АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 февраля 2012 года  Дело N А53-21932/2011

Резолютивная часть решения объявлена «30»  января  2012 года

Полный текст решения изготовлен  «03» февраля 2012 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Ростова-на-Дону (ИНН 6163060712, ОГРН 1026103163679)

о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Агентство страховых технологий» (ИНН 6165136195, ОГРН 1066165060928) финансовых  санкций за несвоевременное представление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год в размере 420,10 руб.

при участии:

от заявителя: представитель не явился;

от заинтересованного лица: не явился;

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда  Российской Федерации в Кировском районе города Ростова-на-Дону (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Агентство страховых технологий» (далее - общество, ООО «Агентство страховых технологий») штрафных санкций в сумме 420 рублей 10 копеек за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения  соответствующей информации на официальном сайте суда. Возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие не представили.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле,  извещенных надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Агентство страховых технологий» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Ростова-на-Дону.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ООО «Агентство страховых технологий» является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Ростова-на-Дону.

В ходе проведения сотрудниками Управления проверки по вопросу своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлено, что сведения за 2010 обществом не были представлены в установленный законом срок.

Результаты проверки зафиксированы в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 24 от 01.03.2011. Копия указанного акта направлена обществу посредством почтовой связи, рассмотрение данного акта назначено на 23.03.2011.

По результатам рассмотрения акта начальником Управления вынесено решение  № 122 от 22.03.2011 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в виде штрафа в размере 420 руб.

Управлением обществу направлено требование № 31 об уплате штрафа от 12.04.2011, в котором ответчику предложено уплатить сумму штрафа в размере 420,00 рублей в добровольном порядке в срок до 04.05.2011.

В добровольном порядке в установленный срок сумма штрафа ответчиком не уплачена, в связи с чем, на основании статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, исследовав все представленные доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) ООО «Агентство страховых технологий» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона №167-ФЗ страхователь - ООО «Агентство страховых технологий» обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ)  является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 указанного закона страхователи обязаны представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за период с 2002-2009 один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; за первый отчетный период 2010  (полугодие) - до 1 августа 2010; за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) - до 1 февраля 2011; с 2011 г. - ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, общество не представило сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год. Обоснования причин объективного характера, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению возложенной на страхователя обязанности, материалы дела не содержат и обществом не представлено.

Из статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ следует, что Федеральный закон  № 27- ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном  страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 167-ФЗ.

Федеральным законом № 212-ФЗ регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 1 статьи 1).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (часть 3 статьи 39).

Пунктом 12 части 1 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.

На основании части 4 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В порядке статьи 30 Федерального закона № 212-ФЗ должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов обязаны действовать в строгом соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ и иными федеральными законами.

Из системного толкования норм Федерального закона № 212-ФЗ следует, что рассматривает материалы проверки и принимает решение руководитель (заместитель руководителя), то есть одно и то же лицо. Данное правило позволяет лицу, в отношении которого проводилась проверка, в полной мере реализовать право на свою защиту, в частности, путем предоставления устных объяснений представителем организации лицу, которым в итоге будет принято решение - руководителю (заместителю руководителя) учреждения (часть 4 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ), имеющему в данном случае возможность наиболее полно исследовать материалы проверки и принять на основании исследованных обстоятельств законное решение.

Иное толкование данных норм права приведет к возможности рассмотрения материалов проверки одним лицом, а принятие решения другим, не принимавшим участия в рассмотрении материалов проверки, что существенно нарушит принцип непосредственности и право лица, в отношении которого проведена проверка.

Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлена ответственность и последствия несоблюдения порядка привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, поэтому подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных 3 Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Вместе с тем, в акте № 24 от 01.03.2011, направленном в адрес общества заказным письмом, указано время и место рассмотрения 23.03.2011 в 10 час. 00 мин., решение № 122 по результатам рассмотрения акта управление приняло 22.03.2011. Доказательства уведомления предпринимателя о назначении иной даты рассмотрения материалов проверки, чем указанная в акте (23.03.2011 в 10 час. 00 минут), управление не представило.

В связи с этим, суд пришел к выводу об отсутствии на момент рассмотрения акта проверки № 24 от 01.03.2011 доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте его рассмотрения.

Таким образом, дело о нарушении пенсионного законодательства управление рассмотрело в отсутствие общества, не извещенного надлежащим образом.

Исходя из изложенного суд пришел к выводу, что требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Ростова-на-Дону о взыскании с ООО «Агентство страховых технологий»  штрафных санкций в сумме 420,10 рублей за непредставление в установленные законом сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета на страхователя за 2010 год в установленный законом срок, не подлежат удовлетворению.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2011 по делу № А32-19879/2010.

Государственная пошлина по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяется между лицами, участвующими в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление в данном случае освобождено от уплаты государственной пошлины.

Учитывая, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, государственная пошлина не подлежит взысканию.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Ростова-на-Дону отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья    Ю.В. Лебедева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка