АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 апреля 2009 года  Дело N А53-2134/2009

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2009г.

Арбитражный суд в составе председательствующего  Кондратенко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырбу И.В.

рассматривает в помещении суда дело по заявлению  Индивидуального предпринимателя Сайпуллаева Байдулы Садулаевича

к  отделу иммиграционного контроля Управления Федеральной Миграционной Службы по Ростовской области.

о признании недействительным  постановления о привлечении  к административной ответственности №6108/016513/2 от 22.01.2009г.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - представитель Крутов А. Н. доверенность от 17.03.2009,

от заинтересованного лица  - представитель Мелентьева В.Ю. доверенность №135 от 23.07.2008

установил:  В открытом судебном заседании рассматривается заявление Индивидуального предприниматель Сайпуллаева Байдулы Сафулаевича о признании незаконным и об отмене постановления Отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области  о привлечении его к административной ответственности №6108/016513/2 от 22.01.2009 за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 350000 рублей.

В судебном заседании, 25 марта 2009 года, вынесено протокольное определение об объявлении перерыва при рассмотрении дела до 31.03.2009 до 14.00 часов.

После перерыва, 31.03.2009 в 14.00 часов судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме. Просил снизить сумму штрафа в связи с тем, что раннее предприниматель к административной и уголовной ответственности не привлекался и находится в тяжелом материальном положении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Сотрудниками отдела иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области 23.12.2008 проведены оперативно-профилактические мероприятия по недопущению нарушений со стороны граждан, должностных, юридических лиц в области миграционного законодательства РФ по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге-Стачки .

В ходе проверки выявлен факт  привлечения индивидуальным предпринимателем Сайпуллаевым Б.С. для осуществления трудовой деятельности  на территории Российской Федерации в качестве реализатора новогодних сосен, гражданина Азербайджана Ибрагимова Камала Фарман оглы, 10.12.1962 года рождения.

На момент проверки у указанного гражданина отсутствовало соответствующее разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории Ростовской области.

По данному факту, 12.01.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 6108/016513/2 в отношении ИП Сайпуллаева Б. С. по признакам совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.16 КоАП ПФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 22.01.2009 Заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России  по Ростовской области вынесено Постановление по делу об административном правонарушении, которым ИП Сайпуллаев Б.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 350000 руб.

Используя право на обжалование, предусмотренное ст. 208 АПК РФ, ИП Сайпуллаев Б. С. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным и отмене Постановления  по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности, которое является предметом спора по данному делу.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При исследовании соблюдения порядка привлечения  индивидуального предпринимателя к административной ответственности, судом установлено, что проверка произведена в соответствии с требованиями ФЗ № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»  и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.  Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В материалах дела имеется определение о назначении места и времени рассмотрения дела от 12 января 2009г., которым рассмотрение дела об административном правонарушении № 016513/2 назначено на 22 января 2009г. в 15 часов 00 минут. На указанном определении имеется подпись ИП Сайпуллаева Б. С. о получении данного определения.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом УФМС России по Ростовской области, требования ст. 28.2 КоАП РФ которым при составлении протокола соблюдены,  он составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности ИП Сайпуллаева Б. С., права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 25.1, 30.1-30.3 КоАП РФ, ему разъяснены, о чем свидетельствует подпись в протоколе.

Таким образом, протокол в полном объеме  соответствует требованиям, установленным ст.28.2 КоАП РФ.

Постановление об административном правонарушении от 22.01.2009  вынесено уполномоченным лицом зам. начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ростовской области  в соответствии со  ст. 23.67 КоАП РФ.  При вынесении постановления от 22.01.2009, соблюдены положения статьи 25.1 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление.

Постановление об административном правонарушении от 22.01.09г., вынесено в отсутствие ИП Сайпуллаева Б. С.., извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,  которое соответствует требованиям статей 23.67, 29.10 КоАП РФ.

Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ст.4.5, 29.6 КоАП РФ не нарушен.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентированный ст.29.7  КоАП РФ административным органом  соблюден.

Обжалуемое постановление вынесено с соблюдением требований  ст.29.10 КоАП РФ.

Таким образом, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено.

Пунктом 1 статьи 18.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности.

Согласно статье 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан только при наличии у иностранного работника разрешения на трудовую деятельность.

Как предусмотрено статья 2 данного Федерального закона разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

ИП Сайпуллаев Б. С. осуществляет предпринимательскую деятельность, согласно Свидетельства о государственной регистрации ИП от 05.12.2008., а так же свидетельства участника  мелкорозничной торговли - лоток по ул.Зорге-Стачки .

Проведенной проверкой установлено, что ИП Сайпуллаев Б. С. не имея разрешения на привлечение и использование иностранных работников, привлекло для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина.

Сотрудниками УФМС 23.12.2008 был опрошен гражданин Азербайджана Ибрагимов Камал Фарман оглы. Указанное лицо дало следующие объяснения.

Гражданин Азербайджана Ибрагимов К.Ф.о. опрошен по факту осуществления трудовой деятельности у ИП Сайпуллаева Б. С.. Ибрагимов К.Ф.о. пояснил, что прибыл на территорию Российской Федерации 27.02.2008 года с целью трудоустройства. Работает реализатором новогодних сосен по адресу: г. Ростов-на-Дону, на пересечении ул. Стачки и ул. Зорге. Трудовой договор не заключал. Работать его попросил Садыгов Самир, которому принадлежит товар. По данному факту опрошен гражданин Садыгов С. Ш., который пояснил, что он с 22.12.2008 года с Ибрагимовым К.Ф. осуществляет розничную продажу новогодних сосен, между ними заключен устный договор о совместной деятельности. Ибрагимов К. Ф. привлечен к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ, с административным наказанием в виде штрафа 2000 рублей, Ибрагимов К.Ф. свою вину признал, штраф оплатил.

Таким образом, из материалов дела видно, что на момент проведения проверки гражданин Азербайджана Ибрагимов К.Ф.о. осуществлял трудовую деятельность в торговом объекте, принадлежащем ИП Сайпуллаеву Б. С., без необходимого разрешения органов миграционного контроля, а индивидуальный предприниматель, в свою очередь, использовал труд иностранного гражданина с нарушением установленных правил. Таким образом, указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.16 Кодекса.

Следовательно, индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение ч.1 ст.18.16 КоАП РФ, согласно которой нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица  либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности влечет  административное наказание.

Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ,  административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельств, которые могли бы сделать невозможным исполнение индивидуальным предпринимателем  требований законодательства, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Как предусмотрено частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Доказанность самого факта совершения административного правонарушения свидетельствует о наличии вины правонарушителя.

На основании ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Так, частью 1 статьи 18.16 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из чего следует, что санкция ч.1 ст.18.16 КоАП РФ является альтернативной - либо штраф, либо приостановление деятельности.

При принятии решения о привлечении ИП Сайпуллаева Б. С. к административной ответственности, административным органом применен минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.16 КоАП РФ в размере 350 000 рублей.  Однако, суд счел возможным изменить меру административного наказания в пределах санкции ч.1 ст.18.16 КоАП РФ, применив приостановление деятельности.

В соответствии с правилами ст.3.12 КоАП РФ судья может приостановить деятельность организации либо индивидуального предпринимателя, если за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности.

В условиях мирового финансового кризиса, административное приостановление деятельности ощутимо повлияет на деятельность предпринимателя, что соответствует цели административного наказания - предупреждения совершения новых правонарушений и соответствует тяжести содеянного.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу  о необходимости изменения обжалуемого постановления в части применения санкции - назначения наказания по ч.1 ст.18.16 КоАП РФ, применив вместо взыскания штрафа в размере 350 000 рублей,  административное приостановление предпринимательской деятельности сроком до 45 суток.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Изменить Постановление УФМС РФ по Ростовской области от 22.01.2009г. № 6108/016513/2 в отношении Индивидуального предпринимателя Сайпуллаева Бадулы  Сабулаевича  в части назначения наказания по ч.1 ст.18.16 КоАП РФ, применив вместо взыскания штрафа в размере 350 000 рублей,  административное приостановление предпринимательской деятельности сроком до 45 суток.

В остальной части Постановление УФМС РФ по Ростовской области оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 10-ти дней со дня принятия решения.

Судья     Т.И. Кондратенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка