АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 05 апреля 2011 года  Дело N А53-24670/2010

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2011 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Сулименко Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Думанской В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Союз» ИНН 61655130316 ОГРН 1066165044021

к Ростовской таможне

о признании незаконными действий Ростовской таможни, выразившихся в несогласии с использованием первого метода определения таможенной стоимости товара, вывезенного по ГТД № 10313110/240910/0002666

заинтересованное лицо - Ростовская таможня

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель Бессонов А.Г. по доверенности от 23.03.2010,

от ответчика - представитель Самойлова Л.Ф. по доверенности от 17.01.2011 №02-32/30,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Союз» (далее - ООО «Союз», Общество)  обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Ростовской таможни, выразившихся в несогласии с использованием первого метода определения таможенной стоимости товара, вывезенного по ГТД №10313110/240910/0002666.

Представитель заявителя поддержал требование. Считает решение таможенного органа не соответствующим Федеральному закону «О таможенном тарифе». По мнению заявителя, общество представило предусмотренный законодательством Российской Федерации пакет документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара. Таможенный орган не представил доказательства наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Федерального закона «О таможенном тарифе» оснований для непринятия первого метода определения таможенной стоимости товара, не подтвердил документально, что представленные декларантом документы содержат недостоверные сведения.

Представитель таможенного органа заявленные требования не признала, указав на то, что при осуществлении таможенного контроля имелись основания для непринятия таможенной стоимости товара, определенной методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил, что ООО «Союз» вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар - стальной лом, на основании заключенного между ООО «Союз» и фирмой «Intersteel Trade Ltd» (Кипр) контракта №INT - 19 от 03.08.2010 на условиях поставки FAS -порт  Ростов-на-Дону.

Совершение таможенных операций с товаром производилось по Грузовой таможенной декларации  № 10313110/240910/0002666 (далее по тексту - ГТД).  Заявленная  таможенная стоимость товара определена ООО «Союз» по первому методу определения таможенной стоимости товара.

Обществом при подаче грузовых деклараций были представлены документы в соответствии с пунктом 15 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом ФТС РФ от 25.04.2007г. № 536, перечисленные в описи документов: паспорт сделки № 10080001/2707/0002/1/0,  контракт № INT - 19 от 03.08.2010, в котором определена марка и ГОСТ; приложение №1 к контракту, где  согласована цена за 1 тонну лома в размере 250 долларов США  за тонну на условиях FAS Ростов-на-Дону, количество поставляемого товара;  инвойс №2/INT-19 от 30.08.2010, свифт от 05.08.2010, объяснения экспортера от 19.08.2010, гарантийное обязательство по радиационному контролю от 19.08.2010,  заключение эксперта 0480601033от 18.08.2010, поручение на погрузку № 04714 от 25.08.2010, коносамент №1 от 29.08.2010, манифест № 1, сюрвеерский акт, ГТД № 10313110/190810/0002306 от 19.08.2010, ДТС-3 от 24.09.2010,  коносамент № 1 от 29.08.2010.

Ростовская таможня не согласилась с заявленной ООО «Союз» в ГТД таможенной стоимостью декларируемых товаров, определенной с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, посчитав, что таможенная стоимость не подтверждена документально, а представленные документы являются недостаточными, запросив дополнительные документы путем направления запроса № 1 от 24.09.2010 и уведомления № 1 от 24.09.2010.

Ростовской таможней в адрес ООО «Союз» было направлено требование от 24.09.2010 № 1, в котором указано, что в соответствии со статьей 153 Таможенного кодекса Российской Федерации в ходе проверки ГТД № 10313110/240910/0002666  обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными, выражающиеся в отсутствии документального подтверждения структуры экспортной цены 1 тонны металлолома (цены сделки), выбранной декларантом в качестве основы для таможенной стоимости, а также иных данных, относящихся к определению таможенной стоимости. Таможенным органом было предложено скорректировать сведения о таможенной стоимости товаров, согласно прилагаемому расчету суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Ростовской таможней был направлен запрос № 2 от 27.09.2010 и уведомление № 2 от 27.09.2010, а также требование от 27.09.2010, в котором указано, что в соответствии со статьей 153 Таможенного кодекса Российской Федерации в результате дополнительной  проверки сведений о таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ № 10313110/240910/0002666 обнаружена невозможность определения таможенной стоимости методом по стоимости сделки, т.к. признаки недостоверности сведений о таможенной стоимости, выраженные в недостаточном документальном подтверждении сведений, относящихся к определению таможенной стоимости ( структуры экспортной цены товара не подтверждена, от представления дополнительных документов декларант отказался), а также существенном ее отличии от информации о цене однородных товаров, которой располагает таможенный орган, декларантом не устранены. Таможенным органом было предложено скорректировать сведения о таможенной стоимости товаров, согласно прилагаемому расчету таможенных платежей.

Общество в своем ответе на запрос № 1 от 07.09.2010 и на запрос № 2 от 08.09.2010 сообщило таможенному органу о невозможности представления дополнительно запрошенных документов, указав, что ценовые сведения достаточно подтверждены, а предоставление сведений от иностранного контрагента не соответствует требованиям законодательства. Для Общества не представляется возможным представить документы для применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами.

Таможенный орган посчитал, что таможенная стоимость лома черных металлов, задекларированного ООО «Союз» в ГТД № 10313110/240910/0002666, не может быть определена на основе стоимости сделки с вывозимыми товарами и подлежала, в соответствии с абзацем  2 пункта 8 «Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых  с  таможенной  территории  РФ»,  утвержденных  Постановлением Правительства  РФ  от  13.08.2006  №  500  (далее -  Правила),  последовательному определению методами на основе стоимости сделок с идентичными, однородными товарами либо на основе расчетной стоимости.

Обществу предложено в сроки выпуска товара, представить в Ростовскую таможню КТС, ДТС-4, оформленные в соответствии с представленным таможенным органом расчетом, либо, в случае несогласия - сообщить о своем решении в письменной форме.

Таможенный орган предложил  определить  таможенную  стоимость  методом  по  стоимости  сделки  с идентичными товарами: «Лом черных металлов резаный и нерезаный, сортированный, вид 3, кат. А, ГОСТ 2787-75», таможенная стоимость 28 304 909,08 руб., вес нетто 2  938 866 кг., условия  поставки  FAS  Ростов-на-Дону,  страна направления экспорта Турция, товар оформлен по ГТД №10313110/070610/0001426.

Декларант представил оформленные ДТС-4 и форму КТС-1.

28.09.2010 Ростовской таможней было принято решение об определении таможенной стоимости товара по ГТД № 10313110/240910/0002666 методом по стоимости сделки с идентичными товарами, что выразилось в проставлении таможней на КТС-1 отметки «ТС корректированы, подлежит доплате 753 124, 23 руб.»

28.09.2010 Ростовской таможней на ДТС-4 проставлена отметка «Таможенная стоимость принята».

В результате совершенных действий Ростовской таможни, выразившихся в несогласии с использованием избранного первого метода определения таможенной стоимости товара, заявитель доплатил таможенные платежи.

Ростовская таможня провела анализ представленных декларантом документов и  сведений и выявила определенные несоответствия. В частности, таможенным органом установлено, что декларантом не уточнена цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, в связи с чем, таможенный орган запрашивал у декларанта ведомость банковского контроля  по контракту № INT-19 от 03.08.2010, все банковские и платежные документы о получении экспортером оплаты за все предыдущие партии товаров, экспортированных в счет исполнения контракта № INT-19 от 03.08.2010; не представлена калькуляция экспортной цены 1 тонны металлолома, договоры о закупке лома на внутреннем рынке, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, платежные документы относящиеся к исполнению данных договоров; не представлены документы относящиеся к перевозке лома к месту его поставки; счета-фактуры об оплате сюрвейрских услуг, а также бухгалтерские документы по оприходованию и последующему списанию металлолома, закупленного для отправки в Турцию на теплоходе «Кайра», а также отражающие расходы, включенные в экспортную цену товара. Таможенный орган  указал на необходимость письменных пояснений о роли и участии ООО «Хелвеко» в сделке, заключенной между  ООО «Союз» и фирмой «Intersteel Trade Ltd» (Кипр), в связи с чем подлежат выяснению обстоятельства, возможно, оказывающие влияние на цену и продажу товара.

