АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 февраля 2008 года  Дело N А53-20956/2007

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2008 года.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе:

судьи Зинченко Т.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Неговора Р.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО  «ТОП-Книга»

к  МТУ Ростехнадзора по ЮФО

о  признании незаконными действий

установил: ООО «ТОП-Книга» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании  незаконными действий Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ЮФО (далее - МТУ Ростехнадзора по ЮФО), связанных с отказом заявителю в утверждении лимитов на размещение отходов.

Представители сторон в судебное заседание не явились. Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В обоснование своих требований ООО «ТОП-Книга» в заявлении указало, что МТУ Ростехнадзора по ЮФО неправомерно отказало заявителю в утверждении лимитов на размещение отходов по причине отсутствия у ООО «ТОП-Книга» лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку общество не осуществляет ни один вид деятельности по обращению с отходами, подлежащий лицензированию.

МТУ Ростехнадзора по ЮФО в отзыве по делу с требованиями заявителя не согласилось, указав на то, что для юридических лиц, осуществляющих деятельность по размещению (хранению) отходов оформление соответствующей лицензии является обязательным независимо от того осуществляется ли эта деятельность с собственными отходами или с отходами, принимаемыми от сторонних организаций.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

ООО «ТОП-Книга» 05.06.95г. зарегистрировано Новосибирской городской регистрационной палатой в качестве юридического лица, осуществляет деятельность по организации и осуществлению розничной и оптовой торговли книжной продукции.

В связи с осуществлением этого вида деятельности ООО «ТОП-Книга» 04.10.07г. обратилось в МТУ Ростехнадзора по ЮФО с заявлением об утверждении Проекта нормативов образования и лимитов отходов.

МТУ Ростехнадзора по ЮФО письмом от 12.10.07г. исх. № 31-02/6269 отказало заявителю в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у ООО «ТОП-Книга» лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

ООО «ТОП-Книга» обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ о признании незаконными действий МТУ Ростехнадзора по ЮФО,  связанных с отказом заявителю в утверждении лимитов на размещение отходов.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно статье 1 указанного Закона под обращением с отходами понимается, в том числе деятельность, в процессе которой образуются отходы, в связи с чем все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны руководствоваться Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 (далее - Правила) и иметь утвержденные в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п. 7 Правил, для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа документы, предусмотренные указанной нормой, в том числе: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ хранение отходов - это их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под объектом размещения (хранения) отходов в Законе понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В законе не дается полного и исчерпывающего перечня объектов размещения отходов.

Определение понятия «объекты размещения отходов» содержится в  Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001 - «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным Постановлением Госстандарта РФ № 607-ст от 28.12.01г. (данный стандарт разработан с целью нормативно-методического обеспечения ряда законодательных решений, появившихся в 90-е годы, и реализации современных федеральных и региональных программ по утилизации отходов).

Согласно п. 4.11 указанного стандарта объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на определенный срок. То есть все специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях являются объектами размещения отходов, а хранение в них отходов - является размещением отходов.

Согласно п. 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства. С  2004  года функции по установлению лимитов на размещение отходов переданы Ростехнадзору  (п. 5.3.4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. №401).

Государственный учет объектов размещения отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ведется Ростехнадзором при осуществлении нормирования в области обращения с отходами, проводимом в соответствии с требованиями ст.ст. 18 и 19 Закона РФ «Об отходах производства и потребления». Порядок осуществления указанного нормирования, а также учета объектов размещения отходов, определен Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденными приказом МПР России от 11.03.02 г. № 115 (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.07.02 г. № 3553).

Согласно п. 29 указанных Методических указаний раздел «Сведения об объектах размещения отходов» обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.) Для всех остальных участников деятельности по обращению с отходами, согласно п.п. 26 и 27 Методических указаний в состав проектов нормативов необходимо включение разделов «Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов» и (или) «Схема операционного движения отходов».

