АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2011 года  Дело N А53-23441/2010

Резолютивная часть решения объявлена  25 января 2011 года.

Полный текст решения изготовлен   28 января 2011 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи О.П. Захарченко

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Игнатенко

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Комаровское»

к администрации Мартыновского района

Комитету по управлению имуществом Миллеровского района

о признании права собственности

при участии:

от истца: представитель Подрезов А.Ю. по доверенности от 12.02.2010;

от ответчиков: не явились, извещены (почтовые уведомления №№ 80060, 80059);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Комаровское» обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Мартыновского района, Комитету по управлению имуществом Миллеровского района о признании права собственности на следующие объекты недвижимости: здание гаража для автомашин с бытовыми помещениями литер «А, н/А» общей площадью 375,4 кв.м полезной площадью 338,1 кв.м,  здание гаража для автомашин литер «А1» общей площадью 232,3 кв.м, полезной площадью 211,7 кв.м, здание гаража для автомашин литер «Б» общей площадью 846,6 кв.м, полезной площадью 760,3 кв.м, навес литер «б» общей и полезной площадью 202,2 кв.м., здание пропускного пункта литер «В» общей площадью 33,8 кв.м, полезной площадью 24,6 кв.м, расположенные по адресу: 346619, Ростовская область, Мартыновский район, хутор Крутобережный, ул.Дорожная, №12.

Истец в порядке ст.ст. 49, 159 АПК РФ уточнил исковые требования и просит суд признать право собственности на следующие объекты недвижимости: здание гаража для автомашин с бытовыми помещениями литер «А, н/А» общей площадью 310,4 кв.м., полезной площадью 310,4 кв.м., здание гаража для автомашин литер «А1» общей площадью 232,3 кв.м., полезной площадью 211,7 кв.м., здание гаража для автомашин литер «Б» общей площадью 846,6 кв.м, полезной площадью 760,3 кв.м, навес литер «б» общей и полезной площадью 202,2 кв.м., здание пропускного пункта литер «В» общей площадью 33,8 кв.м, полезной площадью 24,6 кв.м, расположенные по адресу: 346619, Ростовская область, Мартыновский район, хутор Крутобережный, ул. Дорожная, №12.

Уточненные требования не противоречат закону и принимаются судом.

Истец настаивает на удовлетворении иска по изложенным письменно основаниям. Исковые требования мотивированы тем, что в связи с ликвидацией продавца недвижимого имущества, у покупателя отсутствует возможность государственной регистрации права собственности на приобретенные объекты недвижимости, поскольку в административном порядке законодательством не предусмотрен переход права собственности на основании заявления одной стороны (покупателя).

Ответчик, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представлен отзыв от 20.12.2010 №3441, согласно которому не возражает против удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании, назначенном на 18.01.2011 на 15 часов 15 минут, в рамках статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 25.01.2011 до 17 часов 50 минут. После объявленного перерыва судебное разбирательство в судебном заседании продолжено.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебном заседания в соответствии со статьями 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив все представленные стороной документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статьей 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, 16.02.2006 между открытым акционерным  обществом «Мартыновское» (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Комаровское» (покупатель) были заключен договор купли-продажи № 16/02-2006-3, по условиям которого продавец продает имущество, являющееся конкурсной массой открытого акционерного  общества «Мартыновское», а именно гараж благоустроенный, год вода в эксплуатацию 1990, отдельно стоящее 1 этажное здание, расположенное по адресу: 346679, Ростовская область, Мартыновский район, поселок Кутобережный, ул. Дорожная, 12.

На основании акта приема-передачи от 17.03.2006 объект недвижимости был передан обществу с ограниченной ответственностью «Комаровское».

Оплата стоимости недвижимого имущества истцом произведена в полном объеме, что подтверждается счет-фактурой от 17.03.2006 №19 с указанием общей стоимости здания гаража благоустроенного с оборудованием, составляющей 50 000 рублей, с приложением квитанции к приходному кассовому ордеру № 265от 17.03.2006.

Право собственности на спорный объект недвижимости истцом зарегистрировано не было.

Невозможность регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в административном порядке в связи с ликвидацией продавца послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

Определением Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-10898/2002 от 21.07.2006 в отношении открытого акционерного общества «Мартыновское» завершена процедура конкурсного производства и его ликвидации.

В силу пункта 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

По общему правилу (если иное не предусмотрено законом) договор купли-продажи недвижимости считается заключенным с момента его подписания.

Право собственности покупателя на объект недвижимости согласно статье 223 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента его государственной регистрации.

В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.

Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.

Статьями 13, 16 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) определен порядок проведения государственной регистрации прав, предусматривающий обязательную подачу правообладателем заявления в регистрационную службу.

Законом о регистрации не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации. В этом случае подлежит применению аналогия закона.

Как установлено судом, на момент обращения общества с иском открытое акционерное общество «Мартыновское» было ликвидировано, совместное обращение сторон договора в регистрационную службу с целью регистрации перехода права собственности было невозможным.

В данном случае закрепленный правилами статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты применяется по аналогии. Удовлетворение в порядке названной статьи требований о государственной регистрации перехода права означает установление и проверку судом наличия права у продавца имущества и наличия законных оснований для перехода соответствующего права к покупателю (проверку действительности сделки).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в пункте 62 установлено, что на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.

Суд, исследовав вопрос исполнения сторонами обязанности по спорным договорам купли-продажи, установил, что обязанность продавца по передаче покупателю имущества по договору исполнена, так как со стороны покупателя в отношении передачи имущества по договору претензий не заявлено.

В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник (законный владелец на ином вещном праве) вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц.

В силу части 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона о регистрации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Факт принадлежности спорного имущества  продавцу до момента его ликвидации установить не представляется возможным, поскольку в материалы дела предоставлены документы, датированные позже заключения договора купли-продажи, кроме того, сведения регистрирующего органа содержат запись об отсутствии зарегистрированных прав в отношении спорных объектов недвижимого имущества. В подтверждение данного в материалы дела представлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений от 24.12.2010 №24/047/2010-234, от 24.12.2010 № 24/047/2010-231, от 24.12.2010 № 24/047/2010-233, от 24.12.2010 № 24/047/2010-227, от 24.12.2010 № 24/047/2010-230, от 24.12.2010 № 24/047/2010-171, от 24.12.2010 № 24/047/2010-169.

Кроме того, в силу положений статьей Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежит переход права собственности на спорное недвижимое имущество, а не сделка по его отчуждению.

Согласно статье 6 Закона о регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего закона права на объект недвижимого имущества осуществляется по желанию правообладателя, такие права признаются юридически действительными, а их регистрация необходима при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего закона перехода данного права или совершенной сделки с недвижимым имуществом.

В соответствии с техническим паспортом, представленным в материалы дела, спорные объекты недвижимости были введены в эксплуатацию в 1990 году, и согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права открытого акционерного общества «Мартыновское» на данные объекты признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что к обществу с ограниченной ответственностью «Комаровское» в соответствии с договором купли-продажи от 16.02.2006 № 16/02-2006-3 и актом приема-передачи от 17.03.2006 перешло право собственности на спорное недвижимое имущество.

Технические характеристики спорного имущества, заявленные истцом, подтверждаются техническими паспортами спорных объектов по состоянию на 21.03.2002, по состоянию 22.05.2009.

В отношении спорных объектов отсутствуют притязания со стороны ответчиков, что подтверждается отзывом Администрации Мартыновского района от 20.12.2010 №3441, а также справками от 24.12.2010 об отсутствии в реестре муниципального имущества сведений об испрашиваемых объектах. Как уже отмечено, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данные объекты и в Едином государственном реестре прав, что подтверждается сообщениями об отказе в предоставлении информации в отношении объектов.

Таким образом, спорные объекты недвижимости не являются объектами конкурирующих прав на них со стороны третьих лиц.

Согласно требованиям статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации права является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта указанному в них лицу. Решение суда, вступившее в законную силу, в соответствии с указанной нормой права, является основанием для государственной регистрации права.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что исковые требования  являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, поскольку фактически в реестре право собственности на недвижимое имущество и сделок с ним за обществом с ограниченной ответственностью «Комаровское» не зарегистрировано, истец избрал надлежащий способ защиты своего права как номинального собственника путем подачи иска о признании права собственности, основанного на договоре купли-продажи имущества и обоснованно иск предъявлен в органу местного самоуправления.

В связи с тем, что по существу между сторонами отсутствует спор в отношении объекта недвижимости, являющегося предметом иска, и обращение общества с ограниченной ответственностью «Комаровское» в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением не связано с наличием противоправных действий (бездействия)  со стороны ответчика, госпошлина по иску подлежит отнесению на истца, которая при подаче искового заявления в суд уплачена в размере, установленном НК РФ в размере 20 000 рублей, в соответствии с платежными поручениями от 28.04.2010 № 230, от 22.05.2010 №121.

Руководствуясь статьями 12, 131, 213, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьями 49, 102, 110, 159, 167, 168, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство истца об уточнении иска - принять.

Признать за обществом с ограниченной ответственностью «Комаровское» право собственности на следующие объекты недвижимого имущества: здание гаража для автомашин с бытовыми помещениями литер «А, н/А» общей площадью 310,4 кв.м., полезной площадью 310,4 кв.м., здание гаража для автомашин литер «А1» общей площадью 232,3 кв.м., полезной площадью 211,7 кв.м., здание гаража для автомашин литер «Б» общей площадью 846,6 кв.м, полезной площадью 760,3 кв.м, навес литер «б» общей и полезной площадью 202,2 кв.м., здание пропускного пункта литер «В» общей площадью 33,8 кв.м, полезной площадью 24,6 кв.м, расположенные по адресу: 346619, Ростовская область, Мартыновский район, хутор Крутобережный, ул. Дорожная, №12.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

Судья  О.П. Захарченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка