• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 09 января 2008 года  Дело N А53-20960/2007

Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2007 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Э.П. Мезиновой

при ведении протокола судебного заседания судьей Э.П. Мезиновой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад I категории № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области

к МИФНС России № 12 по Ростовской области

3-е лицо: ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области

об обязании произвести зачет

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: представитель Аникеева Е.В.

от ответчика: не явился

от 3-его лица: не явился

СУЩНОСТЬ СПОРА: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад I категории № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области (далее - МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об обязании МИФНС России № 12 по Ростовской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в размере 34782 руб. 81 коп. В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель утонил свои требования, уточнения судом приняты, и требования заявителя об обязании МИФНС России № 12 по Ростовской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в размере 23465 руб. 60 коп., в том числе 12088 руб. 75 коп. на выплату страховых взносов, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии, 11342 руб. 06 коп. на выплату пени, начисленной за неуплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 34 руб. 79 коп. на выплату пени, начисленной за неуплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, являются предметом рассматриваемого спора.

Определением от 05.12.2007 г. к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области требования, с учетом произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений, принятых судом. В остальной части от ранее заявленных требований МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области заявлен отказ. Отказ арбитражным судом принят в соответствии со ст. 49 АПК РФ, так как он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. В представленном суду письменном отзыве против удовлетворения требований заявителя инспекция возражал, обосновывая свою позицию тем, что отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, в связи с чем, положения ст. 78 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв не представило.

При таких обстоятельствах дело рассматривается без участия представителей налогового органа и ГУ УПФ РФ в г. Шахты Ростовской области в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав все представленные доказательства, выслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.

Заявитель платежными поручениями № 14 от 09.02.2006 г. на сумму 4439 руб., № 46 от 10.03.2006 г. на сумму 3471 руб., № 80 от 07.04.2006 г. на сумму 3153 руб., № 108 от 11.05.2006 г. на сумму 3475 руб., № 136 от 08.06.2006 г. на сумму 4797 руб., № 158 от 06.07.2006 г. на сумму 5020 руб., № 183 от 04.08.2006 г. на сумму 6470, 32 руб., № 215 от 07.09.2006 г. на сумму 3817,66 руб., № 235 от 06.10.2006 г. на сумму 3732,02 руб., № 271 от 08.11.2006 г. на сумму 881,77 руб. производило перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В результате неверного указания в платежных поручениях кода бюджетной классификации указанные денежные средства были ошибочно перечислены на КБК 18210202020061000160 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии.

25.09.2007 года МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области обратилось в МИФНС России № 12 по Ростовской области с заявлением исх. № 152 о зачете излишне уплаченных денежных сумм на погашение задолженности по уплате страховых взносов и пени.

МИФНС России № 12 по Ростовской области вынесла решение об отказе заявителю в зачете переплаты за № 600 от 03.10.2007 г.═ указав, что согласно статьи 78 НК РФ зачета (возврат) страховых взносов не предусмотрен.

Несогласившись с указанным отказом заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании МИФНС России № 12 по Ростовской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в размере 34782 руб. 81 коп. В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель утонил свои требования и просил обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в размере 23465 руб. 60 коп., в том числе 12088 руб. 75 коп. на выплату страховых взносов, направленных на выплату страховой части трудовой пенсии, 11342 руб. 06 коп. на выплату пени, начисленной за неуплату страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 34 руб. 79 коп. на выплату пени, начисленной за неуплату страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В остальной части от ранее заявленных требований МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области заявлен отказ, который принят судом, в связи с чем, производство по делу в указанной части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят судом.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований заявителя, при­няв во внимание следующее.

Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней. Согласно пункту 4 этой же статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.

Как следует из пункта 8 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04 установил, что т.к. зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее, а возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней, то по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Основным условием для возврата сумм налога из бюджета является наличие доказательств его поступления в бюджет.

Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается тот факт, что суммы страховых взносов, уплаченные заявителем по платежным поручениям № 14 от 09.02.2006 г. на сумму 4439 руб., № 46 от 10.03.2006 г. на сумму 3471 руб., № 80 от 07.04.2006 г. на сумму 3153 руб., № 108 от 11.05.2006 г. на сумму 3475 руб., № 136 от 08.06.2006 г. на сумму 4797 руб., № 158 от 06.07.2006 г. на сумму 5020 руб., № 183 от 04.08.2006 г. на сумму 6470, 32 руб., № 215 от 07.09.2006 г. на сумму 3817,66 руб., № 235 от 06.10.2006 г. на сумму 3732,02 руб., № 271 от 08.11.2006 г. на сумму 881 руб., поступили в бюджет.

Статьей 3 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона № 167-ФЗ уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, зачисляются в один бюджет - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, законодательством РФ установлен механизм распоряжения бюджетными средствами, которое может осуществляться государственными органами в пределах установленной компетенции. Возврат денежных средств из бюджета относится к полномочиям по распоряжению бюджетными средствами, которыми государственный орган должен быть наделен в установленном законом порядке.

Статьей 2 Закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Из пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган. Однако, возврат (зачет) платежей из бюджета правомерен в случае отсутствия недоимки по обязательствам по уплате налогов, пени перед тем же бюджетом.

Применение к спорным правоотношениям статьи 78 НК РФ не противоречит сущности платежей, как возмездных и неналоговых. Согласно пункта 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003г. №бг-16-05/189/МЗ-08-32/2с налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС в части платежей, относящихся к ПФР.

Налоговым органом не спаривается факт отсутствия у заявителя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии.

Более того, не оспаривается налоговым органом и подтверждается материалами дела факт наличия у МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области переплаты по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемым в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, в заявленной сумме.

При рассмотрении данного дела судом учтена правовая позиция, сформулированная ВАС РФ применительно к данной категории споров.

В соответствии с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 г. № 2776/06 и № 4240/06 право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в силу ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" предоставлено Федеральной налоговой службе.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 22 Постановления Пленума от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. Принимая во внимание положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Из представленных в суд документов следует, что спорные суммы страховых взносов, поступили в бюджет, являются излишне уплаченными, доказательства соблюдения досудебного порядка суду представлены - заявление № 152 от 25.09.2007 г. Указанные обстоятельства соответствуют условиям для осуществления действий, направленных на возврат платежей из бюджета. Кроме того, согласно п. 13 ст. 78 НК РФ правила, предусмотренные этой статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006 года «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» статья 78 НК РФ изложена в новой редакции, внесенные изменения вступили в силу с 1 января 2007 года. Вместе с тем, пунктом 9 статьи 7 ФЗ № 137-ФЗ от 27.07.2006 года установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в зачете заявителю указанной переплаты, в связи с чем, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части прекращения производства по делу уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 452 руб. 69 коп. подлежит возвращению МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области из федерального бюджета РФ согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

Также подлежит возвращению МДОУ ЦРР д/с № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области из федерального бюджета РФ излишне уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 320 руб. 69 коп. в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

В остальной части расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на МИФНС России № 12 по Ростовской области и взыскиваются в пользу заявителя.

В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать МИФНС России № 12 по Ростовской области произвести зачет Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад I категории № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области излишне уплаченных страховых взносов в размере 23465 руб. 60 коп. по правилам статьи 78 НК РФ.

В остальной части требований производство по делу прекратить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Взыскать с МИФНС России № 12 по Ростовской области в пользу Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад I категории № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 938 руб. 62 коп.

Возвратить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад I категории № 74 «Семицветик» г. Шахты Ростовской области из федерального бюджета РФ 773 руб. 38 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Э.П. Мезинова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-20960/2007
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 09 января 2008

Поиск в тексте