АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2008 года  Дело N А53-21804/2007

Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2008 г.

Арбитражный суд в составе судьи Сулименко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Сулименко Н.В.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база»

о признании незаконным решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов об отказе в установлении лимитов на размещение отходов № 01/4108 от 21.08.2007г.

заинтересованное лицо - Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области,

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель Файкова Е.В. по доверенности от 07.06.2007г., представитель Лесов А.А. по доверенности от 05.01.2008г.;

от Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов - представитель Яновская Е.В. по доверенности № 01/4 от 09.01.2008г., представитель Солодовникова О.Н. по доверенности от 09.01.2008г. №01/3;

от МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу - представитель Рыбянец С.Н. по доверенности №102д от 26.12.2007г.

установил: ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов об отказе в установлении лимитов на размещение отходов № 01/4108 от 21.08.2007г.

Определением суда от 14.01.2008г. на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено  МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу.

Изучив материалы дела, суд установил.

ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» зарегистрировано в качестве юридического лица 06 декабря 2002 года.

В 2006 году для заявителя утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком на 5 лет. ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» обратилось в Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области с заявлением о подтверждении лимитов на размещение отходов на 2008 год. Комитет отказал заявителю в утверждении лимитов на размещение отходов, о чем проинформировал общество письмом от 21.08.2007г. №01/4108. Основанием для отказа в установлении лимитов на размещение отходов послужило отсутствие у ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база»  лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Реализуя право на судебную защиту, ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ о признании незаконным решения Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов об отказе в установлении лимитов на размещение отходов №01/4108 от 21.08.2007г.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.

В качестве основания заявленного требования ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» указало, что общество не осуществляет деятельность по размещению отходов, так как не располагает объектами размещения отходов, не осуществляет хранение отходов, а, следовательно, на ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» не распространяются требования постановления Правительства РФ от 26.08.2006 г. №524 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов». В связи с этим заявитель считает неправомерным отказ в подтверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием у общества лицензии на хранение отходов.

Заявитель также указал, что для ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» утверждены лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет и общество обращалось в Комитет с заявлением с целью ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и действия лимитов на размещение отходов. В связи с этим, заявитель полагает, что Комитет вышел за пределы своей компетенции и отказал в утверждении лимитов на размещение отходов, о чем общество не просило.

Дав правовую оценку доводу заявителя, суд пришел к выводу о его необоснованности, приняв во внимание нижеследующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Поскольку согласно статье 1 Закона РФ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается, в том числе деятельность, в процессе которой образуются отходы, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны руководствоваться указанными Правилами и иметь утвержденные в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 (в редакции от 14.12.2006г.), для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа документы, предусмотренные указанной нормой, в том числе: копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Ранее, пункт 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 (в первоначальной редакции), предусматривал, что для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа документы, предусмотренные указанной нормой, в том числе: копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ хранение отходов - это их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под объектом размещения (хранения) отходов в Законе понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В законе не дается полного и исчерпывающего перечня объектов размещения отходов. Перечень является открытым. Этот перечень определяется другим нормативным актом. Постановлением Госстандарта РФ № 607-ст от 28.12.2001г. введен Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 - «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», который дает определение понятия «объекты размещения отходов». Данный стандарт разработан с целью нормативно-методического обеспечения ряда законодательных решений, появившихся в 90-е годы и реализации современных федеральных и региональных программ по утилизации отходов.

Согласно пункту 4.11 указанного стандарта объекты размещения отходов - это полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на определенный срок. То есть все специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях являются объектами размещения отходов, а хранение в них отходов - является размещением отходов.

Согласно пункту 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства. С  2004  года функции по установлению лимитов на размещение отходов передана Ростехнадзору (пункт 5.3.4 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. №401).

Государственный учет объектов размещения отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ведется Ростехнадзором при осуществлении нормирования в области обращения с отходами, проводимом в соответствии с требованиями статей 18 и 19 Закона РФ «Об отходах производства и потребления». Порядок осуществления указанного нормирования, а также учета объектов размещения отходов, определен Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утвержденными приказом МПР России от 11.03.02 г. № 115 (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.07.02 г. № 3553).

Согласно пункту 29 Методических указаний раздел «Сведения об объектах размещения отходов» обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.) Для всех остальных участников деятельности по обращению с отходами, согласно пунктам 26 и 27 Методических указаний в состав проектов нормативов необходимо включение разделов «Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов» и (или) «Схема операционного движения отходов».

Таким образом, Закон предусматривает обязательный учет всех объектов размещения отходов и обязательную регистрацию всех объектов размещения отходов в специальных формах учета (таблицы 1.11, 1.12 и 1.14 приложения 1 к Методическим указаниям), которые утверждаются в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в установленном порядке. То есть, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, при осуществлении деятельности которых образуются отходы, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрен иной способ хранения отходов, кроме как их хранение в объектах хранения (размещения) отходов. При этом объекты, в которых происходит хранение отходов на территории предприятия, являются объектами размещения (хранения) отходов независимо от их размеров и сроков содержания в них отходов.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» осуществляет деятельность по размещению (хранению) отходов. В 2005 году ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» разработало Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанный проект утвержден Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ростовской области сроком на 5 лет. В соответствии с разделом 7 указанного Проекта информация о количестве накопления отходов и местах их организованного временного хранения представлена в таблице 1.4 (Характеристика мест хранения (накопления) отходов. Обоснование нормативов предельного накопления отходов).

Согласно этой таблице на предприятии организованы следующие объекты хранения опасных отходов:

- площадки с твердым покрытием, оборудованные металлическими контейнерами для хранения мусора от бытовых помещений;

- помещение, в котором установлена закрытая металлическая емкость для хранения отходов.

