• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 08 июля 2011 года  Дело N А53-2166/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2011 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи М.В. Соловьевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вершининой Э.П.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заявление Общества с ограниченной ответственностью «РБМ Кемикалс Ко» ИНН 7701786000, ОГРН 1087746670000

к Ростовской таможне ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943

о признании незаконным решения, требования

при участии:

от заявителя: представителя Петровой Т.И. по доверенности от 17.01.2011 года

от таможенного органа: представителя Лосникова А.В. по доверенности № 02-32/40 от 18.01.2011 года

установил: общество с ограниченной ответственностью «РБМ Кемикалс Ко» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне о признании незаконным решения Ростовской таможни о принятии таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД №10313010/191010/0001541, по резервному методу, содержащееся в декларации таможенной стоимости ДТС-2, оформленной самостоятельно Ростовской таможней к ГТД 17.12.2010г., о признании недействительным Требования Ростовской таможни об уплате таможенных платежей № 1574 от 28.12.2010г., выставленное в связи с неправомерной корректировкой таможенной стоимости товара по ГТД № 10313010/191010/0001541.

Определением по делу от 21.06.2011г. в связи с распоряжением от 17.06.2011г. произведена замена судьи Парамоновой А.В. на судью Соловьеву М.В. на основании ст. 18 АПК РФ. Рассмотрение дела произведено с самого начала.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

01.10.2010г. между покупателем ООО «РБМ Кемикалс Ко» (Россия, Москва) и продавцом компанией «Манушар Н.В.» (Бельгия) заключен контракт № 011010, сроком действия до 31.03.2011г. На основании контракта № 011010 в октябре 2010г. компания «Манушар Н.В.» произвела в адрес ООО «РБМ Кемикалс Ко» поставку товара: сода кальцинированная легкая, карбонат динатрия в виде порошка белого цвета, используется для производства стекла и моющих препаратов, в количестве 1000 биг-бегов, 1000 м.т., изготовитель Сольвей Содди Ад Девня (Болгария). Товар поставлялся с территории Болгарии, порт отправления Варна Вест, на территорию России порт назначения Азов морским видом транспорта на теплоходе «Диамонд», на условиях поставки CIF Azov Liner Out (Инкотермс 2000).

В октябре 2010 г. с целью таможенного оформления поступившего товара (помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления»), декларант ООО «РБМ Кемикалс Ко» подало на Азовский таможенный пост в Ростовской таможни таможенную декларацию (далее по тексту ГТД) №10313010/191010/0001541.

Таможенная стоимость ввозимого товара определялась декларантом ООО «РБМ Кемикалс Ко» в соответствии с требованиями статьи 4 Соглашения и статьи 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» с применением метода «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

Одновременно с ГТД, для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости, ООО «РБМ Кемикалс Ко» в таможенный орган были представлены все необходимые документы, предусмотренные Приложением №1 к Приказу ФТС № 536 от 25.04.2007г. «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», в том числе: контракт № 011010 от 01.10.10г., коммерческое предложение от продавца компании «Манушар Н.В.» о возможном проведении поставки товаров от 29.09.2010г., паспорт сделки № 10100040/3328/0000/2/0, инвойс поставки № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г., упаковочный лист от 07.10.2010г., сертификат качества от 07.10.2010г., сертификат происхождения № 0075594 о 04.10.2010г.; товарно-транспортные документы: морской коносамент № 2 от 03.10.2010г. с переводом, грузовой манифест б/н с переводом, договор фрахта от 21.09.2010г. с переводом, фрахтовый инвойс № BWS-S-1170410/2010 от 04.10.2010г. с переводом, подтверждение оплаты за фрахт; документы о страховании товара: страховой полис №1091534001177 от 03.10.2010г. с переводом, счёт на оплату страховки от 12.10.2010г. с переводом, письмо компании «Манушар Н.В.» о сроке оплаты страховых взносов от 07.10.2010г., письмо компании «Манушар Н.В.» о страховании товара от 07.10.2010г., декларация страны - отправления (Болгарии) № 97423395 от 01.10.2010г. с переводом, инвойс компании «Солвей Кемикалс Интернешнл» № 611203963 от 03.10.2010г., выставленный компании «Манушар Н.В.», по оплате поставленных товаров, ордер-заказ № 2830428 от 07.09.2010г. товаров у компании «Солвей Кемикалс Интернешнл», письмо компании «Манушар Н.В.» о формировании цены поставляемых товаров от 07.10.2010г., письма компании «Солвей Кемикалс Сектор» об условиях поставки, об отпускной цене товаров, декларация таможенной стоимости-1 (далее ДТС-1), платёжные поручения об уплате ООО «РБМ Кемикалс Ко» таможенных платежей № 675 от 15.10.2010г., № 676 от 15.10.2010г. Представление документов подтверждается описью документов к ГТД № 10313010/191010/0001541.

В соответствии с требованиями статей 75, 76, 80 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные платежи по ГТД были оплачены ООО «РБМ Кемикалс Ко» в полном объеме, данное факт подтверждается ГТД (графа 47 «исчисление таможенных пошлин и сборов», пункт «В подробности подсчета») и платёжными поручениями № 675 от 15.10.2010г., № 676 от 15.10.2010г. Задолженностей у ООО «РБМ Кемикалс Ко» перед Ростовской таможней по уплате таможенных платежей за товар, заявленный по рассматриваемой ГТД, не возникло.

После рассмотрения документов, представленных декларантом, Азовский таможенный пост Ростовской таможни не согласился с заявленной ООО «РБМ Кемикалс Ко» в ГТД таможенной стоимостью декларируемого товара, определенной с применением метода «по стоимости сделки с ввозимыми товарами», считая таможенную стоимость не подтвержденной документально, представленные документы не подтверждающими правильность заявленной таможенной стоимости, не достоверными и не достаточными, не предоставлены документы, подтверждающие отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки. Основанием для проведения корректировки, по мнению таможни, явилось отличие цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на единую таможенную территорию таможенного союза при сопоставимых условиях.

Доводы таможенного органа отражены в Дополнении № 1 к ДТС, в Уведомлении от 21.10.2010г., в Требовании от 21.10.2010г., выданных Азовским таможенным постом Ростовской таможни декларанту ООО «РБМ Кемикалс Ко».

Таможенный орган принял решение о проведении дополнительной документальной проверки сведений о заявленной таможенной стоимости товара и обязал декларанта предоставить дополнительные документы согласно запроса о предоставлении дополнительных документов №1 от 21.10.2010г.: ведомость банковского контроля по контракту по состоянию на момент проведения таможенного оформления, документы, подтверждающие покупку рассматриваемых товаров компанией-поставщиком «Манушар Н.В.», пояснения по химическим, физическим характеристикам товара и репутации их на рынке, прайс-лист производителя товаров, экспортная декларация, документальное подтверждение близости цены декларируемых товаров к проверочным величинам цены аналогичных товаров на рынке РФ, договоры, счета на осуществление доставки товара до порта назначения, платёжные документы, подтверждающие оплату услуг по доставке товара, отчёт об оценке товара на внутреннем рынке РФ и другие.

Решение об уточнении заявленной таможенной стоимости по рассматриваемой ГТД Азовский таможенный пост Ростовской таможни отразил на первом листе декларации таможенной стоимости (ДТС-1) к ГТД в поле «для отметок таможни» в виде записи - «ТС уточняется».

