АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2012 года  Дело N А53-21799/2011

Резолютивная часть решения объявлена «03» мая 2012 г.

Полный текст решения изготовлен  «12» мая 2012 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Илюшина Р.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Череватенко Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095)

к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ» (ИНН 6163080941, ОГРН 1066163064978)

о взыскании задолженности в размере 8 142 529,82 руб. и пени в размере 55 661,83 руб.,

третье лицо - Региональная служба по тарифам Ростовской области,

при участии:

от истца - Морская Н.А. по доверенности от 24.11.2011г., Кандидатов О.А. по доверенности от 30.12.2011г. (до перерыва), Шипилова Н.Н. по доверенности от 30.12.2011г. (после перерыва),

от ответчика - Мандрыкин С.П. по доверенности 01.12.2011г., Волошина О.В. по доверенности от 09.02.2011г.,

от третьего лица - Карпов С.А., по доверенности от 29.12.2011 г. (до перерыва),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (далее - истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ» (далее - ответчик) о взыскании задолженности за поставленную по договору энергоснабжения № 5052 от 11.11.2008 тепловую энергию и химочищенную воду в период с июня по август 2011г. в размере 8 142 529,82 руб. и пени в размере 55 661,83 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании 26.04.12г. представителем ответчика представлены дополнительные документы, в том числе отзыв на исковое заявление, которые приобщены судом к материалам дела.

Региональной службой по тарифам Ростовской области представлен отзыв на иск, который приобщен судом к материалам дела.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 03.05.12г. до 17 час. 00 мин.

Информация об объявленном перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в сети Интернет по адресу http://www.rostov.arbitr.ru.

После перерыва, 03.05.12г. в 17 час. 00 мин., судебное заседание продолжено, при участии: от истца - Шипилова Н.Н. по доверенности от 30.12.2011г., Морская Н.А. по доверенности от 24.11.2011г.; от ответчика - Мандрыкин С.П. по доверенности 01.12.2011г., Волошина О.В. по доверенности от 09.02.2011г., от третьего лица - не явился.

В письменном отзыве на исковое заявление ответчик указал, что долг признается им частично, на сумму 5 154 100руб. 06коп. При этом, ответчик полагает, что в расчетах между сторонами договора энергоснабжения № 5052 от 11.11.2008 должен применяться последний известный тариф на горячую воду, а не тариф на теплоноситель. Ответчик указывает, что в расчет суммы исковых требований были включены дома не находящиеся в исковой период под управлением ответчика. Кроме того, ответчик указывает на частичное погашение задолженности в размере 500 000 рублей. Считает, что неустойка подлежит уменьшению.

В отзыве на иск Региональная служба по тарифам по Ростовской области указала, что в связи с внесением в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 11.08.2011 № 484-э изменений в Регламент, предусматривающих указание в тарифных решениях об установлении тарифов на тепловую энергию величины тарифа с учетом НДС для группы потребителей «население», постановлениями РСТ от 11.08.2011 № 15/5, № 15/7 были внесены соответствующие изменения в постановления РСТ об установлении тарифов на теплоноситель, тепловую энергию, поставляемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, на 2011 год.

В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 07.10.2011 №СН-7917/5 указано, что выделение в действующих решениях категории «население» и отражение для указанной категории потребителей установленных тарифов с включением НДС не является пересмотром действующих тарифов, а является их правильным оформлением в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Таким образом, согласно постановлению РСТ от 29.12.2010 № 21/5 (в редакции постановления РСТ от 11.08.2011 №15/7) тариф на тепловую энергию, отпускаемую ООО «ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания» потребителям г.Ростова-на-Дону, на 2011 год установлен в размере 877,42 руб./Гкал без учета НДС и для населения - в размере 1035,36 руб./Гкал с учетом НДС. Соответственно, тариф на теплоноситель, отпускаемый ООО «ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания» потребителям г. Ростова-на-Дону, на 2011 год в соответствии с постановлением РСТ от 28.04.2011 № 8/10 (в редакции постановления РСТ от 11.08.2011 № 15/5) установлен в размере 26,68 руб./тонна без учета НДС и для населения - 31,48 руб./тонна с учетом НДС.

В соответствии с п.5.5.10 Положения о Региональной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области, РСТ устанавливает тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с 01.01.2011.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом между ОАО «ТГК-8» (правопредшественник истца) и ответчиком (Абонент) 11.11.2008 г. заключен договор энергоснабжения (тепловая энергия и теплоноситель) № 5052, в соответствии с которым Энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту тепловую энергию и химочищенную воду, а Абонент - принять и оплатить полученную тепловую энергию и химочищенную воду в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором.

На основании п. 5.2 договора ответчик обязался производить оплату за потребленную тепловую энергию и химочищенную воду не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя или договорных нагрузок и действующих тарифов платежными поручениями по счетам, полученным в энергоснабжающей организации.

Во исполнение условий договора истец в июне-августе 2011 г. поставил ответчику тепловую энергию и химочищенную воду в объемах, указанных в ведомостях расхода тепловой энергии и теплоносителя, отчетах о суточных параметрах теплоснабжения, а также в актах № РС01-09199 от 30.06.2011 г., № РС01-10431 от 31.07.2011 г., № РС01-11692 от 31.08.2011 г., на общую сумму 8 142 529 руб.82коп.