Из таблицы усматривается, что при осуществлении производственной деятельности заявителя образуются пять видов опасных отходов (1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го класса опасности для окружающей природной среды), размещение (хранение) которых осуществляется на территории предприятия в объектах размещения отходов, оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и зарегистрированных территориальным органом Ростехнадзора при утверждении нормативной природоохранной документации предприятия. То есть, ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» осуществляет деятельность, связанную с оборотом опасных отходов, входящую в состав лицензируемого вида деятельности, а именно: размещение (хранение) отходов в оборудованных для этих целей и зарегистрированных в установленном порядке объектах размещения  отходов.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» необходимо оформление лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно разъяснению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.02.2007 г. №14-08/477 (том 2, лист дела 10) на запросы МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются опасные отходы и которые размещают опасные отходы на производственных площадках до вывоза и последующей утилизации специализированным предприятиям, необходимо оформлять лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Если организация занимается сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением опасных отходов, или одним из указанных видов работ, входящих в состав лицензируемого вида деятельности, то необходимо получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, не зависимо от того осуществляется ли эта деятельность с собственными отходами или с отходами, принимаемыми от сторонних организаций.

Таким образом, отсутствие лицензии на осуществление деятельности  по хранению отходов препятствует утверждению лимитов на размещение отходов, поскольку в силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 лицензия является документом, который в обязательном порядке предъявляется в уполномоченный орган для утверждения лимитов на размещение отходов.

В качестве второго основания незаконности действий МТУ Ростехнадзора по ЮФО, выразившихся в отказе утвердить заявителю лимиты на размещение отходов на 2007 год, общество указало, что в 2006 году МТУ Ростехнадзора по Южному федеральному округу утвердило для ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет. Ссылаясь на пункт 11 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. №461, согласно которому лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья, общество полагает, что основания для отказа в подтверждении действия лимитов на 2008 год отсутствуют, поскольку лимиты утверждены на 5 лет, а производственный процесс и используемое обществом сырье остались неизменными.

Изучив материалы дела, и дав правовую оценку доводу заявителя, суд пришел к выводу, что он не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Управление Ростехнадзора по Южному федеральному округу утверждало для ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сроком на 5 лет, о чем общество извещено уведомлением от 23.01.2006г. №30-02/299 (том 1, лист дела 32). В письме также разъяснено, что установление лимитов размещения отходов на каждый конкретный год действия проекта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. № 128-ФЗ в редакции, действовавшей в момент утверждения Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база», лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами. Соответственно пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 в редакции, действовавшей в тот период, было предусмотрено, что для утверждения лимитов на размещение отходов заинтересованное лицо должно представить копию лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база», которое размещало в том числе и опасные отходы, такой лицензии не имело. Поэтому в разделе 12 указанного проекта «Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов на состояние окружающей среды» (том 2, лист дела 98), ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» взяло на себя обязательство - оформление лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами в течение 2006 года.

Управление Ростехнадзора по Ростовской области с учетом обязательства ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» по оформлению лицензии проинформировало ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» в уведомлении от 23.01.2006г. № 30-02/299 о порядке установления лимитов размещения отходов на каждый конкретный год в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 «О правилах разработки и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Одним из требований указанного постановления является предоставление для утверждения лимитов на размещение отходов копии соответствующей лицензии.

Таким образом, из материалов дела следует, что лимиты на размещение отходов на 5 лет для ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» не утверждались. Лимиты были утверждены на 1 год и действовали в период времени с 26.10.2006г. по 30.09.2007г.

В связи с обращением общества с заявлением об утверждении лимитов на 2008 год (том 1, лист дела 34) Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов направил в адрес ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» уведомление от 21.08.2007г. №01/4108 об отказе в установлении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием у заявителя лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Указанные действия уполномоченного органа являются правомерными по нижеследующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2005г. №80-ФЗ введено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Нормативные акты Правительства РФ и Ростехнадзора, обеспечивающие осуществление лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, были приняты в течение 2006 - 2007 годов, в том числе:

- постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. №45 Ростехнадзор определен  как орган, осуществляющий лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- постановлением Правительства РФ от 26.08.2006г. №524 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- приказом Ростехнадзора от 25.10.2006г. №940 (в редакции приказа Ростехнадзора от 06.02.2007г. №46) определены объекты, лицензирование деятельности которых по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов отнесено к компетенции территориальных органов Ростехнадзора;

- постановлением Правительства РФ от 14.12.2006г. № 767 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461, касающиеся изменения лицензируемого вида деятельности.

Учитывая отсутствие в течение второго полугодия 2005 года и до конца 2006 года нормативного регулирования порядка лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, принимая во внимание, что в этот период времени предприятия и организации не имели возможности выполнить требования постановления Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 о необходимости предоставления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, лимиты на размещение отходов на текущий год - 2005 и 2006 утверждались без предоставления лицензии.

В августе 2007 года Комитет по охране окружающей природной среды отказал заявителю в подтверждении лимитов на размещение отходов. Исследовав материалы дела, дав им правовую оценку, суд считает отказ правомерным и обоснованным, поскольку

- нормативно-правовой базой, действовавшей на этот момент, был определен порядок получения лицензии и определен орган, осуществляющий лицензирование;

- у ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что уполномоченный орган не утверждал для ООО «Ростовская заготовительно-сбытовая база» лимиты на размещение отходов сроком на 5 лет.

При таких обстоятельствах требование заявителя не подлежит удовлетворению, поскольку оспоренные заявителем действия основаны на законе.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать заявителю в удовлетворении требования.

Решение может быть обжаловано в порядке, определенном главами 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья   Н.В. Сулименко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка