АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 11 января 2011 года  Дело N А53-21806/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11.01.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 11.01.2011г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Барановой  Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мищенко Е.М.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению: Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» г. Шахты

к Управлению Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области  Территориальный отдел  Управления Роспотребнадзора по Ростовской области  в г. Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах

об отмене Постановления № 621 по делу № 777 от 04 октября 2010г. об административном правонарушении, вынесенным заместителем начальника  - Главным государственным санитарным врачом Грецевым Ю.В. в г. Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах Территориального отдела  Управления Роспотребнадзора по Ростовской области  о признании виновным в совершении административного  правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ  Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» г. Шахты и наложении штрафа в  размере 18 000 рублей.

о признании недействительным Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.10.2010г. № 353/621

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: представитель по доверенности № 2 от 11.01.11г. Богатырев Р.В., паспорт;

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 30.12.2009г. Дядева Е.С., удостоверение;

Сущность спора:  В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» г. Шахты к Управлению Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области  Территориальный отдел  Управления Роспотребнадзора по Ростовской области  в г. Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах об отмене Постановления № 621 по делу № 777 от 04 октября 2010г. об административном правонарушении, вынесенным заместителем начальника  - Главным государственным санитарным врачом Грецевым Ю.В. в г. Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах Территориального отдела  Управления Роспотребнадзора по Ростовской области  о признании виновным в совершении административного  правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ  Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» г. Шахты и наложении штрафа в  размере 18 000 рублей; о признании недействительным Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.10.2010г. № 353/621.

Заявитель уточнил предмет спора и просил суд рассмотреть в том числе  требование о  признании недействительным Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.10.2010г. № 353/621. Указанные уточнения приняты судом.

Представитель заявителя  в судебном заседании  доложил свои требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании высказал свои возражения, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:

14.09.2010г. на основании заявления гр. Литоша Ю.В. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Шахты, Усть-Донецком, Октябрьском (с) районах в соответствии со статьями 28.3, 28.7 КоАП РФ вынесено определение №27 о возбуждении дела об административном правонарушении №777 и проведении административного расследования в отношении муниципального учреждения «Департамент ЖКХ».

В адрес законного представителя муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» 09.09.2010г. передано уведомление о необходимости явки для участия в вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования на 11:00 14.09.2010г. В установленное время законный представитель не явился. Дело возбуждено в отсутствие законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом.

В рамках административного расследования в порядке статьи 26.10 КоАП РФ -представителю по доверенности муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» 15.09.2010г. за исходящим №28-25/4383 вручено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

Анализом документов, представленных муниципальным учреждением «Департамент ЖКХ»: реестра договоров управления многоквартирными домами, заключенных по итогам конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, находящимися в муниципальной собственности г. Шахты, а также договоров № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 от 11 января 2010 г., - установлены факты включения в договора условий, ущемляющих права потребителей, а именно:

- пунктом 4 части 3 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;

3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

В нарушение требований Жилищного кодекса РФ в договорах № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 от 11 января 2010 г. отсутствует порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Включение в договоры положения, исключающего порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления, является существенным нарушением условия договора, а так же ущемляет права потребителей, определенные Жилищным кодексом РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (подпункт б пункта 40), Правилами от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства РФ (подпункты а, б, в, г пункта 51), и является нарушением статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. №2300-1.

- пунктом 2.2.4 договоров № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 от 11 января 2010 г. определено, что собственники помещений имеют право поручать Управляющей компании заключать договор с ООО «ЕРКЦ» на сбор, начисление и расщепление платежей, поступающих в управляющую компанию за содержание и текущий ремонт жилого фонда.

Данный пункт не является обязательной нормой, то есть собственники могут поручать, а могут и не поручать, что предусмотрено частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ - плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься на основании платежных документов, представленных управляющей организацией.

- в соответствии с пунктом 4.8 договоров № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 от 11 января

2010г. ответственность за не внесение платы за коммунальные услуги несет Пользователь. Управляющая организация, выступая одновременно Агентом, не несет ответственности по возмещению денежных затрат ресурсоснабжающим организациям за неоплаченные Пользователем коммунальные услуги.

Данное положение противоречит Правилам от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», пунктами 3, 75, подпунктом 49 в которых определено, что исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, а не ресурсоснабжающая. Исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядок предоставления коммунальных услуг.

Управляющая организация обязана заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на отпуск соответствующих коммунальных ресурсов, на основании которых управляющая организация приобретает эти ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, а соответственно обязана оплачивать эти коммунальные ресурсы в полном объеме, далее управляющая организация продает собственникам помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, состоящие из коммунальных ресурсов, услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и в частности внутридомовых инженерных сетей.

- пунктом 6.1 договоров № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 от 11 января 2010г. определено, что плата за коммунальные услуги не входит в цену настоящих договоров, следовательно, у собственников (потребителей) отсутствует обязательство по оплате коммунальных услуг управляющей организации, а у управляющей организации, в свою очередь, не возникает обязанность предоставлять собственникам коммунальные услуги. Ущемление прав потребителей состоит в том, что при этих условиях собственники не вправе требовать от управляющей компании качества предоставления коммунальных услуг, включая потребительские свойства и режим предоставления, установленные требованиями федеральных стандартов качества и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Данное условие ущемляет права потребителей, противоречит части 7 статьи 155 ЖК РФ; пунктов 51, 63, 77 Правил №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и является нарушением статьи 28 и 29 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N75 утверждены правила «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Указанные Правила устанавливают порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.

В соответствии с пунктом 41 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»., организатором конкурса утверждается конкурсная документация, которая, в числе прочих, включает в себя проект договора управления многоквартирным домом, составленный организатором конкурса в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Орган местного самоуправления  в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления  этим домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса,  в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

27.09.2010г. в отношении Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» составлен протокол об административном правонарушении № 777 по признакам совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

04.10.2010г. Муниципальное учреждение «Департамент ЖКХ» привлечено к административной ответственности начальником отдела  - Главным государственным санитарным врачом  по г. Шахты, Усть-Донецкому, Октябрьскому (с) районам вынесено постановление № 621. В качестве наказания назначен штраф в размере 18 000 рублей.

04.10.2010г. Управлением Федеральной службы  по надзору в сфере  защиты  прав потребителей  и благополучия человека по Ростовской области выдано  Муниципальному учреждению «Департамент ЖКХ» представление  об устранении  причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Полагая указанное Постановление по делу об административном правонарушении и  представление  об устранении  причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.10.2010г. незаконными, используя право на обжалование, предусмотренное ст. 208 АПК РФ,  Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителя заявителя, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При исследовании соблюдения порядка привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил следующее.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом  в пределах компетенции, определенной КоАП РФ.

При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, в отношении которого составлен протокол.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.

На л.д. 82 имеется уведомление, направленное Муниципальному учреждению «Департамент ЖКХ» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 27.09.2010г. в 15ч. 00 мин. по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Указанное письмо получено 27.09.2010г., что подтверждается отметкой о получении.

04.10.10г. вынесено постановление № 621 в отношении Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ». На л.д. 79 имеется определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на  04.10.2010г. на 10ч. 00 мин. На л.д. 80 имеется уведомление о вручении указанного определения 02.10.2010г.

Между тем, при анализе судом срока привлечения к административной ответственности установлены следующие обстоятельства.

Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Как следует из материалов дела, исследуемые договоры заключены  с 11.01.2010г.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ  постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня  совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок привлечения Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» к административной ответственности по части  2 статьи 14.8 КоАП РФ истек еще 11.03.2010г.

Согласно части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Пунктом 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Статьей 4.5 Кодекса установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса).

Из оспариваемого постановления управления следует, что правонарушение заключается в ущемлении прав потребителей условиями заключенных с ними договоров. Поскольку обязательства возникают из договора, правонарушение имеет оконченный состав в момент подписания его сторонами.

Постановление о привлечении Муниципального учреждения «Департамент ЖКХ» к административной ответственности вынесено 04.10.2010, т.е. за пределами срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Вынесение административным органом постановления о привлечении к административной ответственности при наличии основания, исключающего производство по делу об административном правонарушении, влечет за собой признание его незаконным и отмену.

Оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 04.10.2010г. выдано Муниципальному учреждению «Департамент ЖКХ» на основании постановления по делу об административном правонарушении № 621   от 04.10.2010г.