Таким образом, Закон предусматривает обязательный учет всех объектов размещения отходов и обязательную регистрацию всех объектов размещения отходов в специальных формах учета (таблицы 1.11, 1.12 и 1.14 приложения 1 к Методическим указаниям), которые утверждаются в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в установленном порядке. То есть, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, при осуществлении деятельности которых образуются отходы, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен иной способ хранения отходов, кроме как их хранение в объектах хранения (размещения) отходов. При этом объекты, в которых происходит хранение отходов на территории предприятия, являются объектами размещения (хранения) отходов независимо от их размеров и сроков содержания в них отходов.

Судом установлено, что ООО «ТОП-Книга» осуществляет деятельность по размещению (хранению) отходов.

В Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2007г., представлявшемся заявителем на утверждение в МТУ Ростехнадзора по ЮФО, имеется таблица «Характеристика мест хранения (накопления) отходов. Обоснование нормативов предельного накопления отходов у юридического лица», в которой представлена информация о количестве накопления отходов и местах их организованного временного хранения.

В данной таблице имеются разделы - «Объект» и «Характеристика объекта (места) временного хранения отходов». Согласно этой таблице на предприятии организованны следующие объекты хранения опасных отходов:

- площадки с твердым покрытием, оборудованные металлическими контейнерами для хранения ртутных ламп и ртутьсодержащих отходов (1 класс опасности; 0,0943 т/год, периодичность вызова - 2 раза в год), для хранения строительного мусора (4 класс опасности, 0,707 т/год, периодичность вывоза - 1 раз год), для хранения мусора от бытовых помещений (4 класс опасности; 7,0707 т/год; периодичность вывоза - 1 раз год); для хранения отходов потребления на производстве, подобных коммунальным (5 класс опасности; 135,9376 т/год, периодичность вывоза - 1 раз в год);

- площадки с твердым покрытием  для хранения бумажных отходов (5 класс опасности; 22,6567 т/год, периодичность вывоза - 1 раз в год).

Таким образом, при осуществлении производственной деятельности ООО «ТОП-Книга» образуются четыре вида опасных отходов (1-го, 4-го и 5-го класса опасности для окружающей природной среды), размещение (хранение) которых осуществляется на территории предприятия в объектах размещения отходов, оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. То есть, ООО «ТОП-Книга» осуществляет деятельность, связанную с оборотом опасных отходов, входящую в состав лицензируемого вида деятельности, а именно: размещение (хранение) отходов в оборудованных для этих целей объектах размещения  отходов.

Согласно разъяснению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.02.07 г. №14-08/477 на запросы МТУ Ростехнадзора по ЮФО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются опасные отходы и которые размещают опасные отходы на производственных площадках до вывоза и последующей утилизации специализированным предприятиям, необходимо оформлять лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Если организация занимается сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением опасных отходов, или одним из указанных видов работ, входящих в состав лицензируемого вида деятельности, то необходимо получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, независимо от того осуществляется ли эта деятельность с собственными отходами или с отходами, принимаемыми от сторонних организаций.

Таким образом, отсутствие лицензии на осуществление деятельности  по хранению отходов препятствует утверждению лимитов на размещение отходов, поскольку в силу  п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 лицензия является документом, который в обязательном порядке предъявляется в уполномоченный орган для утверждения лимитов на размещение отходов.

При таких обстоятельствах суд признал обоснованным вывод МТУ Ростехнадзора по ЮФО о том, что оформление лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов для ООО «ТОП-Книга» является обязательным.

На основании изложенного суд признал правомерным отказ  МТУ Ростехнадзора по ЮФО ООО «ТОП-Книга» в утверждении лимитов на размещение отходов, в связи с чем требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине суд, в соответствии со ст.ст. 110, 112 АПК РФ  относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «ТОП-Книга» о признании  незаконными действий Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ЮФО, связанных с отказом заявителю в утверждении лимитов на размещение отходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 181 АПК РФ.

Судья   Т.В. Зинченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка