АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2008 года  Дело N А53-22433/2007

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 31 января 2008 года.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе:

судьи Зинченко Т.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Неговора Р.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  ООО «Фирма Транс ПРО»

к  ИФНС РФ по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону

о  взыскании ошибочно перечисленных страховых взносов в сумме 100 720 руб.

третье лицо ГУ УПФР в Ленинском р-не г. Ростова-на-Дону

при участии:

от  заявителя - представителя - адвоката Холтобиной Н.И. (дов. от 22.11.07г.)

Установил:    В судебном заседании рассматривается заявление ООО «Фирма Транс ПРО»  о взыскании с ИФНС России по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии  в сумме 100 720 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, указав на то, что налоговый орган неправомерно отказал ему в возврате страховых взносов в общей сумме 100 720 руб. В обоснование своих доводов ООО «Фирма Транс ПРО» сослалось на то, что платеж в спорной сумме был перечислен платежным поручением с ошибочно указанным кодом бюджетной классификации.

ИФНС РФ по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону заявлено ходатайство о рассмотрении спора без участия представителя инспекции, отзыв по делу налоговым органом не представлен.

Представитель третьего лица - ГУ УПФР в Ленинском р-не г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, орган пенсионного фонда отзыв по делу не представил, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежащим образом.

Суд счел возможным рассмотрение спора по материалам, имеющимся в деле, в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд установил следующее.

ООО «Фирма Транс ПРО» 15.08.03г. зарегистрировано ИМНС РФ по Ленинскому  р-ну г. Ростова-на-Дону в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону.

Как следует из материалов дела, ООО «Фирма Транс ПРО» перечислило на КБК 18210202020061000160 страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме  100 720  руб. - платежными поручениями №№ 28 от 04.06.07г., 33 от 03.07.07г., 42 от 01.08.07г., 47 от 04.09.07г.

Поскольку в платежных поручениях был указан неправильный код бюджетной классификации для страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии  (КБК 18210202020061000160 - вместо КБК 18210202010061000160), 26.09.07г. ООО «Фирма Транс ПРО» обратилось в ИФНС России по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в общей сумме 100 720 руб.

Налоговый орган письмом от 28.09.07г. № 3804 отказал ООО «Фирма Транс ПРО» в возврате ошибочно уплаченной суммы страховых взносов, ссылаясь на отсутствие полномочий для принятия решения о проведении зачета или возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Считая данный отказ налоговой инспекции необоснованным, ООО «Фирма Транс ПРО» обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии  в сумме 100 720 руб.

При рассмотрении спора суд пришел к следующим выводам.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.01г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 названного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы и осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Пунктом 1 ст. 13 указанного Закона предусмотрено право органа пенсионного фонда осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательно не установлено.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения п.п. 7, 9 ст. 78 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику.

В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н утвержден «Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Статьей 2 Федерального закона от 15.08.96г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Таким образом, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.

Федеральным законом от 15.08.96г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» предусмотрено, что администраторами поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, являются налоговые органы.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и ИФНС РФ по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону не оспорено, что ООО «Фирма Транс ПРО» уплатило страховые взносы, ошибочно указав в платежном поручении неправильный код бюджетной классификации.

Как следует из выписки из реестра учета платежей страхователя за период с 01.01.07г. по 31.12.07г., переплата ООО «Фирма Транс ПРО»  по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202020061000160), составляла на 05.12.07г. - сумму 100 720 руб.

Таким образом, поскольку возврат ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ должен осуществляться налоговыми органами в порядке ст. 78 НК РФ, в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа ООО «Фирма Транс ПРО»  в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 100 720 руб.

Таким образом, требования заявителя по возврату ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 100 720 руб. являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Заявитель также просит возместить ему судебные издержки  на оплату услуг адвоката в сумме 8 000 руб.

В обоснование указанного требования ООО «Фирма Транс ПРО» представлены: договор № 1514/16 от 21.11.07г. об оказании юридических услуг адвокатом, платежное поручение № 65 от 22.11.07г. на сумму 8000 руб., ордер № 818 от 21.01.08г.

Суд рассмотрел представленные доказательства, считает, что требование заявителя обосновано надлежащими документами и подлежит удовлетворению.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст.ст.110, 112 АПК РФ суд относит на ИФНС России  по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ИФНС России  по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с даты принятия решения возвратить ООО «Фирма Транс ПРО», ИНН 6164213182, 100 720 руб. - ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии.

Взыскать с ИФНС России  по Ленинскому р-ну г. Ростова-на-Дону в пользу ООО «Фирма Транс ПРО» 3 514 руб. 40 коп. расходов по госпошлине, 8 000 руб. - расходов на оплату услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 181 АПК РФ.

Судья  Т.В. Зинченко.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка