АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 апреля 2012 года  Дело N А53-21438/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «03» апреля 2012.

Полный текст решения изготовлен  «06» апреля 2012.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроновой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Васильченко Галины Васильевны (ИНН 616800049707, ОГРН 304616836300262)

к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону (ИНН 6168020713, ОГРН 1026104372161)

третье лицо: Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону

о признании незаконными действий

при участии:

от истца - представитель Васильченко Е.И., представитель Пищенко В.А.

от ответчика - представитель Магась В.И.

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Васильченко Галины Васильевны к администрации Советского района г. Ростова-на-Дону со следующими требованиями:

о признании незаконными действий, выраженных в исключении земельного участка пл. 46 кв.м. по ул.Зорге, 72 из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города в 2011-2015 годах;

об обязании включить земельный участок пл. 46 кв.м. по ул.Зорге, 72 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города в 2011-2015 годах и принять правоустанавливающий акт о заключении на новый срок с индивидуальным предпринимателем Васильченко Г.В. договора аренды земельного участка, занимаемого временным объектом, принадлежащим Васильченко Г.В., расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Зорге, 72, пл. 46 кв.м.

Представители истца в судебное заседание явились, в порядке статьи 49 АПК РФ уточнили предмет требований, просили суд признать незаконными действия администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, выраженные в исключении земельного участка площадью 46 кв.м. по ул. Зорге, 72 из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города в 2011-2015 годах; обязать администрацию Советского района г.Ростова-на-Дону включить земельный участок площадью 46 кв.м. по ул.Зорге, 72,  в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города в 2011-2015 и принять соответствующее решение по заявлению Васильченко Г.В. от 24.01.2012 о подготовке правоустанавливающего акта для заключения договора аренды, организации проведения оценки права аренды земельного участка с кадастровым номером 61/001/11-185921, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул.Зорге, 72 либо мотивированного отказа.

Заявленное уточнение судом принято.

Представитель истца в судебном заседании поддержали уточненные требования, просили суд удовлетворить их.

Представитель администрации Советского района г.Ростова-на-Дону в судебное заседание явился, представил отзыв на заявление, просил суд отказать в удовлетворении требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 07.10.2011 в администрацию Советского района обратилась индивидуальный предприниматель Васильченко Г.В. с заявлением о предоставлении информации о том включен ли в схему размещения временных объектов земельный участок по ул. Зорге, 72, а также о рассмотрении вопроса о включении указанного земельного участка в дислокацию с целью использования временного торгового объекта.

Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону  был дан ответ заявителю письмом от 18.10.2011 № ср-928/1-11, согласно которому договор аренды земельного участка площадью 46 кв.м. по ул. Зорге, 72, предоставленного на основании постановления Мэра города от 31.07.2002 № 1497 арендатору МУФЗ ЖКХ Советского района сроком на 5 лет для реконструкции и эксплуатации торгово-остановочного комплекса и далее переданный в субаренду гр. Васильченко Г.В., не был зарегистрирован в учреждении юстиции и считается не заключенным. По информации Департамента имущественно-земельных отношений города ни одно дополнительное соглашение с 2003 года по перерасчету арендной платы не заключалось и платежи по арендной плате за землю по договору не производятся с 2003 года по настоящий момент. При формировании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города в 2011-2015 годах указанный земельный участок был включен. Однако, при согласовании схемы, данный участок из схемы был исключен.

Не согласившись с указанным ответом администрации, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Статьей 11 ЗК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 08.04.2005 № 445 «Об утверждении разграничения полномочий между Администрацией города и Администрациями районов города Ростова-на-Дону» распоряжение земельными участками до разграничения собственности на них и находящиеся в муниципальной собственности осуществляется следующим образом: под новое строительство - КАиГ, ДИЗО; под капитальное сооружение - ДИЗО; для размещения временных объектов и сезонной лоточной торговли - Администрация района.

В соответствии с п. 2 Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 12.10.2011 № 717 «Об утверждении Положения «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством» органами, уполномоченными распоряжаться земельными участками являются в пределах своей компетенции Администрация города Ростова-на-Дону, администрации районов города Ростова-на-Дону, Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, МУ «Фонд имущества г. Ростова-на-Дону».

Согласно п. 2.2 в компетенцию администрации района входит:

- подготовка перечней земельных участков под планируемыми к размещению объектами бытового обслуживания (временными сооружениями или временными конструкциями, за исключением передвижных сооружений), а также индивидуальных временных гаражей для инвалидов, родителей (опекунов) инвалидов с детства; перечней действующих договоров аренды земельных участков, занимаемых временными объектами, снос которых не планируется; перечней подлежащих расторжению договоров аренды земельных участков, занимаемых временными объектами;

- утверждение схем расположения земельных участков, предназначенных для размещения нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, садовых, огородных и дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для предоставления инвалидам, родителям (опекунам) инвалидов с детства для размещения индивидуальных временных гаражей, а также земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;

Согласно п. 13.2. указанного постановления администрация района ежегодно в срок до 1 октября текущего года определяет и направляет в ДАиГ на согласование перечень земельных участков под планируемыми к размещению объектов бытового обслуживания, и материалы топосъемки с нанесением границ и координат участков, а также перечень действующих договоров аренды земельных участков, занимаемых объектами бытового обслуживания, и индивидуальными временными гаражами, снос которых не планируется.

Пункт 13.8 предусматривает, что в случае необходимости размещения временного объекта на земельном участке, не указанном в согласованном перечне вновь размещаемых временных объектов, уполномоченный орган в установленном настоящим пунктом порядке подготавливает и направляет на согласование перечень дополнительных объектов, с последующей публикацией согласованного перечня в недельный срок с момента его получения.

В соответствии п. 6 Постановления Администрации Ростовской области от 22.06.2010 № 18 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов» в схему размещения нестационарных торговых объектов не чаще одного раза в год могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.

В соответствии п.1. Распоряжения Администрации г. Ростова-на-Дону от 20.04.2011 № 212 «О подготовке изменений, вносимых в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону в 2011-2015 годах» администрациям районов поручено в течение 10 календарных дней после выхода настоящего распоряжения разработать изменения, вносимые в схему размещения нестационарных торговых объектов в 2011-2015 годах, и до истечения указанного срока направить в комитет по торговле и бытовому обслуживанию Администрации города на согласование указанные изменения и материалы топосъемки с нанесением границ земельных участков (далее - документы), предназначенных для размещения нестационарных торговых объектов.

В целях реализации п. 5 распоряжения Администрации города Ростова-на-Дону от 20.04.2011 № 212 «О подготовке изменений, вносимых в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону в 2011-2015 годах» были внести изменения в приложение 1 к распоряжению Администрации города Ростова-на-Дону 24.12.2010 № 767 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону в 2011-2015 годах». (Распоряжение Администрации г. Ростова-на-Дону от 21.10.2011 № 640 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города Ростова-на-Дону от 24.12.2010 № 767»).

Согласно п. 4.3 постановления № 717 от 12.09.2011 уполномоченный орган на основании заявления и предоставленного полного пакета документов подготавливает соответствующий правоустанавливающий акт либо мотивированный отказ.

При таких обстоятельствах суд пришел к мнению, что иск необоснован и подлежит отклонению по следующим основаниям

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится, в том числе, создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 18 статьи 15, статья 15.1, подпункт 15 пункта 1 статьи 16, глава 8 Федерального закона от 06.03.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Действие Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о регулировании торговли) распространяется на правоотношения, связанные с размещением (установкой) и эксплуатацией временного некапитального (нестационарного) торгового объекта.

Под нестационарным торговым объектом подразумевается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В силу статьи 10 Закона о регулировании торговли размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 данной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с приведенными нормами федерального законодательства постановлением администрации Ростовской области от 22.06.2010 N 18 утвержден "Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов".

Для заключения на новый срок договоров аренды земельных участков, занимаемых нестационарными торговыми объектами, заявитель либо его представитель обращается в уполномоченный орган с заявлением и установленным соответствующим Административным регламентом пакетом документов. Уполномоченный орган подготавливает и принимает правоустанавливающий акт о заключении на новый срок договора аренды земельного участка, занимаемого временным объектом, после чего оформляется договор аренды земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

Отношения по использованию земельных участков для целей размещения нестационарных объектов торговли формируются как в горизонтальной (товарно-денежной) сфере, так и в управленческой (регулятивной) сфере. Управленческие отношения складываются между органами, уполномоченными контролировать деятельность землепользователей, и землепользователями.

Указанное выражается, в частности в том, что при предоставлении земельного участка для целей размещения нестационарного торгового объекта необходимо получить предварительное согласование места размещения такого объекта с органом местного самоуправления.

Применительно к рассматриваемому спору для констатации нарушения прав предпринимателя оспариваемыми действиями необходимо установить наличие правового основания для получения правоустанавливающих документов на пользование земельным участком и сохранения торгового павильона на спорном земельном участке в следующей совокупности юридически значимых обстоятельств: предпринимателем было получено разрешение на размещение торгового павильона посредствам согласования в установленном порядке его места дислокации и предоставление компетентным органом земельного участка для указанной цели. При этом действие разрешения на размещение торгового павильона ставится в зависимость, как от утвержденной дислокации мест мелкорозничной торговли, так и от наличия действующего договора аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.