• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 02 апреля 2012 года  Дело N А53-21138/2011

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2012.

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2012.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»

к Департаменту лесного хозяйства Ростовской области

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии:

от заявителя : представитель Никитенко В.О., доверенность от 08.12.2011,

от заинтересованного лица: представитель Белоусова А.В., доверенность от 19.01.2012

установил:

открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» ( далее общество, сетевая компания ЕЭС) обратилось в арбитражный суд к Департаменту лесного хозяйства Ростовской области с заявлением об оспаривании предписания №305 от 29.07.2011, выданное Департаментом лесного хозяйства Ростовской области, которым открытому акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» предписано устранить выявленные нарушения и прекратить самовольное использование лесных участков в границах Зимовниковского участкового лесничества, со сроком исполнения до 29.10.2011 и обязанности по предоставлению отчета о его выполнении не позднее чем через 7 дней по истечении срока выполнения предписания

Дело №А53-21138/2011 принято к производству судьей Борозинцом А.М.

В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи, дело № А53-21138/2011 принято к производству судьей Чернышевой И.В.

Определением арбитражного суда от 21.11.2011 по ходатайству лиц, участвующих в деле, производство по делу было приостановлено до рассмотрения Высшим Арбитражным судом надзорной жалобы общества по делу №А53-24417/2008.

Определением арбитражного суда от 28.02.2012 производство по делу №А53-21138/2011 было возобновлено.

В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал, с учетом позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении №9908/01 от 20.12.2011, просил их удовлетворить.

Представитель Департамента в удовлетворении заявления просила отказать.

Изучив материалы дела, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Судом установлено, что старшим государственным лесным инспектором Парахиным С.А. во исполнение приказа Департамента от 29.04.2011 №91 было осуществлено патрулирование территории лесного фонда в границах Зимовниковского лесничества, в результате которого был установлен факт использования сетевой компанией ЕЭС лесного участка, расположенного в 7 выделе 1 квартала, 6 выделе 3 квартала, 10 выделе 4 квартала, 26 выделе 8 квартала, 16 выделе 10 квартала, 20 выделе 11 квартала, 15 выделе 24 квартала Зимовниковского участкового лесничества в границах Зимовниковского муниципального района для эксплуатации линии электропередачи протяженностью 4.3 км, шириной 40 м с учетом охранной зоны линейного объекта без специального разрешения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи административным органом предписания №305 от 29.07.2011, которым открытому акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» предписано устранить выявленные нарушения и прекратить самовольное использование лесных участков в границах Зимовниковского участкового лесничества, со сроком исполнения до 29.10.2011 и обязанности по предоставлению отчета о его выполнении не позднее чем через 7 дней по истечении срока выполнения предписания.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обжаловало его в судебном порядке.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 96 ЛК РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.

При рассмотрении заявления Общества суд исходил из того, что Департамент вправе проводить проверки соблюдения лесного законодательства и составлять акты, а также выносить предписания об устранении нарушений лесного законодательства, обязательные для исполнения.

В соответствии с частью 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.

В оспариваемом предписании от 29.07.2011 №305 указаны адреса и площади участков лесного фонда, используемые заявителем, перечислены нарушенные нормы ЛК РФ, из существа нарушения, допущенного Обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм ЛК РФ, указанных в оспариваемом предписании.

Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования суд исходил из следующего.

Согласно статье 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Правила деления размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, опор линий связи, обслуживающих электрические сети.

Пунктом 2 указанных правил установлено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, пунктами 3-4 предусмотрен порядок определения минимального размера земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи.

В силу пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в таких зонах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов сетевого хозяйства в охранных зонах осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.

Для указанных целей предоставление лесных участков законодательство не предусматривает.

Данный вывод основывается на позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №9908 от 20.12.2011, а именно:

В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса (вступившего в действие с 01.01.2007) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование ЛЭП.

В соответствии со статьей 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Частью 2.1 статьи 45 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 143-ФЗ, действовавшей на момент вынесения предписания) установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении эти линейные объекты.

Согласно статье 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством 6 Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом.

Иное предусмотрено положениями части 2.2 статьи 45 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 143-ФЗ), устанавливающими, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан осуществляется без предоставления лесных участков.

Названная норма принята в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей и поддержания воздушных линий электропередачи в состоянии, необходимом для их своевременного и качественного обслуживания и ремонта, устранения угроз падения деревьев на линии ЛЭП посредством расчистки просек и вырубки по мере необходимости растительности и деревьев.

Согласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания) в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 этой статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

Действовавшими в спорный период нормативными правовыми актами: Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 № 255, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2007 № 417, предусматривались аналогичные обязанности 7 (организаций), в ведении которых находились электрические сети.

С учетом приведенных выше правовых норм, довод Департамента о том, что эксплуатация линейного объекта является составляющей всей деятельности общества судом отклоняется, как не соответствующий нормам законодательства, действующего как на момент выдачи оспариваемого предписания, так и в настоящее время.

Ранее действовавшее законодательство допускало использование лесных участков в указанных целях без предоставления лесных участков, поэтому у общества отсутствовала обязанность заключить договор аренды лесных участков или же оформлять земельный участок на ином виде права, равно как и разработать проект освоения лесов, над которыми проходят принадлежащие ему ЛЭП, поскольку согласно статье 88 Лесного кодекса проект освоения лесов составляют лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Действующим в настоящее время законодательством также не предусмотрено предоставление в аренду лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемое предписание с учетом приведенных выше правовых норм судом признается неисполнимым в силу противоречия нормам действовавшего законодательства как на момент его выдачи, так и действующего в настоящее время законодательству.

Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным предписание №305 от 29.07.2011, выданное Департаментом лесного хозяйства Ростовской области, которым открытому акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» предписано устранить выявленные нарушения и прекратить самовольное использование лесных участков в границах Зимовниковского участкового лесничества, со сроком исполнения до 29.10.2011 и обязанности по предоставлению отчета о его выполнении не позднее чем через 7 дней по истечении срока выполнения предписания как несоответствующее пункту 13 части 1 статьи 25, статье 24, части 2.1. статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В.Чернышева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-21138/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 02 апреля 2012

Поиск в тексте