Полагая, что указанными действиями, в результате которых произведена  корректировка таможенной стоимости товара, нарушены права и законные интересы Общества, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «Союз» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы и пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Договора «О таможенном кодексе таможенного союза» от 27.11.2009 года, принятого Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств  от 27.11.2009 №17 установлено, что стороны принимают Таможенный кодекс Таможенного союза, который приведен в приложении, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора. Положения настоящего кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза.

Таким образом, с 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс Российской Федерации до его отмены действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза.

На основании пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (пункты 1, 2 статьи 203 Таможенного кодекса таможенного союза). Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта (статья 205 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункты 1, 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов (пункты 2, 4 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документами, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Порядок определения таможенной стоимости товара предусмотрен статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

По смыслу статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможня обязана опровергнуть при необходимости сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Статья 14 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1, предусматривает, что порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 500 установлено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. Пункт 8 указанных Правил предусматривает, что первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними.

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 настоящего Закона.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.

Частью 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» оговаривает, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.

Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары.

Руководствуясь приведенными нормами права ООО «Союз» определило  таможенную стоимость по цене сделке.

Таможенный орган в своем отзыве на заявление указал, что сведениями, относящимися к определению таможенной стоимости в данном случае являются сведения о формировании экспортной цены товара, такие как цена закупки металлолома на внутреннем рынке, сведения о стоимости всех расходов и издержек, понесенных продавцом до момента выполнения своих обязанностей в соответствии с условиями поставки FAS, оплата таможенных платежей.  Однако данные доводы таможенного органа необоснованны.

Судом установлено, что Обществом в качестве документального подтверждения заявленной стоимости представлены в таможенный орган: контракт и приложения к нему, грузовой манифест, паспорт сделки, инвойсы, заключение эксперта.

Указанные документы подтверждают вес и цену товара, а также факт перечисления и получения денежных средств на расчетный счет ООО «Союз» от покупателя к Обществу.

Из материалов дела следует, что поставка товара по ГТД №10313110/240910/0002666 осуществлялась в режиме экспорта, FAS -порт Ростов-на-Дону ИНКОТЕРМС (2000) и перевозка груза осуществлялась морским транспортом.

В соответствии с «Инкотермс-2000» условие поставки FAS  ("Свободно вдоль борта судна") означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в согласованном пункте отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и риск гибели или повреждения товара. На него возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для его вывоза.

Согласно пункту 2 контракта и приложению № 1 цена сделки установлена в долларах США и определяется на условиях FAS-порт Ростов-на-Дону. Цена за единицу включает экспортную пошлину, которая оплачивается продавцом.

Таким образом, контрагенты, оговаривая цену товара на условиях FAS, предусматривают наличие и включение всех перечисленных расходов в стоимость товара, указанную в контракте.

Судом отклоняется довод таможни о том, что предоставленные Обществом сведения для определения таможенной стоимости товара по первому методу, не являются достаточными, количественно определенными и документально подтвержденными.

Как уже было отмечено выше, согласно условиям поставки FAS продавец обязан оплатить все расходы, относящиеся к товару до момента фактического его перехода через поручни судна в согласованном порту отгрузки. При заключении контракта от 03.08.2010 стороны приняли условия поставки за основу, однако конкретные статьи расходов и обязанности по их оплате могут определяться сторонами самостоятельно с учетом особенностей заключаемого договора в отношении контрагентов.

В отношении цены, подлежащей уплате в рамках данной поставки, суд установил следующее.

Так, по ГТД №10313110/240910/0002666 заявителем указана цена товара по контракту в размере 250 долларов США за 1 метрическую тонну. Вес товара составляет  2 670, 000 метрических тонн, что подтверждается коносаментом № 1. Курс доллара США ЦБ РФ на дату подачи ГТД составляет 31, 00311 руб. за 1 доллар США. Таким образом, таможенная стоимость товара составляет 2 670*250 *31, 0031 = 20 694 569, 25 руб., что и заявлено в качестве таможенной стоимости товара.

Тот факт, что обществом не представлена бухгалтерская документация (договоры, счета, накладные, приемом - сдаточные акты, платежные документы) в обоснование развернутого описания сведений, включенных в структуру таможенной стоимости, на которое указывает таможня, само по себе не является доказательством недостоверности представленных обществом сведений, подтвержденных иными документами.