Для выпуска декларируемого товара, таможенный орган выдал декларанту ООО «РБМ Кемикалс Ко» Требование от 21.10.2010г., в котором установил условия для выпуска товара: внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, согласно произведённому таможенным органом расчёту размера этого обеспечения (в сумме 106 246,69 рублей), предоставление формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, документов, подтверждающих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенный орган самостоятельно рассчитал декларанту сумму, которая должна быть включена в таможенную стоимость декларируемого товара. Указанные обстоятельства подтверждаются документальными доказательствами - Требованием от 21.10.2010г., Уведомлением от 21.10.2010г., Дополнением № 1 к ДТС-1, Расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей к ГТД. Названные таможенные документы выданы уполномоченным должностным лицом Азовского т/п , подписаны им и заверены его личной номерной печатью.

Во избежание дополнительных расходов за хранение товара и с целью выпуска товара декларант ООО «РБМ Кемикалс Ко» произвело временную условную корректировку таможенной стоимости товара по ГТД, по Требованию от 21.10.2010г. Ростовской таможни, что подтверждается формой корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 № 6564805). ООО «РБМ Кемикалс Ко» произвело оплату сумм обеспечения таможенных платежей, которые могут быть начислены в результате проверки правильности определения таможенной стоимости по заявлению от 21.10.2010г о зачёте денежных средств, внесённых на счёт таможенного органа по платёжным поручениям № 417 от 05.07.2010г. и № 675 от 15.10.2010г., в общей сумме 106 246, 69 рублей.

В соответствии с требованиями пункта 2 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденного Приказом ГТК РФ № 1546 от 26.12.2003г., Приложение № 2, форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС) является неотъемлемой частью соответствующей грузовой таможенной декларации (ГТД). На основании пункта 5 указанного Положения при выпуске товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости, КТС составляет лицо, подавшее таможенную декларацию, на основании произведенного таможенным органом расчета обеспечения уплаты таможенных платежей.

После проведения условной временной корректировки таможенной стоимости и внесения обеспечения уплаты таможенных платежей, таможенный орган выпустил товар по ГТД на таможенную территорию РФ в таможенном режиме «выпуск для внутреннего потребления». Процедура контроля заявленной таможенной стоимости товара по ГТД не завершилась, в графе «С» ГТД таможенный орган указал - «ТС уточняется».

Срок временной условной корректировки по ГТД №10313010/191010/0001541 был установлен таможенным органом до 19.11.2010г.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза для дополнительного подтверждения заявленной таможенной стоимости, ООО «РБМ Кемикалс Ко» в установленные таможенным органом сроки были предоставлены на Азовский т/п Ростовской таможни дополнительные документы, имевшиеся в распоряжении декларанта: ведомость банковского контроля ООО «Дойче Банк» по исполнению контракта № 011010 от 01.10.2010г.; банковские документы, подтверждающие произведённые оплаты ООО «РБМ Кемикалс Ко» по контракту в адрес поставщика компании «Манушар Н.В.» за товар, заявленный по ГТД, на период проведения его таможенного оформления: платёжные ордера от 29.10.2010г., от 01.11.2010г., от 03.11.2010г., от 08.11.2010г., от 09.11.2010г., от 11.11.2010г., выписки ООО «Дойче Банк» за 29.10.2010г., за 01.11.2010г., за 03.11.2010г., за 08.11.2010г., за 09.11.2010г., за 11.11.2010г.; письма поставщика компании «Манушар Н.В.» от 08.11.2010г. исх. № 02-01/106, поясняющее уровень сложившихся цен на рассматриваемый товар на российском рынке; от 16.11.2010г., поясняющее критерии формирования цены производителем товара, заявленного по ГТД; документы о реализации ООО «РБМ Кемикалс Ко» на внутреннем рынке; заключение эксперта ТПП РО № 0489900725 от 08.11.2010г. о рыночной стоимости товара, оформленного по ГТД № 10313010/191010/0001541, на дату подачи ГТД; письмо ООО «РБМ Кемикалс Ко» исх.№ 02-01/111 от 17.11.2010г. о причинах невозможности предоставления документов, имеющих отношение к производству товара; товарно-транспортные документы (морской коносамент № 2 от 03.10.2010г. с переводом, грузовой манифест б/н с переводом, договор фрахта от 21.09.2010г. с переводом, фрахтовый инвойс № BWS-S-1170410/2010 от 04.10.2010г. с переводом, подтверждение оплаты за фрахт), документы о страховании товара (страховой полис №1091534001177 от 03.10.2010г. с переводом, счёт на оплату страховки от 12.10.2010г. с переводом, письмо компании «Манушар Н.В.» о сроке оплаты страховых взносов от 07.10.2010г., письмо компании «Манушар Н.В.» о страховании товара от 07.10.2010г.), декларация страны - отправления (Болгарии) № 97423395 от 01.10.2010г. с переводом, инвойс компании «Солвей Кемикалс Интернешнл» № 611203963 от 03.10.2010г., ордер-заказ № 2830428 от 07.09.2010г. товаров у компании «Солвей Кемикалс Интернешнл», письмо компании «Манушар Н.В.» о формировании цены поставляемых товаров от 07.10.2010г., письма компании «Солвей Кемикалс Сектор» об условиях поставки, об отпускной цене товаров.

Декларант ООО «РБМ Кемикалс Ко» совместно с дополнительными документами предоставило подробные письменные пояснения по условиям совершения сделки и поставке товара от производителя до получателя (письмо исх. № 02-01/113 от 18.11.2010г.).

Предоставление дополнительных документов подтверждается письмом ООО «РБМ Кемикалс Ко» № 02-01/114 от 18.11.2010г.

Информация, содержащаяся в представленных дополнительных документах и пояснениях, полностью подтверждала заявленные в ГТД сведения о таможенной стоимости товара, определённой с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

После рассмотрения представленных документов, Азовский таможенный пост Ростовской таможни сообщил ООО «РБМ Кемикалс Ко», что метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами в отношении товара, ввезённого в рамках контракта № 011010 от 01.10.2010г., применим быть не может; таможенная стоимость этого товара должна быть определена резервным методом, по величине, являющейся основой для расчёта обеспечения уплаты таможенных платежей (подтверждается Дополнением таможенного органа № 2 к ДТС, письмом Ростовской таможни исх. № 55-49/0879 от 17.12.2010г. «Об определении таможенной стоимости» .

Таможенным органом было принято окончательное Решение об определении таможенной стоимости товара по ГТД № 10313010/191010/0001541 с применением резервного метода и самостоятельно проведена корректировка таможенной стоимости. Решение таможенного органа содержится в декларации таможенной стоимости ДТС-2, оформленной самостоятельно Азовскийм т/п Ростовской таможни к ГТД, в графе «Отметки таможенного органа» - «Таможенная стоимость принята. ЛНП 527., дата принятия 17.12.2010г., подпись должностного лица таможенного органа и личная номерная печать», в письме Ростовской таможни № 55-49/0879 от 17.12.2010г. «Об определении таможенной стоимости».

17.12.2010г. Азовским т/п Ростовской таможни самостоятельно оформлена Форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 № 0080978.

В результате корректировки таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД, таможенным органом была изменена величина таможенной стоимости товара: в таможенную стоимость товара включена сумма транспортных расходов и сумма страховой премии, что подтверждаются ДТС-2 к ГТД, оформленной самостоятельно таможенным органом 17.12.2010г., лист № 2, «раздел «Б».

