• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 11 мая 2010 года  Дело N А53-2450/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2010.

Полный текст решения изготовлен 11.05.2010.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Меленчука И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Старинской О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Муниципального образования «Октябрьский район»

к ответчику Муниципальному образованию «Керчикское сельское поселение»

третьи лица - Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области, Отдел образования Администрации Октябрьского района Ростовской области, МОУ СОШ № 1

о признании права муниципальной собственности;

при участии:

от истца - представитель не явился;

от ответчика - представитель не явился;

от третьих лиц - представители не явились;

установил: в открытом судебном заседании рассматривается исковое заявление Муниципального образования «Октябрьский район» к ответчику Муниципальному образованию «Керчикское сельское поселение» о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение, занимаемое Муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, х.Керчик-савров, ул.Советская, 38; литер «А», общей площадью 437,4 кв.м.

Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От Администрации Октябрьского района, Керчикского сельского поселения поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Ходатайства приняты судом.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.

От Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. Ходатайство принято судом.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Исковые требования мотивированы тем, что занимаемое муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 1 спорное нежилое помещение было введено в эксплуатацию и предоставлено в пользование школе в 1974 году. С этого времени в спорном помещении располагается начальная школа, находящаяся в ведомстве Отдела образования администрации Октябрьского района. Таким образом, помещение, занимаемое общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 1, как на момент разграничения государственной собственности, так и в настоящее время, является муниципальной собственностью. Со ссылкой на статью 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» истец просит удовлетворить исковые требования.

Ответчик в отзыве на иск указал, что администрация притязаний на спорное имущество не имеет, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражает.

От Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области поступили письменные пояснения, согласно которым на данный момент в базе данных реестра государственного имущества Ростовской области отсутствует информация на помещение, занимаемое муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, х.Керчик-савров, ул.Советская, 38; литер «А», общей площадью 437,4 кв.м.

От Комитета по управлению имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому Комитет не возражает против удовлетворения заявленных требований.

От Отдела образования Администрации Октябрьского района Ростовской области поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому Отдел не возражает против удовлетворения заявленных требований.

От Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому Школа поддерживает исковые требования Администрации.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований истца, при­няв во внимание следующее.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 является организацией общего образования (начальной школой) и имеет в пользовании нежилое помещение, расположенное по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, х.Керчик-савров, ул.Советская, 38; литер «А», общей площадью 437,4 кв.м.

Указанное Муниципальное общеобразовательное учреждение занимает спорное помещение с 1974 года до настоящего времени, и оно никогда не выбывало из его владения, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Данный факт ответчиком подтверждается.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантах местного самоуправления в Российской Федерации» в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, Администрацией Октябрьского района утверждены перечни объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В перечни вошли объекты, расположенные на территории Октябрьского района, в соответствии с указанными в пункте 2 приложения № 3 к настоящему постановлению. В приложении № 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 в качестве таких объектов, в частности, указаны «объекты народного образования, кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями». Данные объекты внесены в реестр муниципального имущества Октябрьского района.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации, имеющее силу закона как акт высшего законодательного органа государства, направлено на защиту публичных интересов, то есть интересов общества, которые могут быть защищены с достаточной полнотой при условии, что к муниципальной собственности относятся не только сами предприятия, поименованные в приложении № 3, но и имущество, принадлежащее им на момент разграничения объектов государственной собственности. По смыслу, придаваемому постановлению № 3020-1 правоприменительной практикой, принадлежность имущества соответствующему предприятию, осуществляющему владение и пользование им в целях обеспечения уставной деятельности, предполагается, а иное должно быть доказано.

При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим правилом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности, т.е. государственная организация должна признаваться владельцем всего движимого и недвижимого имущества как единого имущественного комплекса. Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорные помещения, используемые для размещения общеобразовательной школы, должны закрепляться за органом местного самоуправления.

При разрешении спора об уровне собственности следует исходить из того, что до разрешения вопросов о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в силу статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР все имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Смысл разграничения собственности состоял в том, чтобы обеспечить материально-технические условия деятельности каждого уровня власти. Следовательно, муниципальное имущество должно принадлежать органу местного самоуправления, на органы управления которого возложено выполнение тех функций, для осуществления которых предназначено данное имущество. Уровень собственности на имущественный комплекс организации должен определяться в зависимости от вида деятельности организации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» субъектом права муниципальной собственности является муниципальное образование на переданное в его собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности, является соответствующий реестр муниципального имущества. Спорный объект внесен в реестр муниципального имущества и передан в оперативное управление муниципального учреждения образования.

Судом установлено, что спорное помещение, занимаемое общеобразовательной школой № 1 в настоящее время, и на момент издания постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 находилось в его пользовании.

Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорное помещение, используемое для размещения начальной школы, должно быть отнесено к муниципальной собственности Муниципального образования «Октябрьский район».

Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорное помещение не влияет на правовой режим указанного имущества как объекта муниципальной собственности. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Как указано выше факт нахождения общеобразовательной школы № 1 в спорном помещении подтверждается представленными истцом документами и лицами, участвующими в деле, не оспорен.

Отзывом Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области подтверждено, что спорный объект в реестре государственной собственности не числится.

Сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 04.03.2010 № 34/010/2010-438 подтверждено, что в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на этот объект отсутствуют.

Технические характеристики спорного объекта недвижимости подтверждены техническим паспортом, составленным «Октябрьским филиалом государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Ростовской области» по состоянию на дату обследования объекта учета 30.07.2008.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество находится в муниципальной собственности Муниципального образования «Октябрьский район».

Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения истца на указанный в иске объект недвижимого имущества не является основанием для отклонения заявленных исковых требований, поскольку в данном случае факт его признания в судебном порядке предшествует факту такой регистрации.

Как следует из положений статей 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации прав является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта прав определенному в них лицу.

При описанных обстоятельствах суд полагает требования Муниципального образования «Октябрьский район» законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что по существу между сторонами отсутствует спор в отношении объекта недвижимости, являющегося предметом иска, и обращение Муниципального образования «Октябрьский район» в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением не связано с наличием противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, госпошлина по иску подлежит отнесению на истца, с учетом того обстоятельства, что он освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать право муниципальной собственности Муниципального образования «Октябрьский район» на нежилое помещение, занимаемое Муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 1, расположенное по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, х.Керчик-савров, ул.Советская, 38; литер «А», общей площадью 437,4 кв.м.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Меленчук И.С.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-2450/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 11 мая 2010

Поиск в тексте