АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 апреля 2010 года  Дело N А53-2179/2010

Резолютивная часть решения оглашена 31.03.2010 г.

Полный текст решения изготовлен 05.04.2010 г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Барановой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Мищенко Е.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления автомобильных дорог Краснодарского края

к индивидуальному предпринимателю Фомченко В.А.

о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам  Краснодарского края  общего пользования, находящимся  в государственной собственности Краснодарского края в доход краевого бюджета в качестве компенсации за нанесенный  ущерб в размере  1 113,53 руб.

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя:  не явился, уведомлен;

от ответчика: не явился, уведомлен;

установил: В открытом судебном заседании рассматривается  заявление Управления автомобильных дорог Краснодарского края  о взыскании с индивидуального предпринимателя Фомченко В.А.платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в качестве компенсации за нанесенный ущерб в размере 1 113,53 руб.

Представитель заявителя  в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Данное ходатайство судом удовлетворено.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Суд рассматривает дело по правилам ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев представленные материалы, установил, что на территории  Краснодарского края контроль за соблюдением допустимых весовых параметров с 01.01.2008 осуществляет Управление автомобильных дорог Краснодарского края. Управление было создано в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 № 806. Управление является органом исполнительной власти Краснодарского края для осуществления функций государственного управления автомобильными дорогами Краснодарского края общего пользования, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

В соответствии с Положением об управлении, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.09.2007 № 806 функциями Управление является обеспечение организации и осуществление весового  контроля за  транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального значения, а также обеспечение в установленном законом порядке взыскания сумм компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам регионального значения при перевозках тяжеловесных грузов.

До  01.01.2008 вышеуказанные полномочия осуществляло государственное учреждение Краснодарского края «Краснодаравтодор» В соответствии с приказом Департамента строительства Краснодарского края  от 15.09.2005 г. № 134 - пр «О переименовании Краснодарского краевого государственного учреждения «Дорожный комитет» ККГУ «Дорожный комитет» был переименован в государственное учреждение Краснодарского края «Краснодаравтодор».

Государственное учреждение Краснодарского края «Краснодаравтодор» являлось органом государственного управления автомобильными дорогами регионального значения (автомобильными дорогами общего пользования, находящимися в государственной собственности Краснодарского края) (п.1.2 Устава) и предметом его деятельности было государственное управление закрепленной за ним на праве оперативного управления сетью автомобильных дорог регионального значения и координация деятельности дорожной отрасли края.

Пунктом 2.4.32 Устава ГУ КК «Краснодаравтодор» была предусмотрена выдача разрешений на провоз тяжеловесных грузов и расчет суммы платежа за их провоз по автомобильным дорогам регионального значения, согласно утвержденным ставкам платы. Кроме того, в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 7 июля 2003 г № 652 «Об утверждении ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края…» утверждены ставки платы.

Постановлением главы Администрации Краснодарского края № 806 от 03.09.2007г. «О создании управления автомобильных дорог Краснодарского края», с 01.01.2008г. создано Управление автомобильных дорог Краснодарского края. Согласно Положению об управлении автомобильными дорогами Краснодарского края управление автомобильных дорог Краснодарского края обеспечивает в установленном законом порядке взыскание сумм компенсации ущерба, наносимого автомобильными дорогами регионального значения при перевозках тяжеловесных грузов.

Правовыми основаниями возникновения правоотношений между истцом и владельцами автотранспортных средств являются Постановление Правительства РФ от 26.09.1995 № 962 «О взимании платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, провозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1079 «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах», а также постановление главы администрации Краснодарского края от 07.07.03 № 652 «Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края».

Как следует из представленных в материалы дела документов 18.07.2007 г.  сотрудниками стационарного весового контроля СПВК № 1 были выявлены нарушения требований п. 2  (допустимые осевые и полные массы  АТС) Приложения № 1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08 августа 1996 года № 1146.

Нарушения были допущены автотранспортом, принадлежащим индивидуальному предпринимателю Фомченко В.А. в результате весового контроля произведен инструментальный контроль с использованием стационарного весового оборудования. При этом установлены факты нарушения требований, предъявляемые к нагрузкам на ось, что подтверждается расчетным листом и актом  № 020483.

Указанный документ подписан должностными лицами и водителем.

В ходе проверки транспортного средства работниками дорожного контроля производится визуальный осмотр, фиксируется марка и государственный номер транспортного средства, а определение габаритов груза производится с помощью технических средств. При этом система дорожного контроля при проезде транспортного средства по платформе весов, расположенной в дорожном полотне, автоматически определяет время проезда, вес и иные параметры транспортного средства, а также рассчитывает осевые нагрузки. Контроль за работой СДК осуществляет оператор. Все работники СПВК несут должностную ответственность осуществляемые ими действия.