Однако ответчик обязательства по договору не исполнил, оплату тепловой энергии и химочищенной воды за июнь-август 2011 г. не произвел, в результате чего образовалась задолженность в размере 8 142 529 руб.82коп.

В связи с тем, что ответчиком своевременно не исполнена обязанность по оплате поставленной тепловой энергии и химочищенной воды, в адрес ответчика были направлены претензии № 04-03-1.1-740 от 19.09.2011 г. и 04-03-1.1-689 от 30.08.2011 с требованием погасить имеющуюся задолженность, а также пеню за просрочку платежа. Ответчик оставил данные претензии без ответа и финансового удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Факт поставки тепловой энергии и химочищенной воды в июне-августе 2011 г. на оспариваемую сумму подтвержден вышеназванными актами, ведомостями расхода тепловой энергии и теплоносителя, отчетами о суточных параметрах теплоснабжения, а также выставленными счетами и счетами-фактурами, которые оценены судом с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признаны надлежащими доказательствами по делу, в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.

Доводы ответчика об отсутствии некоторых домов у него в управлении в период июнь-август 2011г. и включенных в расчет исковых требований не состоятельны ввиду следующего.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В соответствии с п.8.2 договора №5052 при расторжении договора энергоснабжения Абонент обязан отключить свои теплоустановки от внешней сети путем выполнения видимого разрыва на прямом и обратном трубопроводах и составить двухсторонний акт об отключении с представителем Истца. В соответствии с п.8.3 договора соблюдение указанных в п.8.2 условий не обязательно при передаче объекта новому владельцу, при переоформлении договора с новым владельцем. В соответствии с п. 8.7. договора любые изменения в договор действительны при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон.

Следовательно, ответчик самостоятельно должен был принять меры по изменению договора энергоснабжения, заключенного с истцом в части спорных домов, однако, ни обращения к истцу с просьбой об исключении домов из договора и переоформления спорных домов, ни мероприятий по отключению от внешней сети ответчик не осуществлял.

Таким образом, заявление ответчика о выходе из его управления отдельных домов не  принимается судом во внимание.

Довод ответчика об оплате в пользу истца в исковой период 500 000 рублей и необходимости соответствующего уменьшения суммы исковых требований отклоняется судом по следующим основаниям.

Согласно п.5.5 договора №5052  оплата стоимости тепловой энергии и химочищенной воды производится Абонентом с указанием на период платежа. В противном случае, оплата относится на начало образования задолженности. В платежных поручениях, на которые ссылается ответчик, период оплаты указан не был.

Таким образом, сумма произведенной ответчиком оплаты в июне-августе 2011 г. была отнесена истцом на погашение ранее образовавшейся задолженности в соответствии с условиями п.5.5 договора.

Заявление ответчика о необходимости применения к взаиморасчётам сторон тарифа на горячее водоснабжение, установленного Постановлением Мэра г.Ростова н/Д от 01.12.2008 N 1266, вместо тарифов, утвержденных постановлениями РСТ от 29.12.2010 № 21/5 и от 28.04.2011 № 8/10, не правомерно ввиду следующего.

Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону № 1266 от 01.12.2008 «Об установлении тарифов на горячую воду» (в ред. от 31.12.2008) для ростовского филиала ООО «ЮГК ТГК-8» с 01.01.2009 был установлен тариф на горячую воду с учетом стоимости химически очищенной воды для категории «население» в размере 18,75 руб. с НДС (или 15,89 руб. без НДС). Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 201 от 18.03.2010 (опубликовано 24.03.2010 в печатном издании «Ростов официальный») положения вышеуказанного постановления № 1266 об установлении стоимости химически очищенной воды были признаны утратившими силу.

С 1 января 2011 года в полной мере вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ «О Теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) в соответствии пп. «а» п. 18 ст. 2 которого установлено, что реализация теплоносителя относится к регулируемым видам деятельности.

Согласно ч.1 ст.8 Закона о теплоснабжении регулированию в сфере теплоснабжения подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), и тарифы на теплоноситель. Установление тарифа на горячее водоснабжение Законом о теплоснабжении не предусмотрено. Часть 2 статьи 8 Закона о теплоснабжении прямо устанавливает, что перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим, при этом, цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения (кроме оговоренных в ч.1 ст.8 Закона о теплоснабжении) регулированию не подлежат.

В развитие этого были разработаны и 05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания).

В соответствии с абз. 1 п. 7 тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).

В соответствии с абз. 6 п. 7 «Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

В разделе V.I.3 при описании правил и формул расчета тарифа на горячую воду усматривается, что тариф может быть рассчитан только для закрытых систем теплоснабжения.

С учетом приведенных выше норм права и исходя из их буквального толкования, судом делается вывод о том, что в соответствии с Методическими указаниями в открытой системе теплоснабжения тарифы на горячую воду не устанавливаются и не применяются, а используется стоимость теплоносителя. При этом потребители должны оплачивать:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организации (производителем тепловой энергии).

Системы теплоснабжения городов присутствия ООО «ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания», к которым относится и г. Ростов-на-Дону, являются открытыми.

Также в соответствии с ст.8 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», в сфере теплоснабжения регулированию подлежит определенный перечень видов цен (тарифов);

1) Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

2) предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность),поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными уровнями указанных тарифов;

4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;

5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям , другим теплоснабжающим организациям;

6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;

7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;

8) плата за подключение к системе теплоснабжения.

Данный перечень является исчерпывающим.