• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 26 января 2009 года  Дело N А53-22022/2008

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2009г.

Полный текст решения изготовлен 26 января 2009г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе

судьи Медниковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Медниковой М.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «ФРЭЙМ»

к ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области

об обязании ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области осуществить зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части (КБК 18210202020061000160) в счет уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное страхование, направляемым на выплату страховой части (КБК 18210202010061000160) в общей сумме 55766 руб. согласно заявления от 18.07.2008г., поданного ООО «ФРЭЙМ» в ИФНС России по г.Таганрогу Ростовской области по состоянию на 18.07.2008г.

при участии:

от заявителя - директора Макаренко И.Н., выписка из протокола решения учредителей от 15.11.2004г. паспорт предъявлен

от инспекции - Дрогановой Т.Н. по дов. от 29.12.2008г. № 77

установил: ООО «ФРЭЙМ» (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области (далее - Инспекция) об обязании Инспекции осуществить зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части (КБК 18210202020061000160) в счет уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное страхование, направляемым на выплату страховой части (КБК 18210202010061000160) в общей сумме 55766 руб. согласно заявления от 18.07.2008г., поданного ООО «ФРЭЙМ» в Инспекцию по состоянию на 18.07.2008г.

Требования заявителя изложены в редакции его уточнений от 19.01.2009г., принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией за ОГРН № 1046154016058 (свидетельство о государственной регистрации от 13.09.2004г. серия 61 № 004481871).

При уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Общество перечислило платежными поручениями: № 46 от 01.02.2008г. на сумму 260 руб., № 59 от 05.02.2008г. на сумму 8187руб., № 89 от 18.02.2008г. на сумму 100 руб., № 145 от 05.03.2008г. на сумму 8916руб., № 215 от25.03.2008г. на сумму 200 руб., № 254 от 04.04.2008г. на сумму 9974 руб., № 340 от 30.04.2008г. на сумму 2593 руб., № 344 от 05.05.2008г. на сумму 7419 руб., № 414 от 30.05.2008г. на сумму 2268 руб., № 428 от 05.06.2008г. на сумму 6707руб, № 497 от 30.06.2008г. на сумму 1624 руб., № 509 от 04.07.2008г. на сумму 7518 руб. всего 55766 руб., указав ошибочно код бюджетной классификации 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии) вместо кода бюджетной классификации 1821020201006100016 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии).

Общество обращалась с заявлением от 18.07.2008г. о зачете ошибочно уплаченных сумм в Инспекцию (л.д. 7). В удовлетворении этого заявления Инспекция Обществу отказала (л.д. 8). При этом Инспекция сослалась на то, что действующие нормы Налогового кодекса РФ и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ не наделяют налоговые органы правом на осуществление зачета - возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Те же основания в обоснование своей позиции налоговый орган указал в отзыве на заявление предпринимателя, представленном в материалы дела.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о правомерности заявленного требования и наличии правовых оснований для его удовлетворения, приняв во внимание следующее.

Согласно статье 2 Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Закона).

В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда Российской Федерации законодатель не установил.

Поскольку Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2006г. № 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ. Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 № 5735/05.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Статьей 2 Закона РФ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним возложены на администраторов.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджет Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Отсюда следует, что именно инспекция должна производить действия по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых пенсионных взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

В пункте 13 статьи 78 НК РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды, а также пеней.

Предусмотренный данной статьей порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Кроме этого, полномочия налоговых органов по осуществлению зачета (возврата) платежей, а также по представлению копий электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду Российской Федерации, прямо предусмотрены во второй главе "Обязанности органов МНС России" Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003.

В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.02.2001г. № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Из Постановления Президиума ВАС РФ от 24.10.2006г. № 5478/06 следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется. Поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию о возврате этих сумм должен применяться единый правовой режим в отношении срока подачи заявления, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Общество ошибочно уплатило платежными поручениями (л.д. 17-28) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 55766 руб. на код бюджетной классификации 18210202020061000160, указав неверно код бюджетной классификации.

Из материалов дела следует, что заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов поступило в Инспекцию и в его удовлетворении налоговым органом 05.08.2008г. было отказано. Тем самым заявителем соблюден досудебный порядок зачета уплаченных налогов (взносов). Принимая во внимание, что налоговый орган, являющийся администратором платежей, поступающих в Пенсионный фонд РФ, в установленные Кодексом сроки не произвел зачет излишне уплаченных страховых взносов, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Разрешая вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины, суд пришел к нижеследующим выводам.

На основании статьи 110 АПК РФ уплата госпошлины по данному спору подлежит возложению на Инспекцию. В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета. В связи с этим на основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд, подлежит ему возмещению непосредственно с инспекции (пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ №117 от 13.03.2007г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ»).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части (КБК 18210202020061000160) в счет уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части (КБК 18210202010061000160) в общей сумме 55766 руб. по состоянию на 18.07.2008г.

Взыскать с ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области в пользу ООО «ФРЭЙМ» 2000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные нормами глав 34 и 35 АПК РФ.

Судья М.Г. Медникова.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-22022/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 26 января 2009

Поиск в тексте