В результате корректировки, величина таможенной стоимости увеличилась: с 6 196 311,10 рублей (заявлена декларантом по 1-му методу, ДТС-1, графа 25), до 6 640 857,96 рублей (определена самостоятельно таможенным органом по резервному методу, ДТС-2, графа 25, КТС-1 № 0080978, графа 12).

После проведения корректировки таможенной стоимости, таможенные платежи, подлежащие уплате при таможенном оформлении товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541, увеличились на сумму 106 246,69 руб. (КТС-1, оформленная самостоятельно таможенным органом № 0080978 графа 47 «исчисление таможенных платежей и сборов», общая сумма, подлежащая взысканию).

Вследствие корректировки таможенной стоимости товаров по ГТД №10313010/19100/0001541, Ростовская таможня выставила ООО «РБМ Кемикалс Ко» Требование об уплате таможенных платежей № 1574 от 28.12.2010г. на сумму корректировки ввозной таможенной пошлины в размере 22 227,34 рублей; на сумму корректировки налога на добавленную стоимость в размере 84 019,35 рублей. Общая сумма Требования № 1574 составила 106 246,69 рублей. Срок добровольного исполнения Требования был установлен Ростовской таможней - не позднее 10 рабочих дней со дня получения Требования. В случае неисполнения требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей и начислению пеней (письмо Ростовской таможни исх.№ 20-16/23114 от 28.12.2010г.).

ООО «РБМ Кемикалс Ко» добровольно не исполняло Требование № 1574 от 18.12.2010г , поскольку не согласилось с решением Ростовской таможни об определении таможенной стоимости товаров по резервному методу (письмо ООО «РБМ Кемикалс Ко» № 02-01/17 от 17.01.2010г.).

В связи с неисполнением требования об уплате таможенных платежей таможенный орган самостоятельно осуществил зачет денежного залога, исчисленного по ТР№10313010/221010/ТР-4355939 в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей в размере 106246,69 руб., что подтверждается письмом Ростовской таможни «О зачете денежных средств» №20-28/03093 от 21.02.2011.

Общество, не согласившись с действиями Ростовской таможни, выразившимися в отказе от применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при определении таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541 и в определении таможенной стоимости товаров по этой ГТД путём изменения заявленной структуры таможенной стоимости и величины таможенной стоимости этих товаров, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив и оценив имеющиеся доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в

деле, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу и помещении под таможенную процедуру. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации, в письменной и (или) электронной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме, и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Для обложения товаров соответствующей таможенной пошлиной, при их декларировании, декларант обязан заявлять их таможенную стоимость (ч. 3 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (ч. 2 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза) .

Система определения таможенной стоимости регулируется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, устанавливающим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу (Соглашение от 25.01.2008г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза»), и в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (Закон РФ № 5003-1 от 21.05.1993г. «О таможенном тарифе»).

Статья 2 Соглашения устанавливает, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними, могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров., отвечающей требованиям статьи 6 (стоимость сделки с идентичными товарами), 7 (стоимость сделки с однородными товарами).

Статья 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» предусматривает 6 методов определения таможенной стоимости товаров, причем, первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона - метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый последующий.

В соответствии с статьей 12 Закона РФ «О таможенном тариф», ч. 3 ст. 64, ч. 1 ст. 65 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом. Декларант имеет право выбора очередности применения методов.

Согласно ст. 4 Соглашения, ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза является стоимость сделки с ними, то есть, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем или третьему лицу в пользу продавца.

Часть 2 статьи 19 Закона РФ определяет, что таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки, если покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами. Но даже и в этом случае, Закон предусматривает, что факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.

Часть 3 статьи 4 Соглашения устанавливает, что факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. При определении таможенной стоимости, для применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицо, декларирующее товары, должно доказать отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную и подлежащую уплате.

Правовой смысл статьи 4 Соглашения и статей 12, 19, Закона РФ «О таможенном тарифе» заключается в том, что таможенная стоимость должна основываться на достоверной и документально подтверждённой информации.

Приказом ГТК РФ № 536 от 25.04.2007г. установлен специальный перечень документов, необходимых для подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ № 67 от 21.01.02г. «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре, о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами» при анализе сделки необходимо учитывать, что под документом, выражающим содержание сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых согласовывается сторонами в рамках исполнения сделки .

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005г. №29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» разъясняется, что под отсутствием документального подтверждения понимается непредставление подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме (договоров, счётов-фактур, инвойсов и т.д.) или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

На основании оценки имеющихся в деле доказательств судом установлено, что обществом представлены в таможенный орган документы, подтверждающие произведенную поставку товаров в рамках исполнения контракта № 011010. Фактические документальные доказательства подтверждают общую сумму всех платежей, фактически подлежащих уплате покупателем ООО «РБМ Кемикалс Ко» поставщику компании «Манушар Н.В.» и. что существующая взаимосвязь между продавцом компанией «Манушар Н.В.» и покупателем ООО «РБМ Кемикалс Ко» не повлияла на цену сделки.

Судом установлено, что документальными доказательствами, представленными обществом в таможенный орган, подтвержден примененный декларантом метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами при определении таможенной стоимости товара по ГТД № 10313010/191010/0001541.

Документами, подтверждающими стоимость сделки, условия оплаты, сведения о ввозимом товаре, условия поставки, являются: контракт № 011010 от 01.10.2010г., коммерческий инвойс № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г., упаковочный лист от 07.10.2010г, паспорт сделки 10100040/3328/0000/2/0, ведомость банковского контроля по исполнению контракта № 011010 от 01.10.2010г., платёжные ордера, подтверждающие произведённые оплаты по контракту в адрес поставщика.

В контракте определен предмет: поставка в адрес покупателя товара - сода кальцинированная легкая, в количестве 1000 метрических тонн нетто. Товар произведен в Болгарии (п.1.1. контракта). Физические и химические характеристики товара установлены п.1.3 контракта. Пунктом 1.1 и разделом 4 контракта предусмотрены условия поставки и транспортировки: товар поставляется на условиях CIF Azov Liner Out (ИНКОТЕРМС 2000). Цена на продукцию установлена в валюте контракта, которой являются доллары США /п.2.1,2.2. контракта/. Контрактом предусмотрено, что цена продукции установлена при учёте соответствующих базисных условий поставки и составляет 203 доллара США за тонну товара /п.2.1./. В цену товара включаются стоимость упаковки, маркировки, транспортировки и страховки, погрузки в автотранспорт покупателя и хранение на терминале, принадлежащем ООО ТКОФ «Голубая Волна» (п.2.3. контракта).Оплата товаров производится банковским переводом на счет продавца в течение 30 дней, согласно инвойсу поставки, с даты отправки товара (п.3.1., 3.2. контракта). Согласно пункта 2.2. контракта, общая сумма контракта составляет 203 000 долларов США. Разделом 6 контракта предусмотрено предоставление со стороны продавца покупателю следующих документов поставки: коммерческий счёт (инвойс), сертификат качества, упаковочный лист, сертификат происхождения, коносамент, манифест, страховка, экспортная декларация. Контрактом также согласованы: условия о качестве товара (п.4.2.) и его упаковке (раздел 7); дата отправки (раздел 5), ответственность сторон (п.8.1.), претензии и арбитраж (раздел 8), срок действия контракта (п.10.4.); условия об изменениях и дополнениях к контракту (п. 10.3.,10.6) и т.д.

В контракте сторонами согласован товар, подлежащий поставке, определён производитель, раскрывается формирование цены на товар, установлена цена за 1 тонну товара, содержится порядок расчётов, условия и сроки поставки, требования о качестве, упаковке и маркировке, предусмотрена ответственность и порядок разрешения споров. Контракт № 011010 содержит все основные существенные условия для договора поставки.

В соответствии с положениями статей 154, 421, 424 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по взаимному согласию между сторонами; исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Контракт № 011010 заключен с соблюдением норм гражданского права, в том числе это относится и к положениям по согласованию предмета, по закреплению обоюдно приемлемых условий поставки и по установлению цены поставляемого товара; контракт понятен и доступен к восприятию. Контракт не содержит недостоверных сведений.

Коммерческий инвойс № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г. оформлен продавцом товара компанией «Манушар Н.В.», исполнен на его официальном бланке, содержит полные реквизиты компании продавца; дату оформления, порядковый номер. Инвойс содержит полные подробные сведения о наименовании поставляемого товара, о количестве, об упаковке, о стране происхождения, о цене за единицу измерения товара, общую сумму, подлежащую оплате за весь поставляемый товар, подробные сведения о покупателе товара, о контракте поставки № 011010 от 01.10.2010г., об условиях поставки, об условиях оплаты и реквизитах для оплаты, о страховании товара продавцом, о судне, на котором товар должен транспортироваться с указанием номера и даты морского коносамента, о порте отправки, о порте доставки.

Упаковочный лист от 07.10.2010г. также оформлен продавцом компанией «Манушар Н.В.» и содержит полные реквизиты фирмы продавца, сведения о покупателе товара, о контракте поставки № 011010 от 01.102010г., сведения о наименовании поставляемого товара, его количестве, весе нетто и брутто, о транспортном средстве, на котором будет осуществляться перевозка с указанием наименования судна и номера и даты морского коносамента, пункта отправления, пункта назначения доставки товаров в РФ, о стране происхождения. Указанные фактические данные позволяют однозначно отнести упаковочный лист от 07.10.2010г. и инвойс № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г к документам по рассматриваемой сделке.

В качестве основных и дополнительных документов, ООО «РБМ Кемикалс Ко» предоставило таможенному органу паспорт сделки 10100040/3328/0000/2/0, ведомость банковского контроля ООО «Дойче Банк» по исполнению контракта № 011010 от 01.10.2010г., и банковские документы, подтверждающие произведённые оплаты ООО «РБМ Кемикалс Ко» по контракту в адрес поставщика компании «Манушар Н.В.» за товар, заявленный по ГТД: платёжные ордера от 29.10.2010г., от 01.11.2010г., от 03.11.2010г., от 08.11.2010г., от 09.11.2010г., от 11.11.2010г., выписки ООО «Дойче Банк» за 29.10.2010г., за 01.11.2010г., за 03.11.2010г., за 08.11.2010г., за 09.11.2010г., за 11.11.2010г. Из банковских документов и документов валютного контроля устанавливается, что условия об оплате ввезенного товара исполнены ООО «РБМ Кемикалс Ко» при соблюдении условий контракта № 011010 от 01.10.2010г. и согласно коммерческому инвойсу № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г. Общество произвело оплаты в период с 29.10.2010г. по 11.11.2010г., стоимость поставленного товара оплачена полностью: платёжные ордера от 29.10.2010г. (сумма 65000 долларов США), от 01.11.2010г. (сумма 30000 долларов США), от 03.11.2010г. (сумма 25000 долларов США), от 08.11.2010г. (сумма 48000 долларов США), от 09.11.2010г. (сумма 12000 долларов США), от 11.11.2010г. (сумма 23000 долларов США). Платёжные ордера полностью соотносимы с документами по рассматриваемой поставке, а именно, с контрактом № 011010 от 01.10.2010г. и коммерческим инвойсом № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г. В каждом платёжном ордере указано, что платёж производится ООО «РБМ Кемикалс Ко» по контракту № 011010 от 01.10.2010г., получатель платежа «Манушар Н.В.». Коммерческий инвойс № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г. определяет общую сумму поставленного товара - 203000 долларов США (графа « общая сумма»). Общая сумма платёжных ордеров равна именно 203000 долларов США.

Каждый платёжный ордер подтверждён соответствующей выпиской ООО «Дойче Банк» (за 29.10.2010г., за 01.11.2010г., за 03.11.2010г., за 08.11.2010г., за 09.11.2010г., за 11.11.2010г.).

Ведомость банковского контроля и паспорт сделки 10100040/3328/0000/2/0 - являются документами валютного контроля, оформленными банком - ООО «Дойче Банк».

Паспорт сделки позволяет установить порядок осуществления платежей по контракту № 011010 от 01.10.2010г.

Ведомость банковского контроля содержит все платежи, произведённые ООО «РБМ Кемикалс Ко» в адрес контрагента компании «Манушар Н.В.» по контракту, устанавливает относимость сумм, оплаченных в рамках контракта, позволяет идентифицировать оплаченную общую сумму с основными документами сделки, подтверждающими цену сделки, - контактом № 011010 от 01.10.2010г., коммерческим инвойсом № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г. Согласно ведомости банковского контроля за период с 29.10.2010г. по 11.11.2010г. ООО «РБМ Кемикалс Ко» произвело в рамках исполнения контракта № 011010 перечисление контрагенту компании «Манушар Н.В.» денежных средств в общей сумме 203000 долларов США (раздел 2 «сведения о платежах»). Указанная сумма принята зачётом банком именно по ГТД № 10313010/191010/0001541 (раздел 3 «Сведения о подтверждающих платежах» стр.2 Ведомости).

Судом установлено, что поставленный товар оплачен покупателем ООО «ООО РБМ Кемикалс Ко» по цене, установленной документами, подтверждающими его стоимость, документами, определяющими общую стоимость сделки, а именно, контрактом № 011010 от 01.10.2010г., коммерческим инвойсом № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г.

Контракт № 011010 от 01.10.20010г., коммерческий инвойс № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г., упаковочный лист от 07.10.2010г., паспорт сделки 10100040/3328/0000/2/0, ведомость банковского контроля ООО «Дойче Банк» по исполнению контракта № 011010 от 01.10.2010г., банковские документы, подтверждающие произведённые оплаты ООО «РБМ Кемикалс Ко» по контракту в адрес поставщика компании «Манушар Н.В.» (платёжные ордера от 29.10.2010г., от 01.11.2010г., от 03.11.2010г., от 08.11.2010г., от 09.11.2010г., от 11.11.2010г.), выписки ООО «Дойче Банк» по счёту ООО «РБМ Кемикалс Ко» (за 29.10.2010г., за 01.11.2010г., за 03.11.2010г., за 08.11.2010г., за 09.11.2010г., за 11.11.2010г.) - являются основными документами сделки, которые не только подтверждают сведения о товаре, поставленном в рамках исполнения сделки, но и фактически доказывают стоимость поставляемого товара, общую сумму (стоимость) сделки; они являются достоверными документами, содержащими всю необходимую информацию для определения ассортимента, количества и цены поставляемого товара; сопоставимы друг с другом, не содержат противоречий и полностью подтверждают сведения о товаре, заявленные декларантом в ГТД.

Товар поставлялся на условиях: CIF Azov Liner Out, ИНКОТЕРМС 2000 (п. 1.1., раздел 4 контракта).

Условия поставки CIF - стоимость, страхование, фрахт (наименование порта назначения), означают, что продавец обязан поставить товар в соответствии с условиями договора купли-продажи с представлением коммерческого счета, и оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, а также должен обеспечить морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время перевозки.

Согласно Инкотермс, продавец заключает договор перевозки и оплачивает расходы по транспортировке товара до порта назначения (пункт А.3 ИНКОТЕРМС 2000), и договор страхования и выплачивает страховщику страховую премию. В обязанности продавца входит передача покупателю обычного транспортного документа, выписанного на согласованный пункт назначения (пункт А.8 ИНКОТЕРМС 2000), и страхового полиса, как доказательства заключения договора страхования (пункт А.3 ИНКОТЕРМС 2000).

Цена товара сторонами рассматриваемой сделки установлена при учёте базисных условий поставки CIF Azov Liner Out и составляет 203 доллара США за тонну товара (п. 2.1. контракта). Следовательно, в цену товара уже включены стоимость транспортировки и страховки (п. 2.3. контракта).

Продавец товара компания «Манушар Н.В.» в полном объёме исполнила свои обязанности по условиям поставки и предоставила покупателю ООО «РБМ Кемикалс Ко» не только обязательные документы, подтверждающие организацию транспортировки и страхования поставляемого товара, но и дополнительные, устанавливающие плательщиков указанных услуг.

Судом установлено, что в целях подтверждения сведений о цене товара и общей стоимости сделки на условиях поставки CIF Azov Liner Out, декларант предоставил в таможенный орган документы по транспортировке и страхованию товара.

Транспортные документы: морской коносамент № 2, грузовой манифест б/н, договор фрахта от 21.09.2010г., фрахтовый инвойс № BWS-S-1170410/2010 от 04.10.2010г., SWIFT- подтверждение оплаты за фрахт. Указанные документы относятся к рассматриваемой сделке, являются документальными доказательствами осуществлённой перевозки товара (сода кальцинированная лёгкая в количестве 1000 м.т.) и свидетельствующими о перевозке груза морским видом транспорта (теплоход «Диамонд») из порта погрузки Варна Вест, Болгария, от грузоотправителя - производителя товара «Солвей Болгария» по поручению компании «Солвей Кемикалс Интернешнл» (компании, продавшей товар компании «Манушар Н.В.»), в порт разгрузки Азов, РФ, в адрес грузополучателя ООО «РБМ Кемикалс Ко».

Транспортные документы подтверждают, что продавец компания «Манушар Н.В.» предприняла мероприятия для осуществления транспортировки товара, поставляемого в рамках контракта № 011010 от 01.10.2010г. на условиях поставки CIF .

Компания «Солвей Кемикалс Интернешнл» (Бельгия) осуществила поставку рассматриваемого товара для компании «Манушар Н.В.» (Бельгия). Условиями этой поставки являлись - CIF Азов, морским видом транспорта в адрес грузополучателя - ООО «РБМ Кемикалс Ко» (РФ). ООО «РБМ Кемикалс Ко» предоставило в ходе таможенного оформления в таможенный орган инвойс № 6111203963 от 03.10.2010г., выставленный компанией «Солвей Кемикалс Интернешнл» для оплаты товара компании «Манушар Н.В.», и подтверждающий указанные обстоятельства. Согласно инвойсу № 6111203963 стоимость товара, покупаемого компанией «Манушар Н.В.» у компании «Солвей Кемикалс Интернешнл», складывается из цены товара и из стоимости фрахта до порта Азов (РФ). Компания «Манушар Н.В.» купила товар (сода кальцинированная лёгкая в количестве 1000м.т.), поставляемый ею в адрес российского получателя ООО «РБМ Кемикалс Ко», уже с учётом оплаты транспортных расходов (фрахта) по доставке товара до порта назначения в РФ - порт Азов.

Из морского коносамента № 2 и грузового манифеста следует информация о том, фрахт оплачивается согласно чартер партии от 21.09.2010г. Договор фрахта от 21.09.2010г. заключен компанией «Солвей Кемикалс Интернешл» для организации перевозки товара (кальцинированная сода лёгкая в 1мт пакетах) на теплоходе «Диамонд» из порта погрузки Варна Вест, Болгария, грузоотправитель «Солвей Болгария» в порт выгрузки Азовский порт. Фрахт оплачивается фрахтователем, то есть компанией «Солвей Кемикалс Интернешнл» до начала отгрузки (п. 4, 14 договора фрахта) по установленной ставке (п.13 договора фрахта).

Фрахтовый инвойс № BWS-S-1170410/2010 от 04.10.2010г. выставлен для оплаты транспортных услуг судовладельцем компанией «Блю Уэйв Шиппинг ИНК» фрахтователю «Солвей Кемикалс Интернешнл». Инвойс идентифицируется с транспортными документами (морским коносаментом № 2, грузовым манифестом, договором фрахта от 21.09.2010г.), содержит информацию о товаре, за перевозку которого он выставлен, о пунктах отправления и назначения, о теплоходе, на котором будет осуществляться перевозка, о договоре фрахта; инвойс содержит информацию о стоимости перевозки за единицу перевозимого товара, общую сумму перевозки.

SWIFT- подтверждение оплаты за фрахт, свидетельствует о факте произведённой оплаты транспортных расходов компанией «Солвей Кемикалс Интернешнл».

Транспортные документы не имеют противоречащих сведений, содержат полную и достоверную информацию о произведённой транспортировке товара, заявленного по ГТД, на территорию РФ в порт Азов. Сведения о товаре, об условиях поставки, указанные в транспортных документах полностью соответствуют сведениям, согласованным сторонами в основных документах рассматриваемой сделки: в контракте № 011010 от 01.10.2010г., коммерческом инвойсе № 566SIFI2010100055 от 07.10.2010г., упаковочном листе от 07.10.2010г.

Сведения о транспортировке товара, о возникших расходах за его транспортировку, и сведения о лице, понёсшим указанные расходы, подтверждены ООО «РБМ Кемикалс Ко» документально.

Инвойс № 6111203963 от 03.10.2010г., морской коносамент № 2, грузовой манифест б/н, договор фрахта от 21.09.2010г., фрахтовый инвойс № BWS-S-1170410/2010 от 04.10.2010г., SWIFT, являются фактическими доказательствами сведений о том, что российский покупатель ООО «РБМ Кемикалс Ко» не организовывал транспортировку товара в рамках исполнения поставки по контракту № 011010 от 01.10.2010г., и не производил оплату транспортировки. ООО «РБМ Кемикалс Ко» не понесло транспортных расходов по доставке товара (сода кальцинированная лёгкая в количестве 1000 м.т.) с территории иностранного государства на территорию РФ.

На основании положений ст. ст. 4, 10 Соглашения, ст. ст. 19, 19.1, 24 Закона РФ «О таможенном тарифе» транспортные расходы не должны дважды включаться в таможенную стоимость товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541.

Сведения, указанные в документах о транспортных расходах - достаточны и достоверны.

Таможенный орган не представил суду доказательств, подтверждающих недостоверность заявленных декларантом сведений о транспортных расходах и о лице, их уплатившем.

