АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2012 года  Дело N А53-21775/2011

Резолютивная часть решения объявлена «24» января 2012г.

Полный текст решения изготовлен «30» января 2012г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», ИНН 7707049388, основной государственный регистрационный номер 1027700198767, о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в финансовом обеспечении предупредительных мер, изложенного в письме от 29.07.2011г. № 04-01-31/6452,

заинтересованное лицо: Государственное  учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: 1) представитель по доверенности от 01.12.2011г. Литвинов А.С.;  2) представитель по доверенности от 25.04.2011г. Зорин М.М.;

от заинтересованного лица: 1) представитель по доверенности от 13.12.2011г. Воликова И.Н.; 2) представитель по доверенности от 14.12.2011г. Белый А.Ю.,

установил: открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»» (далее - общество, ОАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным отказа Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) в финансовом обеспечении предупредительных мер, изложенного в письме от 29.07.2011г. № 04-01-31/6452.

Представители заявителя в судебном заседании пояснили доводы, изложенные в заявлении, просили удовлетворить заявленные требования.

Представители Учреждения в судебном заседании пояснили доводы, изложенные в отзыве на заявление, просили в удовлетворении требований заявителя отказать. Доводы мотивированы законностью отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» 26.07.2011г. обратилось с заявлением исх. № РФ08.02.1/05.01.1-001069 о разрешении финансирования за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, согласно представленному плану финансирования.

Учреждением 29.07.2011г. № 04-01-31/6452 дан ответ, в котором указано о том, что причины невозможности выделения средств на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2011 году указаны в ранее направленном письме  № 04-01-31/4686 от 16.06.2011г.

В ответе № 04-01-31/4686 от 16.06.2011г. учреждением указано о том, что только ОАО «Ростелеком» может получить финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и по вопросам, связанным с установлением скидок к страховому тарифу, вновь образованные филиалы не могут получить такое финансирование и им не может быть установлена скидка.

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым отказом Учреждения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Основным законом, регулирующим правоотношения в области социального страхования от несчастных случаев на производстве, является Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. № 125-ФЗ (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статьей 4 Федерального закона № 125-ФЗ установлены принципы обязательности регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательности уплаты страхователями страховых взносов, а также дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 125-ФЗ  страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 08.12.2010г. № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010г. № 1232 «О порядке финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 11.02.2011г. № 101н утвердило по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации «Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее - Правила финансового обеспечения).

В соответствии с пунктом 3 Правил финансового обеспечения, финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году.

Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Согласно пункту 4 Правил финансового обеспечения страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 года.

Как следует из материалов дела, заместитель директора Ростовского филиала ОАО «Ростелеком» Алхасов С.М. обратился в Государственное учреждение - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о разрешении финансирования в счет начисляемых в текущем календарном году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма профессиональных заболеваний работников согласно представленному плану финансирования. К заявлению заявителем были приложены документы.

Основанием для отказа в удовлетворении заявления послужило то обстоятельство, что, по мнению заинтересованного лица, вновь образованные филиалы не могут получить такое финансирование и им не может быть установлена скидка.

Согласно пункту 8 Правил финансового обеспечения Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;

б) представленные документы содержат недостоверную информацию.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Таким образом, перечень оснований для отказа в финансовом обеспечении является исчерпывающим.

Как следует из материалов дела, пункт 8 Правил финансового обеспечения не содержит такого основания для отказа, которое изложено в оспариваемом ответе от 29.07.2011г. № 04-01-31/6452.

В обоснование отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер Учреждением указано о том, что только ОАО «Ростелеком» может получить финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и по вопросам, связанным с установлением скидок к страховому тарифу, вновь образованные филиалы не могут получить такое финансирование и им не может быть установлена скидка.

Вместе с тем, Учреждением не учтено следующее.

Как указывалось выше, с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер обращается страхователь.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 125-ФЗ субъектами страхования являются застрахованный, страхователь, страховщик; страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо; страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 125-ФЗ и подпункта 1 пункта  1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования, утвержденного решением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004г. № 27 «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей» (далее - Порядок регистрации), регистрация в исполнительных органах Фонда страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения.

Согласно пункту 3 Порядка регистрации юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 указанного Порядка, регистрируются в качестве страхователей в территориальном органе Фонда по месту нахождения данных обособленных подразделений.

Таким образом, действующее законодательство закрепляет общий порядок и правила регистрации страхователей, согласно которым регистрации подлежит не сам филиал (обособленное подразделение), а юридическое лицо по месту нахождения своего филиала (обособленного подразделения).

В силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 указанной статьи.

Согласно пункту 16 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица.

Аналогичные нормы предусмотрены в статье 23 Федерального закона № 125-ФЗ: в случае реорганизации страхователя - юридического лица его обязанности, установленные указанным Федеральным законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к правопреемнику.

В силу статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

01.04.2011г. открытое акционерное общество «Ростелеком» реорганизовано в форме присоединения к нему ряда юридических лиц, в том числе открытого акционерного общества «Южная телекоммуникационная компания», которое осуществляло свою деятельность на территории Ростовской области, в связи с чем все права и обязанности присоединенных юридических лиц перешли к ОАО «Ростелеком» в порядке универсального правопреемства.

Вместе с тем страхователем до момента реорганизации являлось открытое акционерное общество «ЮТК», а не Ростовский филиал ОАО «ЮТК» и как следствие, правом на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению  производственного травматизма и профессиональных заболеваний, обладало именно открытое акционерное общество «ЮТК» по месту нахождения своего обособленного подразделения - Ростовского филиала.

При таких обстоятельствах, после проведенной реорганизации ОАО «ЮТК», именно открытое акционерное общество «Ростелеком» обратилось с заявлением о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в Учреждение по месту регистрации филиала.

В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к правопреемнику в порядке универсального правопреемства переходят все права и обязанности присоединившегося юридического лица.

Учитывая, что на момент реорганизации ОАО «ЮТК» по месту нахождения своего филиала обладало правом на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению  производственного травматизма и профессиональных заболеваний на 2011 года, то названное право в порядке универсального правопреемства перешло к ОАО «Ростелеком».

Иное толкование положений Гражданского кодекса Российской Федерации о правопреемстве и правил финансирования о том, что реорганизуемое в форме присоединения юридическое лицо не обладает никакими правами, принадлежавшими ОАО «ЮТК»  приводит к необоснованному ущемлению прав и законных интересов как ОАО «Ростелеком», так и его работников.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009г. № А53-20869/2008.

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).