АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 07 февраля 2011 года  Дело N А53-22425/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «02» февраля 2011.

Полный текст решения изготовлен  «07» февраля 2011.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Корецкого О.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Федаковой Л.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, Северо-Кавказский ТЦФТО

к открытому акционерному обществу «Таганрогский морской торговый порт»

о взыскании 348 256 руб. 70 коп.

при участии:

от истца: представитель Хомякова А.В. (доверенность от 17.12.2010)

от ответчика: представитель Репях Е.С. (доверенность от 28.12.2009)

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, Северо-Кавказский ТЦФТО обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Таганрогский морской торговый порт» задолженности по оплате за пользование вагонами в размере 348 256 руб. 70 коп., а также расходов по уплате госпошлины.

В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с предстоящим уходом в отставку судьи Лукьянцевой И.А., произведена замена судьи, дело принято к рассмотрению судьей Корецким О.А.

Истец поддержал доводы, изложенные в иске.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Между сторонами был заключен договор № 102/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества «Таганрогский морской порт» при станция Таганрог Северо-Кавказской железной дороги от 10.02.2009 (с протоколом согласования разногласий) сроком на пять лет (л.д. 12-15).

Согласно пункту 15 б) договора № 102/1 владелец (ответчик) уплачивает перевозчику (истцу) плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством № 2. Сборы и платы вносятся перевозчику  через лицевой счет владельца за время нахождения вагонов на путях владельца, либо ожидания их подачи по вине владельца. За время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Факт задержки оформляется актом общей формы, на основании которого определяется время задержки и начисляется плата пользования вагонами по ставкам таблицы № 9 Тарифного руководства № 2 (п. 16 (б)).

В августе 2010 года 48 вагонов с грузом мазут в составе поезда № 1784 были задержаны на станции Неклиновка СКжд 11.08.2010 ввиду невыполнения грузополучателем технологических норм выгрузки грузов на основании оперативного приказа № 146 от 11.08.2010 и отправлены 15.08.2010 со станции Неклиновка  в составе поезда № 2801 на основании оперативного приказа № 194 от 14.08.2010. О задержке, отправлении, о прибытии на станцию Таганрог вагонов указанного поезда грузополучатель был извещен письмами № 872 от 12.08.2010, № 880 от 15.08.2010, № 881 от 15.08.2010.

В соответствии с этим, перевозчиком на станции задержки Неклиновка были составлены акты общей формы № 17 от 11.08.2010, № 18 от 15.08.2010. По прибытии вагонов на станцию Таганрог был составлен акт общей формы № 4/245 от 15.08.2010, от подписи которого представитель ответчика отказался.

За время нахождение вагонов на пути общего пользования в ведомости подачи и уборки вагонов № 004245 на основании акта № 4/245 была начислена плата в соответствии с договором № 102/1 от 10.02.2009 по ставкам Тарифного руководства № 2 в размере 141 124 руб. 80 коп. (без НДС).

Ответчику предъявлена претензия (за № 952 от 30.08.2010) на сумму  166 527 руб. 26 коп., которую последний оставил без удовлетворения.

48 вагонов с грузом мазут в составе поезда № 2908 были задержаны на станции Матвеев-Курган СКжд 12.08.2010 ввиду невыполнения грузополучателем технологических норм выгрузки грузов на основании оперативного приказа № 151 от 12.08.2010 и отправлены 15.08.2010 со станции Матвеево-Курган в составе поезда № 3603 на основании оперативного приказа № 199 от 14.08.2010. О задержке, отправлении, о прибытии на станцию Таганрог вагонов указанного поезда грузополучатель был извещен письмами № 874 от 13.08.2010, № 883 от 16.08.2010, № 884 от 16.08.2010.

В соответствии с этим, перевозчиком на станции задержки Матвеев-Курган были составлены акты общей формы № 22-27 от 13.08.2010. По прибытии вагонов на станцию Таганрог был составлен акт общей формы № 323 от 16.08.2010, от подписи которого представитель ответчика отказался.

За время нахождение вагонов на пути общего пользования в ведомости подачи и уборки вагонов № 000323 на основании акта № 323 была начислена плата в соответствии с договором № 102/1 от 10.02.2009 по ставкам Тарифного руководства № 2 в размере  132 950 руб. 80 коп. (без НДС).

Ответчику предъявлена претензия (за № 953 от 30.08.2010) на сумму  156 881 руб. 47 коп., которую последний оставил без удовлетворения.

48 вагонов с грузом мазут в составе поезда № 3802 были задержаны на станции Замчалово СКжд 15.08.2010 ввиду невыполнения грузополучателем технологических норм выгрузки грузов на основании оперативного приказа № 169 от 15.08.2010 и отправлены 16.08.2010 со станции Матвеево-Курган в составе поезда № 3002 на основании оперативного приказа № 203 от 16.08.2010. О задержке, отправлении, о прибытии на станцию Таганрог вагонов указанного поезда грузополучатель был извещен письмами № 882 от 15.08.2010, № 888 от 16.08.2010, б/н от 17.08.2010.

В соответствии с этим, перевозчиком на станции задержки Замчалово были составлены акты общей формы № 2/40 от 15.08.2010, № 2/41 от 16.08.2010. По прибытии вагонов на станцию назначения Таганрог был составлен акт общей формы № 329 от 17.08.2010, от подписи которого представитель ответчика отказался.

За время нахождение вагонов на пути общего пользования в ведомости подачи и уборки вагонов № 000329 на основании акта № 329 была начислена плата в соответствии с договором № 102/1 от 10.02.2009 по ставкам Тарифного руководства № 2 в размере  21 057 руб. 60 коп. (без НДС).

Ответчику предъявлена претензия (за № 954 от 30.08.2010) на сумму  24 847 руб. 96 коп., которую последний оставил без удовлетворения.

Таким образом, перевозчиком в порядке статьи 39 УЖТ РФ за задержку и простой поездов начислена плата за пользование вагонами в общем размере 348 256 руб. 70 коп.(с НДС).

Поскольку ответчиком задолженность не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик с заявленными требованиями согласен частично в сумме   104 450 руб. 40 коп. (без НДС); в представленном отзыве и дополнении к нему указал, что истец не доказал отсутствие технологических возможностей накопления вагонов на станции назначения Таганрог; в спорный период ответчиком допущено нарушение технологического времени слива мазута из вагонов-цистерн, что было отмечено в ведомостях подачи и уборки вагонов и памятках приемосдатчика.

Изучив материалы дела, обозрев подлинные документы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.

В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.

В этой связи судом установлено, что акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях.

Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза порт должен устанавливать самостоятельно со своими контрагентами по договору поставки.

Судом установлено, что представленные акты общей формы, подтверждают задержку вагонов на станциях Неклиновка, Матвеево-Курган и Замчалово в связи с непринятием их станцией Таганрог из-за отсутствия складских емкостей и занятости фронтов выгрузки.

В данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждается подписями двух представителей перевозчика.

Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 25.01.2010 № Ф03-8189/2009 по делу № А51-3340/2009; Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 19.02.2009 по делу № А53-9726/2008-С3-17.

Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, и установив, что причиной задержки вагонов является невыполнение ответчиком технологических норм выгрузки, суд пришел к выводу об обоснованности выводов о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 348 256 руб. 70 коп., составляющих плату за пользование вагонами.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 965 руб. 13 коп. относятся на ответчика и взыскиваются в пользу истца, уплатившего в доход федерального бюджета госпошлину, что подтверждено платежным поручением № 948 от 27.10.2010.

Руководствуясь статьями 18, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять дело № А53-22425/10 к своему производству.

Взыскать с открытого акционерного общества «Таганрогский морской торговый порт» в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» плату за пользование вагонами в размере 348 256 руб. 70 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 9 965 руб. 13 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке, определенном главами 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья  О.А. Корецкий

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка