• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2011 года  Дело N А53-21551/2011

Резолютивная часть решения оглашена «20» декабря 2011 г.

Полный текст решения изготовлен «26» декабря 2011 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Г.Б. Казаченко

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрельниковой Е.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Геник Елены Николаевны

Инспекции Федеральной налоговой службе России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону

признании недействительным решения от 18.10.2011 г. об отказе в государственной регистрации создания юридического лица

при участии

заявителя - Геник Е.Н., по паспорту

от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 03.09.2011 г. Кривогузов В.В.

установил:

судебном заседании рассматривается заявление Геник Елены Николаевны

Инспекции Федеральной налоговой службе России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону ( далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 18.10.2011 г. об отказе в государственной регистрации создания юридического лица .

Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил, что основанием для отказа в государственной регистрации явилось то обстоятельство, что налоговый орган отказал в государственной регистрации Общества на том основании, что количество листов на обороте последнего листа Устава на месте прошивки не подтверждено подписью заявителя или нотариуса. В то же время указанное обстоятельство является устранимым и не влияет на содержание сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ. Полагал, что оспариваемое решение налогового органа вынесено в нарушение ст. 23 ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Представитель налогового органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве. Пояснил, что в соответствии со ст. 17 Закона о государственной регистрации сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах должны быть достоверными, а документы представляемые для государственной регистрации должны быть надлежащим образом оформлены. В соответствии с требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц , а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Не представленным на государственную регистрацию считаются документ, не отвечающий установленным требованиям к оформлению документов, используемых при государственной регистрации. В то же время в представленном Уставе Общества на месте прошивки не подтверждено количество листов ни подписью нотариуса, ни подписью заявителя. Полагал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

11.10.2011 г. в налоговый ( регистрирующий орган) обратился учредитель Общества с заявлением о государственной регистрации юридического лица - ООО «Мега - Сервис» , заявление представлено по форме Р 11001 ( л.д. 15). Подпись Геник Е.Н. на указанном заявлении засвидетельствована нотариусом ( л.д. 26)

качестве приложения к данному заявлению представлены: документ об уплате государственной пошлины , Решение о создании юридического лица, Устав.

Решением налогового органа от 18.10.2011 г. отказано в государственной регистрации ООО « Мега - Сервис» в качестве юридического лица на том основании, что количество листов на обороте последнего листа Устава Общества на месте прошивки не подтверждено подписью заявителя или нотариуса.

таких обстоятельствах налоговый орган пришел к выводу о том, что Устав считается оформленным не должным образом и соответственно считается не представленным в налоговый ( регистрирующий орган).

отказе в государственной регистрации ООО « Мега - Сервис» налоговый орган сослался в оспариваемом решении на п.п. а п. 1 ст. 23 ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ( далее - Закон о государственной регистрации).

Считая указанное решение налогового органа незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявление , выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о наличии оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

соответствии со ст. 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт , решение и действие ( бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 9 Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

соответствии с п. 1.1. ст. 9 Закона о государственной регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1.2. ст. 9 Закона о государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

соответствии со ст. 12 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Подача заявления о создании Общества с ограниченной ответственностью в качестве юридического лица производится по форме Р 11001 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц».

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации такое заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Подлинность подписи заявителя свидетельствуется в нотариальном порядке. Определенный указанной нормой круг лиц, имеющих право выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица, является исчерпывающим.

Статьей 23 Закона о государственной регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, в частности в п.п а п. 1 таким основанием значится непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При этом по смыслу ст. 23 Закона о государственной регистрации заявление считается неподанным если оно в частности содержит недостоверные сведения или оформлено ненадлежащим образом.

Как следует из материалов дела, 11.10.2011 г. учредителем ООО « Мега - Сервис» Геник Е.Н. подано в налоговый орган заявление о государственной регистрации Общества в качестве юридического лица. Подлинность подписи Геник Е.Н. в качестве учредителя ООО « Мега - Сервис» засвидетельствована в нотариальном порядке.

пришел к выводу о том, что учредителем ООО «Мега - Сервис» в налоговый орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст. 12 Закона о государственной регистрации, необходимые для государственной регистрации юридического лица при создании, в связи с чем, налоговый орган необоснованно отказал в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Мега - Сервис» в качестве юридического лица.

Довод представителя налогового органа о том, что основанием для отказа в государственной регистрации Общества в качестве юридического лица является факт неподтверждения количества листов в Уставе ООО «Мега - Сервис», на месте прошивки ни заявителем, ни нотариусом, суд отклоняет как ошибочный по следующим основаниям.

Согласно п. 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, а также абз. 3 общих положений Методических разъяснений, утвержденных Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде; количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Исчерпывающий перечень документов, в отношении которых должны соблюдаться вышеуказанные требования по их оформлению приведен в Постановлении Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 г. В частности к таким документам относятся: заявления, уведомления , сообщения и приложения к ним.

Устав юридического лица не включен в перечень документов, подлежащих оформлению в соответствии с приведенными выше Требованиями ( указанный вывод сделан с учетом Постановления ФАС Волго - Вятского округа от 23.12.2010 г. по делу № А 43 - 9167/2009).

Отсутствие на обороте последнего листа Устава, на сшиве подписи заявителя - учредителя либо нотариуса не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Более того, указанное обстоятельство носит устранимый характер.

Поскольку представленный в составе приложения к заявлению о государственной регистрации юридического лица Устав утвержден решением учредителя ООО «Мега - Сервис» № 1 от 11.10.2011 г. Геник Е.Н., представлен в прошитом и пронумерованном виде, суд считает, что данный устав представлен в надлежащей форме, а поэтому у налогового органа отсутствовали основания, предусмотренные ст. 23 Закона о государственной регистрации для отказа в государственной регистрации Общества в качестве юридического лица.

Учитывая отсутствие оснований, установленный ст. 23 Закона о государственной регистрации для отказа в государственной регистрации юридического лица при создании суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и признать оспариваемое решение налогового органа недействительным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, признав оспариваемый акт недействительным или решение незаконным полностью или в части, одновременно указывает на такой способ защиты, как обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в связи с чем также считает необходимым удовлетворить требование заявителя об обязании налогового органа зарегистрировать ООО « Мега - Сервис» на основании документов, представленных 11.10.2011 г. вх. 4581.

По общему правилу, установленному ст. 110 АПК РФ государственная пошлина и иные судебные расходы ( в частности на оплату услуг представителя) по итогам рассмотрения дела взыскивается со стороны, не в пользу которой вынесен судебный акт.

Поскольку судебный акт по настоящему делу принят не в пользу государственного органа (налогового органа), расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, уплаченные последним по чеку - ордеру от 28.10.011 г. подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов в пользу заявителя по настоящему делу (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым взыскать с налогового органа в пользу заявителя по делу судебные расходы в сумме 200 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение ИФНС России по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону от 18.10.2011 года об отказе в государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Мега-Сервис».

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью «Мега-Сервис» на основании документов, представленных 11 октября 2011 года вх.№ 4581.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службе России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону в пользу Геник Елены Николаевны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, через суд, вынесший решение, и при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Г.Б. Казаченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-21551/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 26 декабря 2011

Поиск в тексте