В адрес ответчика были направлены акты и расчет суммы ущерба, причиненного автодорогам края, что подтверждается  реестром заказной корреспонденции  (л.д.7). Однако данные требования добровольно ответчиком не исполнены, что послужило причиной предъявления иска в суд.

Общая сумма платы, рассчитанной по ставкам, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края № 652 от 07.07.2003  «Об утверждении ставок  платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края», составляет 1 113,53 руб.

Управление автомобильных дорог Краснодарского края принимает меры  к сохранности дорог. Закон Краснодарского края № 369-КЗ от 07.06.2001г. разработан и принят на основании Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ  и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области эксплуатации дорожной деятельности.

Плата за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в  государственной собственности Краснодарского края, согласно ст. 3 Закона Краснодарского края от 03.06.2003г. № 580-КЗ «О целевом бюджетном фонде Краснодарского края» относится к источникам образования целевого бюджетного дорожного фонда Краснодарского края. Плата за провоз тяжеловесных грузов не является налоговым платежом или сбором.

Правила дорожного движения РФ, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (в редакции от 14.12.2005г.) являются основным нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения на территории Российской Федерации, но не являются единственным нормативным актом, регулирующим  дорожное движение (п. 1.1 Правил). Пункт 23.5 предусматривает, что перевозка тяжеловесных  и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами…»  В отношении перевозки тяжеловесных грузов таким специальным правилом является Инструкция по перевозке крупногабаритных  и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (зарегистрирована Минюстом РФ 08.08.1996г. № 1146).

Инструкцией тяжеловесный груз трактуется как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из следующих параметров: нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10т, сдвоенную или строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведенных в инструкции (п. 1.2 Инструкции).

Ограничения по осевым и полной массам АТС перевозящим тяжеловесные грузы и плата за превышение этих ограничений, введены исходя не из общей разрешенной массы автотранспортного средства, установленной заводом- изготовленной, а исходя (п. 1.3 Инструкции) из несущей способности дорожных одежд и сооружений (мосты, эстакады, путепроводы и т.п.) в целях компенсации ущерба наносимого автомобильным транспортом,  перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам. Соответствующие  допустимые  параметры  осевых нагрузок и полных масс АТС указаны в приложениях к Инструкции.

Действующим законодательством  установлена  обязанность  грузоперевозчиков, получать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, которые выделяются  при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным  сооружениям транспортными средствами.

Таким образом, предприниматель, осуществляя провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения,  которое выдается  после внесения  платы за проезд тяжеловесного ТС, обязан возместить  компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плата за проезд тяжеловесного ТС.

Расчет ущерба, причиненного автомобильным дорогам регионального назначения, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, производится  контрольной системой в соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края № 652 от 07.07.2003г. «Об утверждении ставок платы за провоз крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края» и фиксируется в форме расчетного листа, который прилагается к акту о нарушении порядка перевозки  крупногабаритных или тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам, находящимся в государственной собственности Краснодарского края.

При расчете платы за провоз при превышении осевых нагрузок проводится линейная интерполяция ставок платы за проезд вначале по осевым нагрузкам, затем по межосевым расстояниям. Для значений осевых нагрузок , выходящих за пределы таблицы стоимости проезда, при фактической нагрузке выше максимальной табличкой нагрузки принимаются крайние максимальные  значения  ставок платы.

Промежуточные  ставки, не указанные в Постановлении № 652 согласно общепринятым математическим методам определяются методом  линейной  интерполяции.

Копия  акта и расчетного листа  выдается  на руки водителю при оформлении акта, а также затем направляется по почте.

Кроме того,  акты  составлены по показаниям АТС в движении. У водителей имеется возможность  путем контрольного  взвешивания автомобиля проверить достоверность выявленных показателей.

Заявленная сумма подтверждается материалами дела, и подлежит взысканию.

Государственная пошлина в сумме 500 руб. подлежит взысканию с ответчика в  доход Федерального бюджета Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 101-103, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Фомченко Вячеслава Анатольевича, проживающего по адресу: 346909, Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Трудящихся, д. 4/1, ИНН 615104304414, в пользу Управления автомобильных дорог Краснодарского края  1 113 руб. руб. 53 коп. платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Краснодарского края общего пользования, находящимся в государственной собственности Краснодарского края в доход краевого бюджета в качестве компенсации за нанесенный ущерб.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Фомченко Вячеслава Анатольевича, проживающего по адресу: 346909, Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Трудящихся, д. 4/1, ИНН 615104304414,  в доход Федерального бюджета госпошлину в размере 500 руб.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья   Н.В. Баранова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка