АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 ноября 2009 года  Дело N А53-21046/2009

Резолютивная часть решения объявлена  «27» октября 2009.

Полный текст решения изготовлен  «03» ноября 2009.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Федыняк Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комфорт»

к Ростовской таможне

о признании незаконным решения Ростовской таможни  о корректировке таможенной стоимости

при участии:

от заявителя - представитель Авдеев Е.М. по доверенности от 12.03.2009;

от таможни - представитель Лемешко Ю.С. по доверенности № 02-32/190 от 02.03.2009;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Комфорт»  о признании незаконным решения Ростовской таможни  о корректировке таможенной стоимости по № 10313060/250509/П003595 от 04.06.2009.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, считая, что Ростовской таможней неправомерно проведена корректировка таможенной стоимости ввезенного товара, тем самым нарушены права и законные интересы Общества. Ростовская таможня не представила доказательств невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара и приняла незаконное и необоснованное решение от 04.06.2009 о корректировке таможенной стоимости.

Как следует из письменного отзыва и пояснений в судебном заседании представителя Ростовской таможни, заявленные требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, поскольку в ходе проверки  таможенной стоимости товаров установлено недостаточное документальное подтверждение правильности определения таможенной стоимости декларантом.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил, что 01.11.2008 года между ООО «Комфорт» и компанией «Жеджианг Грин Фиелд механикал энд Электрикал Мануфактурэ Ко., ЛТД «Лютиан», Китай  заключен внешнеэкономический контракт № 011108  о поставке товаров. Покупателем товаров является ООО «Комфорт». Условия поставки товара - ФОБ порт Нингбо, Китай.

Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт» ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары: № 1 - бензиновые водяные насосы, центробежные, одноступенчатые; № 2 - установки электрогенераторные с поршневым двигателем внутреннего сгорания; товарный знак «Comfort».

Таможенная стоимость товара, заявленная декларантом, определена по первому методу определения таможенной стоимости товара.

Пунктом 3.1 Контракта установлено, что сроки и порядок оплаты оговариваются сторонами в Спецификациях на каждую поставку товара, в прочих дополнительных соглашениях, которые  являются неотъемлемой частью контракта.

05.03.2009 между сторонами Контракта подписана спецификация № 3 на поставку товара (в количестве 570 шт.) с определением их количества по номенклатуре, модели, с указанием цены за единицу. Общая сумма поставки составила 52600 долларов США.

В соответствии с Контрактом в адрес Общества была осуществлена поставка товара, предъявленного к таможенному оформлению в таможенном органе.

Товар поставлен в меньшем объёме на 100 шт. и его общая стоимость составила 44250 долларов США, что отражено в инвойсе №  09LQLT1033 от 15.04.2009. Стоимость товара за единицу не изменилась.

Руководствуясь таможенным законодательством, Общество заявило таможенную стоимость товара по цене сделки.

В качестве документов, необходимых для таможенного оформления товара, а также в обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости товара, декларантом представлены следующие документы (согласно описи документов): контракт, спецификация, инвойс, упаковочный лист, заявления на перевод валюты (оплата стоимости товара), коносамент, экспортная декларация, прайс-лист, договор оказания транспортных услуг, документы по оплате транспортных услуг, заявка на организацию перевозки, документы по страхованию груза и оплате страхования и др.

Проведя анализ представленных декларантом документов и сведений, таможенный орган посчитал, что отсутствует документальное подтверждение заявленной таможенной стоимости, предложив осуществить корректировку таможенной стоимости, увеличив стоимость товара.

Общество отказалось от предложенной корректировки таможенной стоимости, известив об этом таможенный орган письмом от 03.06.2009.

Тогда таможенная стоимость была определена Ростовской таможней самостоятельно, по 6 (резервному) методу, в результате увеличена таможенная стоимость была на 196293 руб. 81 коп.

Не согласившись с принятым решением Ростовской таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным данного решения.

Исследовав и оценив доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 63 Таможенного кодекса Российской Федерации при производстве таможенного оформления декларант обязан представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

В силу статьи 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 131 Кодекса в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Согласно ст. 12 Закона «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона. При этом положения, установленные статьей 19 Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1  Закона № 5003-1.

В соответствии со ст. 19 Закона  № 5003-1 от 21.05.1993 г. таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 указанного Закона.

Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В силу пункта 5 статьи 323 Таможенного кодекса при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Указанные в статье 367 Таможенного кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Применяя шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости товаров, таможня обязана документально, с учетом норм таможенного законодательства, подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной стоимости спорных товаров, стоимости, заявленной при декларировании этих товаров.

Статьей 12 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в случае невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара, каждый из последующих методов должен применяться последовательно, а таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

Письмом Ростовской таможни от 03.06.2009 и отзывом на заявление установлены следующие несоответствия предоставленных декларантом документов и указаны причины невозможности определения таможенной стоимости по первому методу:

- в представленных импортных счет-фактурах № RU71440624-598910794 от 20.05.2009,  № RU71440629-598910794 от 20.05.2009,  отсутствуют ссылки на договор оказания транспортных услуг № ROV00007 от 01.07.2007, что не позволяет их однозначно идентифицировать с осуществляемой поставкой. На инвойсах содержится обезличенная подпись лица со стороны продавца. Декларантом по запросу таможенного органа были представлены доверенности, подтверждающие полномочия Соколовского И.Э., Малахова Е.С. на заключение договоров, подписание счетов от имени представителя компании Маэрск Истерн Юроп А.П. Однако их подписи отличны от проставленной в счетах.

- одновременно с подачей ГТД, Декларантом не были представлены платежные документы, подтверждающие оплату стоимости транспортных услуг, хотя согласно п. 3.1 договора оказания транспортных услуг № ROV00007 от 01.07.2007, оплата производится в течение 5 дней с даты инвойса. Дополнительно по запросу таможенного органа декларантом была представлены ксерокопия заявления на перевод от 22.05.2009, номер которого не читается, в котором в назначении платежа перечислены 13 инвойсов и указана общая сумма оплаты по ним. Однако, проверить величину транспортных расходов, оплаченных конкретно по данной поставке, в связи с отсутствием указанных 11 инвойсов, кроме представленных в пакете документов с ГТД № 10313060/250509/П003595) невозможно.

- в инвойсе 09LQLT1033 от 15.0.2009, упаковочном листе к нему, отсутствуют банковские реквизиты сторон, условия оплаты, в ссылке на контракт и спецификацию, отсутствуют их даты;

- суммы, указанные в заявлениях на перевод  № 19 от 10.03.2009 и № 54 от 28.04.2009 не соответствуют в процентном отношении (50% и 50%) стоимости товара как указано в п.2 Спецификации № 3 от 05.03.2009 к коммерческому контракту;

-  не представлена экспортная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык с отметками приграничных таможенных органов;

- не представлен прайс-лист, продавца/производителя товара, отражающий стоимость товара без дополнительных начислений на коммерческие условия поставки товара.

- декларантом не представлен прайс-лист на условиях EXW, носящий общий характер;

- декларантом представлен  Генеральный  полис страхования грузов № 0701013G09376 от 28.11.2007, срок действия которого истек 27.11.2008, то есть на момент выставления страхового полиса он уже не действовал;

- счет на оплату страхового взноса № 0701013G09376-98 от 28.04.2009 содержит ссылку на договор  страхования № 0701013009376, (первоначально к таможенному оформлению не представлен и к моменту выставления счета утративший силу) и сумму страховой премии 5371,51 руб. Декларантом представлен расчет расходов по страхованию грузов, однако документы, подтверждающие заявленные сведения, отсутствуют.

- представлен страховой полис с указанием срока страхования с 21.04.2009 по 06.06.2009, тогда как страховой полис выдан 29.04.2009, т.е. позже срока страхования;

- декларантом не представлены документы о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, ведомость банковского контроля, оригинал экспортной декларации.

В соответствии с п. 4 ст. 323 ТК РФ в случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления, который должен быть достаточен для этого.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснения причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.

При этом, обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми он реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Согласно п.п. 1.2. ст. 63 ТК РФ - таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ.

Приказом ГТК РФ от 18.06.2004 г. № 696 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации» (п.4 Инструкции) предусмотрено, что проверка правильности определения таможенной стоимости товаров начинается с проверки наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации. Данный Перечень утвержден  Приказом ГТК РФ от 16.09.2003 г. № 1022 и предусматривает, что при осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, декларантом представляются следующие документы:

- учредительные документы декларанта;

- договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

- счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара;

- биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар;

- транспортные (перевозочные) документы;

- страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки;

- счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки;

- копию грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и/или соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров);

- другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Из материалов дела видно, что декларантом были предоставлены документы в соответствии с Перечнем, необходимые для определения таможенной стоимости товара.