АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2008 года  Дело N А53-22020/2008

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря  2008г.

Арбитражный суд в составе  председательствующей судьи  Казаченко Г.Б.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Самойленко Е.В.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению  ООО «Роста»

к ИФНС России  по Ленинскому району  г. Ростова-на-Дону

о  признании незаконным  и отмене постановления  №  16-08/106  от 06.10.2008 г. о привлечении к административной  ответственности на основании  ст. 15.1КоАП РФ.

в судебном заседании  08.12.2008 г.  приняли участие:

от заявителя - Сурма  О.В., паспорт  6004  №  656317  выдан  30.12.2003  г.  ОВД  Кировского района  г. Ростова-на-Дону,  дов.  № 92 - 1 / 08  от 06.11.2008 г.; Краснова  Н.А., дов. № 96-1/09 от 03.12.2008 г. паспорт  6002 № 769815 выдан ОВД Советского района  20.07.2002 г.

от  налогового органа -  главный специалист-эксперт юридического отдела Озерина  Н.П., дов. от 25.03.2008 г. № 16-14-10/4543 удостоверение УР № 352970; главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля Корсун А.Ю.  удостоверение УР № 352970, дов.  от  15.10.2008г. №  16 - 14  - 10 / 17281.

сущность спора:

В открытом судебном заседании (08.12.2008г.)  рассматривается заявление  ООО «Роста»  (далее - общество)  к   ИФНС  России по Ленинскому  району  г. Ростова-на-Дону  (далее - налоговый  орган)  о  признании незаконным  и отмене постановления  №  16-08/106  от 06.10.2008 г. о привлечении к административной  ответственности на основании  ст. 15.1КоАП РФ,  - в связи  с нарушением порядка хранения  свободных  денежных  средств,  выразившегося  в отсутствии  в аптеке (структурном подразделении общества)  кассовой  комнаты.

Представитель налогового органа просил приобщить к материалам дела  письменный  отзыв  с обоснованием своей  позиции  и материалы  дела об административном правонарушении в отношении общества.

С  учетом мнения  представителя  заявителя  представленные  представитель налогового органа  документы  приобщены  к материалам  дела.

Представитель заявителя  поддержал заявленные  требования  по основаниям,  указанным в заявлении. Пояснил, что протокол  осмотра  составлен  без  понятых,  в связи с чем ,  данный  протокол  является  недопустимым доказательством  по делу. Денежные средства в размере 200 рублей являются разменной монетой.

Представитель налогового органа пояснил, что при проведении проверки  и составлении  акта  понятых  не было.  Однако  присутствующая  при проведении  проверки заведующая  Бобро Л.В. факт отсутствия в аптеке кассовой комнаты подтвердила.  Пояснила, что  остаток денежных  средств  в сумме 200 руб.  хранился  в сейфе,  расположенном в ее кабинете.  Порядок составления  протокола  об административном  правонарушении и постановления  о привлечении к административной  ответственности  соблюден.

Представитель заявителя  просил объявить в  судебном заседании  08.12.2008г.  перерыв  с целью  представления  дополнительных  доказательств.

С  учетом мнения  представителя  налогового органа  в судебном заседании  08.12.2008 г. объявлен перерыв  до 10.12.2008 г. до  17  час  30 мин.

Информация  о перерыве размещена на сайте Арбитражного суда Ростовской  области.

После  перерыва  судебное заседание было продолжено  10.12.2008 г.  в  17  час  30 мин. с участием  следующих представителей  лиц,  участвующих  в  деле.

от заявителя - Сурма  О.В., паспорт  6004  №  656317  выдан  30.12.2003  г.  ОВД  Кировского района  г. Ростова-на-Дону,  дов.  № 92 - 1 / 08  от 06.11.2008 г.;

от  налогового органа -  главный специалист-эксперт юридического отдела Озерина  Н.П., дов. от 25.03.2008 г. № 16-14-10/4543 удостоверение  № 355163;  Корсун А.Б., дов. от 15.10.2008 г. № 16-14-10/17281 удостоверение УР № 352970, дов  от 15.10.2008г., № 16 - 14-10 / 17281.

Представителем ИФНС заявлено устное ходатайство о ведении аудиозаписи судебного заседания.

С учетом мнения представителя заявителя, не возражавшей против ведения аудиозаписи судебного заседания, ходатайство удовлетворено.

Представитель заявителя  просила приобщить к материалам дела  выписку из ЕГРЮЛ от 24.11.2008 г.,  договор № 667 от 01.08.2008 г. по оказанию услуг по охранной деятельности , дополнительное соглашение к договору № 667 от 01.08.2008 г., заключение о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности от 11.07.05 г., письмо  ЗАО  «Ростовская  промышленно - коммерческая  фирма «Ростов-дон»  от 01.05.2008г., договор субаренды нежилого помещения от 01.05.2008г, акт приема-передачи нежилых помещений от 01.05.2008 г.. договор на охрану материальных ценностей при транспортировке  № 237  от 01.01.2008г,  договор о полной индивидуальной  материальной  ответственности  от  01.04.08г., должностную инструкцию директора управления структурных подразделений, трудовой  договор с работником (начальником отдела закупок и предпродажной подготовки) Тащевой Е.Г.  № 193  от 15.08.06 г., приказ о приеме на работу  Е.Г. Тащевой, кассовую  книгу за август 2008 г., отчет кассира по кассе за 19.08.08 г, 18.08.08 г., за 18.08.08 г. с указанием прихода и расхода денежных  средств,  приходно - кассовые и расходные кассовые ордера.

С  учетом  мнения  представителя  налогового органа,  представленные  представителем заявителя  документы ,  приобщены  к материалам  дела.

Представитель налогового органа  просил приобщить  к материалам  дела  список направления  почтовой корреспонденции в адрес  общества,  телеграмму  от  29.08.08 г. № 1753,  направленную  в адрес  ИФНС  России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, телефонограмму, направленную  обществу  ИФНС России по Ленинскому  району  г. Ростова-на-Дону о приглашении представителя общества  для составления протокола об административном правонарушении .

С  учетом мнения  представителя  заявителя,  представленные  представителем налогового органа  документы ,  приобщены  к материалам  дела.

Представитель заявителя  просила  признать совершенное правонарушение  малозначительным. Пояснила,  что  кассовая  комната,  оборудованная  надлежащим  образом,  имеется  в  офисе ООО «Роста».  Считает, что  структурные  подразделения  не обязаны  иметь  кассовую  комнату,  поскольку  все наличные  денежные  средства  передаются  в головную  организацию и в соответствии с  Порядком ведения  кассовых  операций  оборудованную  надлежащим  образом  кассу  должны  иметь  только  организации (предприятии).  Кассовая  комната отсутствовала  в аптеке, являющейся  структурным  подразделением ООО «Роста».  Вместе с тем,  в аптеке имелась  ККТ  для  приема  денежных  средств  от населения в  оплату  лекарственных  средств,  реализуемых  ООО «Роста». Выручка,  получаемая  структурным подразделением  в  течение дня  хранилась  в  сейфе, расположенном в кабинете  заведующей  аптеки. По окончании рабочего дня выручка инкассировалась,  а остаток выручки,  не переданной  инкассатору,  сдавался  руководителю  структурного подразделения. При осуществлении проверки  налоговым  органом  не выявлен  факт хранения  свободных денежных  средств аптекой. Заработная  плата в аптеке работниками  не получается . Порядок ведения  аптекой  кассовых операций,  установленный  Порядком ведения кассовых операций в РФ,  утвержденным Решением Совета  Директоров  Банка России от 22.09.1993 г. № 40,  Положением  по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Приказом  «Об  учетной  политике  организации» (ООО «Роста»)  на 2008г.  соблюдался.  Процессуальные  нарушения  административным  органом  не допущены  при  ведении производства  по делу  об административном  правонарушении в отношении общества. С  учетом вышеизложенного,  представитель  общества  считает, что  в действиях  общества  отсутствует состав  административного правонарушения,  предусмотренного ст. 15. 1 КоАП РФ, в связи с чем возможно признание правонарушения малозначительным.

Представитель налогового  органа возражал  против  удовлетворения  заявленных  требований по основаниям,  указанным в письменном отзыве. Пояснил  суду, что  Порядок ведения  кассовых  операций  распространяется  и на  структурные и обособленные подразделения.  Структурным  подразделением общества,  расположенным в г. Санкт - Петербург  является  аптека,  расположенная  в г. Ростове-на-Дону,  в связи с чем,  аптека обязана  соблюдать  Порядок ведения  кассовых  операций. Протокол  осмотра  составлен  без участия  понятых,  однако  факт отсутствия  в аптеке оборудованной надлежащим образом  кассовой  комнаты ,  подтвердил  представитель общества  в судебном заседании. Более того,  представитель заявителя не представил доказательств того, что заработная плата не получалась сотрудниками аптеки  через кассу аптеки.  В  действиях  общества  усматривается  состав  административного правонарушения  и процессуальных  нарушений  не допущено.  Совершенное  обществом  правонарушение  не может быть  признано малозначительным.  Представитель  налогового органа  просил  отказать в  удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле,  суд установил следующее.

18.08.08 г.  сотрудниками  ИФНС России по  Ленинскому району  г. Ростова-на-Дону  на основании поручения начальника налогового органа №146 от 18.08.2008 г.  проведена  проверка  в аптеки № 5, расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 163/67, принадлежащей обществу по  вопросу  проверки полноты учета выручки  и соблюдения законодательства о  применении ККТ.

При  проведении осмотра установлено, что  обществом осуществляется хранение  денежных средств в сумме  200 руб. в сейфе, расположенном в кабинете заведующей аптеки.  Установлен  факт отсутствия в аптеке  кассовой  комнаты. Результаты  осмотра зафиксированы  в протоколе  осмотра  от 18.08.08 г.

Проверяющими сделан  вывод  о несоблюдении  обществом  порядка хранения  свободных денежных средств,  чем нарушен  Порядок  ведения  кассовых  операций, утв. Письмом ЦБ РФ  от 04.10.1993 г. №18.

По результатам проверки проверяющими  составлен акт проверки выполнения Закона РФ  от 2.05.2003 г. № 54-ФЗ  от  18.08.2008 г., акт  о проверке наличных денежных средств кассы от 18.08.2008 г.,  и  протокол  об административном  правонарушении  № 16-08/106 от 09.09.2008 г.

В объяснениях  от 18.08.08 г., данных  заведующей  аптекой  Бобро  Л.В.  указано, что  после  инкассации осталась в аптеки сумма в размере 200  руб. Обычно,  до инкассации  выручка хранится  в  сейфе  и по окончании рабочего дня (ежедневно)  выручка  инкассируется. Остаток  денежных  средств  в сумме 200 руб. хранился  в сейфе,  расположенном в кабинете  у заведующей  аптеки.

Выявленное административное правонарушение квалифицировано на основании  ст. 15.1. КоАП РФ, -  как нарушение  порядка  хранения  свободных денежных средств.

По итогам рассмотрения материалов проверки начальник  ИФНС России по Ленинскому району   06.10.2008 г.  вынес  постановление № 16-08/106  о привлечении общества  к административной  ответственности по ст.15.1. КоАП РФ в виде  штрафа в сумме  40 000 руб.

Используя  право  на  судебную  защиту,  общество  обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ оспоренное постановление  проверено  судом  в полном объеме.

Основания для отмены  оспариваемого  постановления административного  (налогового)  органа не установлены.

Согласно  ч. 6 ст.  210  АПК РФ  при рассмотрении дела  об оспаривании решения  административного органа  о привлечении к административной  ответственности  арбитражный  суд  в судебном заседании  проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения,  устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа,  принявшего  оспариваемое решение,  устанавливает,  имелись  ли законные основания для  привлечения  к  административной  ответственности,  соблюден ли установленный  порядок привлечения  к административной  ответственности,  не истекли  ли сроки давности привлечения  к административной  ответственности,  а также иные обстоятельства,  имеющие значение  для  дела.

Акт проверки от 18.08.08 г,  акт проверки  наличных  денежных  средств  в кассе от  18.08.08 г.  составлен  уполномоченными  лицами,  подписан  проверяющими  и заведующей аптекой  Бобро Л.В. Указанные акты получены заведующей аптеки  Бобро  Л.В. в день  их составления  18.08.08 г.

Протокол  об  административном  правонарушении  составлен  уполномоченным  лицом налогового  органа  в пределах  полномочий, предусмотренных ст. 23.5, 28.3. КоАП РФ.

В  протоколе  об административном  правонарушении  от 09.09.2008г.  № 16-08/106 указано,  что  он составлен  в отсутствие  законного представителя  общества  Малышевой Т.В.

В  материалы  дела  налоговым  органом представлена  телефонограмма  об  извещении общества о времени  и месте составления протокола об административном правонарушении 09.09.2008 г.

Факт надлежащего извещения  общества  о времени и месте  составления  протокола  об административном  правонарушении представитель общества не отрицал.

Оспариваемое постановление вынесено  начальником налогового органа в пределах полномочий,  указанных  в  ч. 1 ст. 23.5. КоАП РФ.

Из  представленного в материалы  дела  протокола  об административном  правонарушении  от 09.09.08г.,  составленном в отношении общества  следует, что  повесткой, содержащейся в протоколе,  генеральный директор общества Малышева Т.В.,  извещается  о рассмотрения дела  об административном  правонарушении,  предусмотренном ст. 15.1КоАП РФ, возбужденном  в отношении общества  на 06.10.2008г.. Протокол  об административном правонарушении сдан на почту 11.09.08 г., (что подтверждает  список  направленной  в адрес  общества  почтовой  корреспонденции) и получен  сотрудником  общества по доверенности  26.09.08 г.

Факт надлежащего извещения  общества  о времени и месте рассмотрения  дела  об административном  правонарушении  представитель заявителя  не отрицал.

При таких обстоятельствах  суд  пришел  к выводу  о том, что  протокол  об административном  правонарушении и постановление  о привлечении к административной ответственности  вынесены  в отсутствие  представителя  общества,  надлежащим  образом  извещенного  о времени и месте  рассмотрения  дела правомерно.

Срок  вынесения  постановления,  установленный  ст. 4.5. КоАП РФ  не нарушен.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентированный ст.29.7, 29.11 КоАП РФ административным органом  соблюден.

Таким образом,  процессуальных нарушений  при производстве  по делу  об административном правонарушении  судом не установлено.

При рассмотрении настоящего дела  суд пришел к выводу  о том, что состав  правонарушения, предусмотренного  ст. 15.1. КоАП РФ и вменяемого обществу   подтверждается  материалами дела.

В статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

Из  содержания  акта  проверки  и  протокола  об административном  правонарушении следует, что  обществом   нарушен  порядок  хранения  свободных  денежных  средств,  выразившийся  в отсутствии  в  помещении  аптеки  оборудованного помещения кассы и  хранении  в сейфе,  расположенном в кабинете заведующей  аптеки,  денежных  средств в  сумме 200 руб.

Указанные  нарушения,  по мнению проверяющих  свидетельствуют  о нарушении обществом  Порядка  ведения  кассовых  операций, утв. Письмом ЦБ РФ  от 04.10.1993 г .

Совершенное обществом правонарушение квалифицировано на основании  ст. 15.1. КоАП РФ,  -  как несоблюдение  порядка хранения  свободных  денежных  средств.

Порядок работы с денежной наличностью и ведение кассовых операций на предприятиях  установлен  в  письме Центрального Банка России от 04.10.93 N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 3 письма Центрального Банка России от 04.10.93 N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" для осуществления денежных расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее Порядок).

В пункте 1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются (пункт 5 Порядка).

Согласно пункту 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы.  Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 Порядка.

Согласно  Приложения  № 3 Порядка для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;

располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;

иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;

закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;