Величина таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД № 10313010/191010/0001541, неправомерно изменена Азовским таможенным постом Ростовской таможни в сторону увеличения на сумму транспортных расходов по доставке рассматриваемого товара на территорию РФ.

Документы о страховании товара: страховой полис № 1091534001177 от 03.10.2010г., счёт на оплату страховки от 12.10.2010г., письмо компании «Манушар Н.В.» о сроке оплаты страховых взносов от 07.10.2010г., письмо компании «Манушар Н.В.» о страховании товара от 07.10.2010г.

Страховой полис № 1091534001177 от 03.10.2010г. подтверждает, что продавец товара компания «Манушар Н.В.» во исполнение условий поставки, определённых контрактом № 011010 от 01.10.2010г. (CIF порт Азов) осуществило страхование товара (сода кальцинированная лёгкая в количестве 1000 м.т.) у фирмы-страховщика «ДСВ Бельгия Н.В.». Согласно страховому полису фирма «ДСВ Бельгия Н.В.» по доверенности от страховщиков приняла на страхование груз (сода лёгкая кальцинированная в количестве 1000 м.т.) согласно коносамента № 2. Страховая сумма груза составила 223 300 долларов США (в соответствии с положениями ИНКОТЕРМС 2000, страховая сумма груза, страхуемого на условиях поставки CIF, должна покрывать его стоимость на 10% (пункт А.3).

Согласно счету фирмы «ДСВ Бельгия Н.В.» от 12.10.2010г. сумма страховой премии по полису № 1091534001177 составляет 521,99 долларов США. Указанный счёт выставлен для оплаты компании «Манушар Н.В.».

В письме от 07.10.2010г. компания «Манушар Н.В.» пояснила, что условием оплаты по страховому полису является отсрочка платежа на 90 дней с момента выставления счёта, в связи с чем, на момент проведения таможенного оформления товара в российской таможне банковское подтверждение оплаты страховой премии, предоставить невозможно.

Документы, свидетельствующие о страховании товара, являются письменными доказательствами, определяющими и подтверждающими, что товар, заявленный по ГТД № 10313010/191010/0001541, застрахован продавцом компанией «Манушар Н.В.» на условиях, определённых контрактом № 011010. Продавец компания «Манушар Н.В,» понесла все расходы, связанные со страхованием на условиях его поставки - CIF порт Азов. Сведения, указанные в страховых документах, соответствуют о сделке, осуществлённой в рамках исполнения контракта № 011010 от 01.10.2010г., и являются достоверными.

Предоставление декларантом таможенному органу документов, подтверждающих оплату страховой премии при условиях поставки CIF, является необязательным.

Приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 утвержден перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. В Приложении №1 к приказу содержится подробный перечень обязательных документов, для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (далее - Перечень).

Согласно подпункта «а» пункта 1 Перечня при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки.

Согласно пункта А.3 ИНКОТЕРМС 2000 по условиям поставки CIF продавец обязан передать покупателю только страховой полис, как доказательства заключения договора страхования.

Не предусмотрено предоставление банковского документа, подтверждающего оплату страховой премии, и контрактом № 011010.

Банковский документ, подтверждающий оплату страховки, мог быть предоставлен таможенному органу только в случае его добровольной передачи продавцом. В свою очередь, продавец компания «Манушар Н.В.» предоставило покупателю ООО «РБМ Кемикалс Ко» письмо, разъясняющее сроки оплаты страховки.

Сведения о страховке товара, и сведения о плательщике указанных расходов, подтверждены ООО «РБМ Кемикалс Ко» документально и в полном объёме. Сведения, указанные в страховых документах - достаточны и достоверны.

Страховой полис № 1091534001177 от 03.10.2010г., счёт на оплату страховки от 12.10.2010г., письмо компании «Манушар Н.В.» о сроке оплаты страховых взносов от 07.10.2010г., письмо компании «Манушар Н.В.» о страховании товара от 07.10.2010г., являются фактическими доказательствами сведений о том, что российский покупатель ООО «РБМ Кемикалс Ко» не осуществлял страхование товара в рамках исполнения поставки по контракту № 011010 от 01.10.2010г., и не производил оплату страховой премии. ООО «РБМ Кемикалс Ко» не понесло страховых расходов на условиях поставки товара - CIF порт Азов .

На основании положений ст. ст. 4, 10 Соглашения, ст. ст. 19, 19.1, 24 Закона РФ «О таможенном тарифе» указанные расходы не должны дважды включаться в таможенную стоимость товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541.

В судебном заседании таможенный орган не представил суду доказательства, подтверждающего недостоверность заявленных декларантом ООО «РБМ Кемикалс Ко» сведений о страховании товара и о лице, понёсшем расходы по страхованию.

Таможенным органом неправомерно изменена величина таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД № 10313010/191010/0001541, в сторону увеличения на сумму расходов по страхованию (на сумму страховой премии).

При рассмотрении дела суд установил, что позиция таможни, относительно влияния на цену товара и стоимости сделки взаимосвязи между продавцом компанией «Манушар Н.В.» и покупателем ООО «РБМ Кемикалс Ко», ошибочна и опровергается материалами дела.

Материалами дела подтверждается, что существующая взаимосвязь между продавцом компанией «Манушар Н.В.» и покупателем ООО «РБМ Кемикалс Ко» не повлияла на цену товара и стоимость сделки. Заявителем представлены документы, раскрывающие обстоятельства сделки.

Компания «Манушар Н.В.» неоднократно поставляла товар (сода кальцинированная лёгкая, производства Солвей Сода АД Болгария) в адрес ООО «РБМ Кемикалс Ко», который доставлялся в порт Азов, и оформлялся на Азовском таможенном посту Ростовской таможни. Таможенная стоимость товара всегда определялась декларантом ООО «РБМ Кемикалс» с применением метода по стоимости сделки и принималась таможенным органом без корректировки.

Компания Солвей Сода АД (Болгария) входит в состав Солвей Групп, международной промышленной группы. Компания Солвей Сода АД обладает одним из крупнейших в мире подразделением по производству соды синтетическим способом.

Компания «Манушар Н.В.» покупает соду кальцинированную у компании «Солвей Кемикалс Интернешл», через которую осуществляется большая часть продаж химической продукции компании Солвей Групп.

Продажи осуществляется следующим образом: каждый клиент получает по своему запросу отдельное предложение, которое зависит от количества поставляемого товара, условий оплаты и т.д. В основу для определения цены для покупателя всегда закладываются себестоимость продукта, темпы производства, рентабельность, и конечно же, географический регион конечного потребителя.

Во второй половине 2010г. на российском рынке произошло некоторое снижение цен на соду кальцинированную легкую, иностранного производства, поскольку на рынке закрепились российские производители этого товара: ОАО «Сода», ОАО «Березниковский содовый завод», ОАО «Русал Ачинск». Кроме того, лидерство в продажах импортной соды на российском рынке занимает ОАО «Крымский содовый завод» и ОАО «Лисичанская сода». Продукция Солвей Сода АД (Болгария) составляет на российском рынке всего 5,7% от всего объёма продаж.

В связи с чем, чтобы не потерять своих покупателей на российском рынке, компания «Солвей Кемикалс Интернешнл» немного снизила уровень цен на рассматриваемый товар. Поэтому, на запрос компании «Манушар Н.В.» в сентябре 2010г. была предложена новая цена на товар.

Указанные обстоятельства подтверждаются в письмах-пояснениях компании «Солвей Кемикалс Интернешнл» и компании «Манушар Н.В.» от 07.10.2010г., 16.11.2010г., от 18.11.2010г., представленных в материалы дела.

Заявителем предоставлен Ордер-заказ от компании «Солвей Кемикалс Интернешнл» № 2830428 от 07.09.2010г. , адресованный компании «Манушар Н.В.». Указанный документ свидетельствует о том, что покупателю «Манушар Н.В.» в адрес грузополучателя ООО «РБМ Кемикалс Ко» на территорию РФ в порт Азов на условиях CIF порт Азов в октябре 2010г. может быть поставлен товар - сода кальцинированная лёгкая в количестве 1000 м.т., производства Болгарии, по цене 200 долларов за 1 тонну.

Данный документ свидетельствует, что товар - сода кальцинированная лёгкая производится Совей Сода Болгария и поставляется первоначальному покупателю - «Солвей Кемикалс Интернешнл», который затем предлагает этот товар покупателю «Манушар Н.В.».

Инвойс № 6111203963 от 03.10.2010 г. оформлен продавцом товара компанией «Солвей Кемикалс Интернешнл», исполнен на его официальном бланке, содержит полные реквизиты компании продавца; дату оформления, порядковый номер. Инвойс свидетельствует о том, что продавец «Солвей Кемикалс Интернешнл» продаёт товар - соду кальцинированную лёгкую в количестве 1000 м.т. покупателю «Манушар Н.В.» по цене 200 долларов за 1 тонну. Документом, на основании которого производится поставка, является Ордер-заказ № 2830428 от 07.09.2010г. Инвойс содержит сведения о том, что товар отгружается от производителя, из Болгарии, в адрес российского грузополучателя покупателя - ООО «РБМ Кемикалс Ко» морским видом транспорта (на теплоходе «Диамонд») на условиях поставки CIF порт Азов. Общая стоимость поставки товара составляет 200 000 долларов США.

Информация, содержащаяся в Инвойсе № 6111203963 от 03.10.2010г. свидетельствует о том, что компания «Манушар Н.В,» приобрела товар - соду кальцинированную лёгкую в количестве 1000 м.т. по цене 200 долларов за 1 тонну, причём в эту цену уже вошли транспортные расходы по доставке товара на территорию РФ до грузополучателя в порт Азов.

Коммерческое предложение от 29.09.2010 г., направленное компанией «Манушар Н.В.» в адрес ООО «РБМ Кемикалс Ко» до заключения контракта, содержит наименование товара, предлагаемого к поставке (сода кальцинированная лёгкая), возможное количество товара для поставки (1000м.т.), условия, на которых товар может быть поставлен (CIF порт Азов), сроки поставки (начало октября 2010г.), цену за единицу измерения товара (203 долларов США за 1 тонну) и условия оплаты (30 дней с даты коносамента). На основании Коммерческого предложения от 29.09.2010г. сторонами компанией «Манушар Н.В.» и ООО «РБМ Кемикалс Ко» был заключён основной контракт № 011010 от 01.10.2010г.

Представленные в материалы дела документы раскрывают содержание сделки и предшествующие ей обстоятельства, свидетельствуют, что компания «Манушар Н.В.» не является производителем товара, не формирует его цену, исходя из себестоимости, темпов производства и характеристик рынка. Компания «Манушар Н.В.» является всего лишь посредником в купле-продаже этого товара и не может оказывать влияние на формирование цены товара (сода) на мировом рынке. Компания «Манушар Н.В.» как и все посреднические компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью, заинтересованы в сделке только с целью извлечения из неё своей прибыли. Рассматриваемый товар был продан компании «Манушар Н.В.» независимым продавцом по цене 200 долларов США за 1 тонну на условиях CIF порт Азов. Затем, компания «Манушар Н.В.», продала этот товар ООО «РБМ Кемикалс Ко» по цене 203 долларов США за 1 тонну на условиях CIF порт Азов. В связи с чем, является очевидным факт , что компания «Манушар Н.В.», заключая контракт № 011010 с ООО «РБМ Кемикалс Ко» в цену товара заложила свои расходы и свой процент прибыльности сделки. В рассматриваемом случае взаимосвязь компании «Манушар» и ООО «РБМ Кемикалс Ко» никак не повлияла на формируемую цену сделки.

Заключением эксперта ТПП РО № 0489900725 от 08.11.2010г., выполненное заявке ООО «РБМ Кемикалс Ко» на основании требования таможенного органа. Экспертиза проводилась в целях определения рыночной стоимости товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541, на территории РФ. Экспертом исследовались документы, представленные одновременно с ГТД. Эксперт в заключении подробно охарактеризовал состояние внутреннего российского рынка на момент ввоза товара - сода кальцинированная лёгкая, производства Болгария, на территорию РФ. В экспертном Заключении подтверждено, что цены на указанный товар иностранных производителей во второй половине 2010г. незначительно снизились (ст. 2 заключения), доля товара производства Солвей Сода АД Болгария, на российском рынке незначительна и составляет всего 5,7 % от общего числа предлагаемого к продаже товара (стр. 3,4 заключения).

Рыночная стоимость товара определялась с учетом исследования и анализа физико-химических свойств товара, областей применения соды кальцинированной лёгкой, маркетинговых предложений российского рынка. При определении стоимости исследуемого товара независимым оценщиком использовались 3 способа оценки: затратный, сравнительный, доходный. В результате рыночная стоимость соды кальцинированной лёгкой, ввозимой в соответствии с контрактом № 011010 от 01.10.2010г. по состоянию на 19.10.2010г. (на дату подачи ГТД) составила 6 260 рублей за 1 тонну. В структуру рыночной стоимости товара не включены НДС и торговая надбавка, а включена таможенная пошлина (5%) (раздел 14 заключения).

С учётом НДС (18%) и торговой надбавки (15% -средняя торговая надбавка на территории РФ) цена товара составит 8325,8 рублей за 1 тонну.

Уровень рыночной цены товара, определённый экспертом в Заключении ТПП РО № 0489900725 от 08.11.2010г., свидетельствует о том, что цена товара - сода кальцинированная лёгкая, производства Болгария, установленная контрактом № 011010 от 01.10.2010г., заключённого между взаимозависимыми лицами компанией «Манушар Н.В.» и ООО «РБМ Кемикалс Ко», в размере 203 долларов США (6196,31 рублей по курсу на день подачи ГТД) за 1 тонну, не является заниженной либо завышенной.

Информация, предоставленная декларантом таможенному органу (письмо № 02-01/106 от 08.11.2010г.) о ценах на однородные и идентичные товары на российском рынке, свидетельствует, что цена на однородные и идентичные товары на российском рынке варьируется от 7667 до 8119 рублей, без учёта НДС и доставки.

Документы ООО «РБМ Кемикалс Ко» о продаже товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541 на российском рынке: договор № 62/111 от 26.08.2010г., договора № 12-СК от 02.06.2010г. содержит информацию о продаже товара на внутреннем рынке по цене 9700 рублей за 1 тонну товара, с учётом НДС -18 % на условиях самовывоза из Азова.

Тена товара - сода кальцинированная лёгкая, установленная контрактом № 011010 от 01.10.2010г., представляет собой среднюю цену для такого рода товаров, представленных на российском рынке.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что в рассматриваемом случае на определение цены товара по контракту № 011010 не оказала влияние взаимосвязь сторон.

Декларант, предоставив названные документы таможенному органу, в полном объёме исполнил требования таможенного законодательства (ч. 3 ст. 4 Соглашения, ст.19 Закона РФ «О таможенном тарифе») и доказал отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную за ввезённый товар (соду кальцинированную лёгкую), заявленный по ГТД № 10313010/191010/0001541.

Судом установлено, что предоставленные ООО «РБМ Кемикалс Ко» в материалы дела документы достаточны для определения таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541, с использованием метода по стоимости сделки. Декларант подтвердил таможенному органу правильность определения таможенной стоимости товара по рассматриваемой ГТД с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; таможенная стоимость товаров не нуждалась в корректировке на основании резервного метода.

Таможенная стоимость товара по ГТД №10313010/191010/0001541, определена и заявлена декларантом ООО «РБМ Кемикалс Ко» на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами правомерно, подтверждена цена, подлежащая оплате за ввезенный товар, и уже уплаченная за товар на момент принятия таможенным органом окончательного решения об определении таможенной стоимости (ст. 2, п. 2 ст. 4. Соглашения, ст.19, ст.19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»), декларантом ООО «РБМ Кемикалс Ко» документально подтверждено отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя, на цену, фактически уплаченную за ввезённый товар.

Доказательств недостоверности сведений о цене сделки либо о наличии влияния взаимосвязи сторон на цену товара Ростовской таможней суду не представлено.

Принятие Ростовской таможней решения об определении таможенной стоимости товара по ГТД № 10313010/191010/0001541 с применением резервного метода не обосновано и документально не подтверждено.

Согласно части 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Статья 10 Соглашения определяет, что таможенная стоимость ввозимых товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза.

Ростовская таможня в Дополнениях № 1 и № 2 к ДТС, в письме «Об определении таможенной стоимости») не привела стоимостные данные идентичных либо однородных товаров, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, не пояснила каким образом и на основании каких документов таможенным органом была определена величина, являющаяся основой для расчёта обеспечения уплаты таможенных платежей; не представила подробного расчёта этой величины. Без правовых оснований таможенный орган изменил величину заявленной таможенной стоимости, в результате чего транспортные расходы и расходы по страхованию товара были дважды включены в таможенную стоимости товаров, что не соответствует условиям поставки товара CIF порт назначения (ИНКОТЕРМС 2000), при применении расчётов, установленных ст.10 Соглашения.

Согласно части 3 статьи 10 Соглашения таможенная стоимость оцениваемых товаров, определённая согласно положениям настоящей статьи, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определённых таможенных стоимостях.

Таможенный орган не представил суду документов, которые бы свидетельствовали о ранее определённых и принятых таможенными органами таможенных стоимостях аналогичных товаров, в какой период времени были приняты эти таможенные стоимости, из каких стран ввозились аналогичные товары, на каких условиях поставки, не была предоставлена ценовая информация на аналогичные товары, ввезённые на территорию единого таможенного союза.

В силу пункта 7 части 4 статьи 10 Соглашения таможенные органы не вправе определять таможенную стоимость на основе произвольной или фиктивной стоимости.

В виду отсутствия документального подтверждения величины (основы) для расчёта таможенной стоимости, имеются основания полагать, что Ростовская таможня применила для определения таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД № 10313010/191010/0001541, произвольную или фиктивную стоимость. Данное обстоятельство является существенным нарушением таможенного законодательства и грубым образом нарушает права декларанта.

Действия таможенного органа основаны на неправильном толковании положений таможенного законодательства, регулирующего положения по определению таможенной стоимости товаров.

Исследовав представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что таможенный орган не представил доказательства наличия предусмотренных законом оснований для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости товара, не доказал, что представленные декларантом документы содержат недостоверные сведения.

С учетом изложенного Ростовская таможня не доказала, что представленные обществом сведения о товаре не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. Оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела документов у суда не имеется.

Суд установил, что декларант представил необходимые документы, подтверждающие правильность определения таможенной стоимости товара по первому методу. Цена товара определена контрактом и подтверждена предусмотренными контрактом документами.

Принимая во внимание, что представленные обществом в таможню документы не содержат признаков недостоверности, судом сделан вывод о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена, а потому основания для отказа в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами у таможенного органа отсутствовали, равно как и отсутствовали правовые основания для принятия решений по корректировке таможенной стоимости товаров по резервному методу и направлению обществу оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.

Таможня не доказала правомерность отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости товара и принятия обжалуемых обществом ненормативных актов.

Из материалов дела следует, что по оформленной таможенной декларации обстоятельства, препятствующие заявлению таможенной стоимости по цене сделки отсутствуют, стоимость сделки подтверждена надлежащими документами и сведениями.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению.

Заявитель также обжалует Требование Ростовской таможни № 1574 от 28.12.2010г. об уплате таможенных платежей, выставленного в связи с корректировкой таможенной стоимости товара.

Судом признаны действия таможенного органа по корректировки таможенной стоимости товара заявленного по ГТД №10313010/191010/0001541 незаконным, следовательно, требование признает судом недействительным.

Действия Ростовской таможни по корректировке таможенной стоимости товара (сода кальцинированная легкая, карбонат динатрия в виде порошка белого цвета, используется для производства стекла и моющих препаратов, в количестве 1000 биг-бегов, 10000 кг., изготовитель Сольвей Содди Ад Девня (Болгария), заявленного по ГТД №10313010/191010/0001541, решение Ростовской таможни о принятии таможенной стоимости товара, заявленного по указанной ГТД, по резервному методу, Требование Ростовской таможни № 1574 от 28.12.2010г. об уплате таможенных платежей, выставленного в связи с корректировкой таможенной стоимости товара, - не соответствуют Соглашению от 25.01.2008г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (статьям 2,4,5,10), Таможенному Кодексу Таможенного Союза (статьям 64, 65, 69,80), Закону РФ «О таможенном тарифе» (ст. ст. 12,19,19.1), Приказу ФТС РФ № 536 от 25.04.2007г., нарушают законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской и внешнеэкономической деятельности.

Аналогичная позиция высказана в решениях и постановлениях арбитражного суда по делам А53-2094/2011, А53-665/2011, А53-5/2011

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что в соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ

внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому

при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных

органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в

соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с

государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса РФ, пунктом 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» суд расходы по госпошлине относит на Ростовскую таможню в сумме 4000 рублей с учетом ее уплаты заявителем платежными поручениями №72, №73 от 31.01.2011 на сумму 4000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Ростовской таможни о принятии таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД №10313010/191010/0001541, по резервному методу, содержащееся в декларации таможенной стоимости ДТС-2, оформленной самостоятельно Ростовской таможней к ГТД 17.12.2010г., как несоответствующее нормам таможенного законодательства.

Признать недействительным Требование Ростовской таможни об уплате таможенных платежей № 1574 от 28.12.2010г., как несоответствующее нормам таможенного законодательства.

Взыскать с Ростовской таможни ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943 в пользу общества с ограниченной ответственностью «РБМ Кемикалс Ко» ИНН 7701786000, ОГРН 1087746670000 расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000,00 руб., уплаченную платежным поручением № 72 от 31.01.2011г.,№73 от 31.01.2011г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья М.В. Соловьева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-2166/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 08 июля 2011

Поиск в тексте