 2009 года заявлена сумма 20 921 руб., в фонд социального страхования за 3 квартал 2009 года - 10 112 руб.; 30.03.2010 налоговая декларация по ЕСН за 2009 год, согласно которой к уплате в федеральный бюджет заявлена сумма 2 194,07 руб., в фонд социального страхования - 2 386,20 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 954,70 руб., в территориальные фонды обязательного медицинского страхования -2 377,88 руб.

В связи с тем, что в установленный законом срок обязанность по уплате ЕСН налогоплательщиком не исполнена, Межрайонная ИФНС России №3 по Ростовской области направила в адрес налогоплательщика требования об уплате налога и пени №12975 по состоянию на 20.01.2010 с предложением уплатить пени по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет за 2009, в сумме 159,82 руб. в срок до 08.02.2010; №12976 по состоянию на 20.01.2010 с предложением уплатить пени по ЕСН в части, зачисляемой в фонд социального страхования за 2009, в сумме 150,52 руб. в срок до 08.02.2010; №173786 по состоянию на 07.04.2010 с предложением уплатить пени по ЕСН в части, зачисляемой в фонд социального страхования за 2009 г., в сумме 308,74 руб. в срок до 17.04.2010.

Указанные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения.

Не имея права на бесспорное взыскание налога, Межрайонная ИФНС России №3 по Ростовской области обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, суд находит требования налогового органа подлежащими удовлетворению в полном объеме ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 58 Налогового Кодекса Российской Федерации уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Как следует из материалов дела, Администрация Титовского сельского поселения является бюджетной организацией и в соответствии с пунктом 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации в 2009 году являлась плательщиком ЕСН.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 1 января 2010 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу пункта 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сумма задолженности  Администрации Титовского сельского поселения составила 619,08 руб., в том числе: 270,26 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 204,55 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, 43,80 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 100,42 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налоговым органом, в связи с установленной неуплатой налога, налогоплательщику были направлены соответствующие требования, в которых предложено добровольно уплатить установленную недоимку и начисленные за несвоевременную уплату налога пени.

В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 Кодекса).

В связи с изложенным, суд считает правомерным начисление налоговым органом пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Произведенный налоговым органом расчет пени проверен и принят судом, налогоплательщиком не оспорен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации определяет перечень оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении пеней.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, в силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункт 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному арбитражным судам в связи с возникшими в судебной практике вопросами, касающимися рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с бюджетных учреждений, а также дел о привлечении данных организаций к административной ответственности (пункт 1 Постановления от 17.05.2007 №31), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем 4 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетных учреждений производится только на основании судебных актов.

Из анализа приведенных норм следует, что в отношении такого налогоплательщика, как бюджетное учреждение, не предусмотрен бесспорный порядок взыскания недоимки по налогам и пеням с его бюджетных счетов или за счет иного его имущества, а их взыскание может быть произведено только в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается, что заявитель является бюджетным учреждением.

Согласно пункту 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что требования заявителя о взыскании с Администрации Титовского сельского поселения пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 619,08 руб., в том числе: 270,26 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 204,55 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, 43,80 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 100,42 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации═  введенным Федеральным законом от 25.12.2008 №281-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 руб.

При указанных обстоятельствах расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Администрацию Титовского сельского поселения, в связи с чем, она подлежит взысканию в федеральный бюджет в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 148, 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Администрации Титовского сельского поселения, расположенной по адресу: Ростовская область, Миллеровский р-н, с. Титовка, ул. Ленина, д.8; ОГРН 1056149013854, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.11.2005, в доход бюджета пени по единому социальному налогу в сумме 619,08 руб., в том числе: 270,26 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 204,55 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, 43,80 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 100,42 руб. - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Взыскать с Администрации Титовского сельского поселения в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение═ при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья   Н.И. Волова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка