АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 декабря 2009 года  Дело N А53-21215/2009

Резолютивная часть решения объявлена «30» ноября 2009г.

Полный текст решения изготовлен  «07» декабря 2009г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян К.А.

рассмотрев открытом в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления социальной защиты населения администрации Октябрьского района Ростовской области о взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском (с) районе Ростовской области в пользу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области неправомерно выплаченных сумм адресной социальной помощи в размере 17500 рублей,

ответчик: Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском (с) районе Ростовской области,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области;

2) Кундрюков Сергей Александрович;

3) Маслова Елена Анатольевна;

4) Бендатая Вера Романовна;

5)Гагина Раиса Андреевна;

6) Страданченкова Мария Яковлевна;

7) Юрченко Любовь Георгиевна;

при участии в судебном заседании:

от заявителя: 1) представитель по доверенности от 02.03.2009г. Ковалев В.О.;  2) представитель по доверенности от  02.03.2009г. Плужникова Т.А.,

от ответчика:  1) представитель по доверенности № 1325 от  05.10.2009г. Долгова М.В.;  2) представитель по доверенности от 31.12.2008г. Алексеенко Г.Г.;

от третьих лиц:

от Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области: представитель по доверенности от 02.02.2009г. Швачич Я.Д.,

от Кундрюкова С.А.: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Масловой Е.А.: не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

от Бендатай В.Р.: не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

от Гагиной Р.А.: не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

от Страданченковой М.Я.: не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

от Юрченко Л.Г.: не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

установил: Управление социальной защиты населения администрации Октябрьского района Ростовской области (далее Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском (с) районе Ростовской области в пользу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее Отделение) неправомерно выплаченных сумм адресной социальной помощи в размере 17500 рублей.

В судебном заседании, состоявшемся 24 ноября 2009г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30 ноября 2009г. после перерыва судебное заседание продолжено.

Представители истца в судебном заседании пояснили доводы, изложенные в заявлении, просили удовлетворить заявленные требования.

Представители ответчика требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительном отзыве, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2009г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены лица, получившие адресную социальную помощь: Кундрюков Сергей Александрович, Маслова Елена Анатольевна, Бендатая Вера Романовна, Гагина Раиса Андреевна, Страданченкова Мария Яковлевна, Юрченко Любовь Георгиевна.

Кундрюков Сергей Александрович, Маслова Елена Анатольевна, Бендатая Вера Романовна, Гагина Раиса Андреевна, Страданченкова Мария Яковлевна, Юрченко Любовь Георгиевна надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся третьих лиц, извещенных надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Управлением социальной защиты населения Администрации Ростовской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2007г. № 936 и Постановления Администрации Ростовской области № 310 от 26.06.2008г. «О социальной программе по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам» осуществлялось оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации в 2008 году.

В январе 2009 года контрольно-ревизионным отделом Отделения Пенсионного фонда России по Ростовской области проведена проверка расхода субсидий из бюджета Пенсионного фонда России по Ростовской области, предоставленных на финансовое обеспечение социальной программы в 2008г.

В ходе проведенной проверки установлено, что получать материальной помощи на газификацию жилья неработающая пенсионерка Юрченко Л.Г. является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в результате чего адресная социальная помощь, оказанная в сентябре 2008г. на сумму 15000 рублей, признана неправомерно выплаченной. Адресная социальная помощь ко дню инвалида оказана инвалидам, получателям государственной социальной пенсии на сумму 1000 рублей Кундрукову С.А. (1987 г.р.), Масловой Е.А. (1980 г.р.). Адресная социальная помощь ко Дню Пожилого человека оказана пожилым людям, являющимся получателями государственной социальной пенсии  на сумму 1500 рублей Бендатай В.Р. (1922 г.р.), Гагиной Р.А. (1923 г.р.), Страданченковой  М.Я. (1921 г.р.), хотя должна быть оказана неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки расхода субсидий из бюджета Пенсионного фонда России, предоставленных на финансовое обеспечение социальной программы в 2008 году в Управлении социальной занятости населения Администрации Октябрьского района Ростовской области от 27.01.2009г.

Как указано истцом, сотрудники Управления не имеют возможности самостоятельно определить вид получаемой пенсии, несмотря на то, что в соответствии с генеральным соглашением от 28.11.2007г. № 1271/1107 о едином информационном пространстве между Отделением пенсионного фонда России по Ростовской области и Министерством труда и социального развития по Ростовской области, Отделение предоставляет информацию о выплате пенсий. Сотрудники Управления имеют возможность увидеть размер пенсии для выделения среднедушевого дохода, при этом определение конкретного вида пенсии  - это исключительная компетенция сотрудников Управления.

Указанные нарушения повлекли за собой неправомерную выплату адресной социальной помощи получателям иных видов пенсий, но при этом являющимися инвалидами, пожилыми людьми, всего в размере 17500 рублей.

Управлением в адрес Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском (с) районе Ростовской области направлены письма от 17.06.2009г., от 30.06.2009г., в которых предлагается рассмотреть вопрос о совместном погашении указанных сумм.

Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском (с) районе Ростовской области указанные письма оставлены без удовлетворения.

В связи с указанными обстоятельствами, Управление обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим исковым заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2007г. № 936 утверждены правила предоставления в 2008 - 2010 годах из бюджета пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Во исполнение указанного постановления, постановлением Администрации Ростовской области № 310 от 26.06.2008г. утверждена социальная программа по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам (далее - Постановление № 310).

Согласно пункту 2 Постановления № 310 министерством труда и социального развития области определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Ростовской области, ответственным за реализацию Социальной программы по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

В силу раздела 1 Социальной программы приоритетным направлением выделения средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2008 году является в том числе оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам включает: предоставление единовременной материальной помощи на частичную оплату затрат по газификации жилья (жилых помещений); оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида; предоставление единовременной материальной помощи в связи с экстремальными ситуациями.

В соответствии с пунктом 2.1, 2.2., 2.3 ответственными исполнителями за предоставление единовременной материальной помощи на частичную оплату затрат по газификации жилья (жилых помещений); оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида являются министерство труда и социального развития области, а также администрации муниципальных образований.

В силу пункта 4 приложения № 3 Постановления № 310 после получения заявления пенсионера с приложением необходимых документов Комиссия по оказанию адресной социальной помощи, созданная главой муниципального образования в десятидневный срок в том числе формирует списки получателей единовременной материальной помощи на газификацию жилья и согласовывает их с территориальным управлением отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области.

Согласно Генерального соглашения о едином информационном пространстве Отделения Пенсионного фонда по Ростовской области с Министерством труда и социального развития Ростовской области № 127/11-07 от 28.11.2007г. ежемесячно передается база данных Пенсионного фонда по Октябрьскому (с) району в полном объеме, где имеется вся необходимая информация о всех пенсионерах, получающих пенсию, из которой можно определить какой вид пенсии и единовременной выплаты получает конкретный человек, их размер, статус (приложение № 1 к соглашению).

Как следует из материалов дела, получатель материальной помощи на газификацию жилья неработающая пенсионерка Юрченко Л.Г. является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в результате чего адресная социальная помощь, оказанная в сентябре 2008г. на сумму 15000 является неправомерно выплаченной. Адресная социальная помощь ко дню инвалида оказана инвалидам, получателям государственной социальной пенсии на сумму 1000 рублей Кундрукову С.А. (1987 г.р.), Масловой Е.А. (1980 г.р.); адресная социальная помощь ко Дню Пожилого человека оказана пожилым людям, являющимся получателями государственной социальной пенсии на сумму 1500 рублей Бендатай В.Р. (1922 г.р.), Гагиной Р.А. (1923 г.р.), Страданченковой  М.Я. (1921 г.р.), хотя должна быть оказана неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

В силу абзаца 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ.

Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.

Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (пункт 5 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.

В силу части 2 статьи 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.

Как пояснил в судебном заседании представитель Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, Отделение не передавало полномочий Управлению социальной защиты населения администрации Октябрьского района Ростовской области на взыскание в пользу Отделения суммы неправомерно выплаченной адресной социальной помощи и истцом также не представлены документы, подтверждающие такие полномочия.

Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Между тем удовлетворение заявленного Управлением в рамках настоящего спора требования не может привести к восстановлению его прав и законных интересов.

Из текста заявления следует, что Управление обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением в защиту прав Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области просит взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском (с) районе Ростовской области в пользу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области неправомерно выплаченные суммы адресной помощи  в размере 17500 рублей. Управление исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не уточнял.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Управление обратилось в арбитражный суд в защиту прав третьих лиц, при этом, не обладая соответствующими полномочиями, в связи с чем, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяется между лицами, участвующими в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В соответствии со статьей 333.37. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008г. № 281-ФЗ)

1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку  Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, а исковы5 требования не подлежат удовлетворению, то государственная пошлина не подлежит взысканию ни с истца, ни с ответчика.