АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 апреля 2011 года  Дело N А53-2094/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2011 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи  Парамоновой А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СОЛЬВЕЙ ПЛАСТХИМ» ИНН 7743085960, ОГРН 1057743043181

к Ростовской таможне

о признании незаконными действий Ростовской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввозимых ООО «СОЛЬВЕЙ ПЛАСТХИМ» в рамках внешнеторгового контракта от 11.03.2010г. № 02/2010, заключенного в компанией «СОЛЬВЕЙ Кемикалз Интернешнл» и о признании недействительным требования Ростовской таможни об уплате таможенных платежей от 25.11.2010г. № 1405

при участии:

от заявителя: представитель Литвинов Ю.В. по доверенности от 11.11.2010 года

от таможенного органа: представитель Саковникова Е.И. дов. № 02-32/231 от 18.02.2011;

установил: общество с ограниченной ответственностью «СОЛЬВЕЙ ПЛАСТХИМ» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконными действий Ростовской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввозимых ООО «СОЛЬВЕЙ ПЛАСТХИМ»  по ТД № 10313010/230910/0001413 в рамках внешнеторгового контракта от 11.03.2010г. № 02/2010, заключенного в компанией «СОЛЬВЕЙ Кемикалз Интернешнл» и о признании недействительным требования Ростовской таможни об уплате таможенных платежей от 25.11.2010г. № 1405.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, дав пояснения по существу заявленных требований. По мнению заявителя, общество представило предусмотренный законодательством Российской Федерации пакет документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара. Таможенный орган не представил доказательства наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Федерального закона «О таможенном тарифе» оснований для непринятия первого метода определения таможенной стоимости товара, не подтвердил документально, что представленные декларантом документы содержат недостоверные сведения.

Представитель Ростовской таможни заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, обосновывая свою позицию доводами, изложенными в представленном отзыве на заявление общества. По мнению представителя таможенного органа,  представленные обществом при таможенном оформлении товара документы и сведения не являются достаточными для подтверждения заявленной им таможенной стоимости, содержат признаки недостоверности и не подтверждают заявленную таможенную стоимость.

Изучив представленные документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

ООО «СОЛЬВЕЙ ПЛАСТХИМ» в рамках контракта 2/2010 от 11.03.10, заключенного с компанией «СОЛЬВЕЙ Кемикалз Интернэшнл», ввозит на таможенную территорию Российской Федерации тяжёлую кальцинированную соду марки SOLVAY.

23.09.2010 заявителем была подана ДТ № 10313010/230910/0001413  на Азовский таможенный пост.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости и правомерности выбранного метода ее определения обществом при декларировании товара были представлены все предусмотренные таможенным законодательством документы: контракт № 2/2010 от 11.03.2010, дополнительное соглашение № 1 от 25.03.2010, паспорт сделки, коносамент с переводом, инвойс от 15.09.2010 № 6111202361, упаковочный лист, грузовой манифест, сертификат соответствия, сертификат происхождения,  генеральный акт № 195, платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.

Однако таможенный орган не согласился с использованием основного метода определения таможенной оценки товара, и инициировал дополнительную проверку.

Так, обществу было направлено таможней уведомление от 24.09.2010, требование от 24.09.2010, и запрос № 1 от 24.09.2010, из которых следовало, что в ходе проверки ДТ обнаружены признаки недостоверности заявленных при декларировании сведений.

Обязанность представить дополнительные документы по требованию таможенного органа была исполнена обществом полностью. Все документы, которыми оно располагало и могло реально располагать, были представлены.

В отношении документов, которые не могут быть предоставлены в силу объективных причин, в таможенный орган были направлены аргументированные объяснения (письмо общества от 21.10.10 № 870-СП).

Более того, в указанном письме обществом были детально изложены доказательства правомерности избранного Обществом метода определения таможенной стоимости.

25.10.2010 обществом получен запрос № 2 от 25.10.2010, согласно которому, необходимо было в срок до 03.11.2010 представить в таможенный орган документы для определения таможенной стоимости товара либо в рамках метода по стоимости сделки с идентичными, либо по стоимости сделки с однородными товарами.

В ответ на данный запрос общество своевременно информировало таможенный орган о том, что все представленные документы, в том числе дополнительные, подтверждают заявленную первоначально таможенную стоимость, а требование таможенного органа представить документы, подтверждающие таможенную стоимость, определенную другими методами - незаконно (письмо общества от 02.11.2010 № 874).

В ответ на указанное письмо таможня направила в адрес общества письмо от 13.11.2010 № 55-49/0770, в котором подтвердило свою позицию о несогласии с заявленной обществом таможенной стоимостью товара.

Письмом от 13.11.2010 № 55-49/0770 «Об определении таможенной стоимости» таможня направила в адрес общества ДТС-2 и КТС, определив таможенную стоимость товара по методу по стоимости сделки с идентичными товарами.

25.11.2010 в адрес общества направлены (письмо таможни № 20-16/20845) КТС и требование об уплате таможенных платежей от 25.11.2010 № 1405 на сумму 674180,94 руб.

18.01.2011 в адрес общества направлено письмо таможни № 20-28/00539, которым общество было уведомлено о зачете денежного залога (обеспечения).

Не согласившись с действиями таможни и ее требованием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится таможенное регулирование.

Согласно пункту 2 статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те═ которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза.

На основании пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза,  в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты 1, 2 статьи 203 Таможенного кодекса таможенного союза). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 Таможенного кодекса таможенного союза).

В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 Таможенного кодекса таможенного союза).

Согласно пункту статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

Указанные в статье 111 Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются настоящим Кодексом.

В частности, полный перечень таких документов приведен в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Согласно ст. 12 Закона «О таможенном тарифе» от 21.05.1993г. № 5003-1 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: 1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами; 3) метода по стоимости сделки с однородными товарами; 4) метода вычитания; 5) метода сложения; 6) резервного метода.

Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона. При этом положения, установленные статьей 19 Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 Закона № 5003-1.

В соответствии со ст. 19 Закона № 5003-1 от 21.05.1993 г. таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 указанного Закона.

Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В силу пункта 5 статьи 323 Таможенного кодекса при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Указанные в статье 367 Таможенного кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Применяя шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости товаров, таможня обязана документально, с учетом норм таможенного законодательства, подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной стоимости спорных товаров, стоимости, заявленной при декларировании этих товаров.

Статьей 12 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в случае невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара, каждый из последующих методов должен применяться последовательно, а таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

В соответствии с п. 4 ст. 323 ТК РФ в случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления, который должен быть достаточен для этого.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснения причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.

Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.

При этом обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Согласно п.п. 1.2. ст. 63 ТК РФ - таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ.

Приказом ГТК РФ от 22.11.2006 № 1206 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации» (п. 4 Инструкции) предусмотрено, что проверка правильности определения таможенной стоимости товаров начинается с проверки наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации.

Перечень документов, подлежащих представлению в обоснование применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости товара при вывозе его с территории РФ, на момент возникновения спорных правоотношений был регламентирован  приказом  Федеральной  таможенной  службы от 25  апреля 2007 года № 536.  Согласно указанному приказу  документами, подтверждающими сведения по таможенной стоимости, заявленной при декларировании товаров, выступают: учредительные документы декларанта; договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара; транспортные (перевозочные) документы; страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки; другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в подтверждение заявленной таможенной стоимости по спорным ГТД обществом был полностью предоставлен обязательный пакет документов, установленный нормативно: контракт № 2/2010 от 11.03.2010, дополнительное соглашение № 1 от 25.03.2010, паспорт сделки, коносамент с переводом, инвойс от 15.09.2010 № 6111202361, упаковочный лист, грузовой манифест, сертификат соответствия, сертификат происхождения,  генеральный акт № 195, платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей.

Данное обстоятельство свидетельствует о достаточности представленных декларантом документов.

ООО «СОЛЬВЕЙ ПЛАСТХИМ» была осуществлена поставка груза на условиях поставки СРТ - Азов (Инкотермс 2000).

Согласно Международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс-2000» термин СРТ «Carriage paid to»/ «Перевозка оплачена до» означает, что продавец осуществляет передачу товара названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Данные положения свидетельствуют о том, что покупатель несет все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара.

Данный факт подтверждается представленными заявителем в таможенный орган документами, следовательно, расходов по транспортировке товара до Ростова-на-Дону и Азова заявитель не несет.

Следовательно, общество не могло представить в таможню истребуемые ею документы, подтверждающие расходы на осуществление доставки товара до места назначения.

В отношении непредставления заявителем прайс-листа производителя товара суд считает необходимым отметить следующее.