• по
Более 51000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 февраля 2009 года  Дело N А53-24680/2008

Резолютивная часть решения объявлена 17.02.2009 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи А.В. Парамоновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Толпинской Е.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Пасенко Павла Григорьевича

к ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области;

третье лицо ГУ УПФ РФ в Аксайском районе Ростовской области

о признании решения ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области об отказе в зачете сумм страховых взносов в размере 30380, 90 рублей незаконным;

об обязании ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 30380, 90 рублей;

при участии:

от заявителя: не явился;

от налогового органа: не явился;

от третьего лица: юрисконсульт Чемисова Н.В., доверенность № юр-09/1 от 11.01.2009 г.;

СУЩНОСТЬ СПОРА: В открытом судебном заседании арбитражного суда рассматривается заявление индивидуального предпринимателя Пасенко Павла Григорьевича к ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области о признании решения ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области об отказе в зачете сумм страховых взносов в размере 30380, 90 рублей незаконным; об обязании ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 30380, 90 рублей.

Определением от 05.12.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ УПФ РФ в Аксайском районе Ростовской области.

Индивидуальный предприниматель Пасенко Павел Григорьевич, надлежащим образом, в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области в судебное заседание представителя не направила, извещена надлежащим образом, в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В представленном отзыве на заявление налоговый орган указал следующее.

Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 НК РФ. Таким образом, положения статьи 78 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный Фонд России. В соответствии со статьей 25 Федерального Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» контроль за уплатой платежей осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по данным взносам и пеней, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Действующие нормы НК РФ и Закона № 167-ФЗ не наделяют налоговые органы правом на осуществление зачета (возврата) суммы излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ, соответственно и взыскание излишне (ошибочно) уплаченных данных сумм с налогового органа не представляется возможным. В связи с чем, налоговый орган просит отказать заявителю в требованиях.

При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие заявителя и ответчика.

Представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в Аксайском районе г. Ростова-на-Дону пояснил, что полномочия для принятия решения о зачете либо возврате излишне уплаченных страховых взносов должны быть закреплены за Федеральной налоговой службой. Представитель третьего лица подтвердил уплату заявителем суммы 32962,99 рублей, поступивших в период с 16.06.2008 г. по 14.07.2008 г. в бюджет Пенсионного фонда. Стоимость страхового года за 2008 г. - 2576 рублей, уплачена сумма пени - 6,09 рублей, остаток - 30380,9 рублей.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав все представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Пасенко Павел Григорьевич 10.11.2004 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области и является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В 2008 году предпринимателем были уплачены суммы в качестве страховых взносов в пенсионный фонд, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии по следующим платежным поручениям:

№ 31 от 15.02.2008 г. на сумму 5016 рублей;

№ 48 от 14.03.2008 г. на сумму 5016 рублей;

№ 53 от 19.03.2008 г. на сумму 300 рублей;

№ 80 от 15.04.2008 г. на сумму 9383 рублей;

№ 104 от 15.05.2008 г. на сумму 5965,11 рублей;

№ 126 от 16.06.2008 г. на сумму 4700,79 рублей, всего на сумму 30380,9 рублей.

В результате неправильного указания кода бюджетной классификации указанные денежные средства вместо КБК 18210202020061000160, предназначенного для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, были перечислены на КБК 18210202030061000160.

Установив, что денежные средства по указанным платежным поручениям перечислены не на тот КБК, 24.09.2008 г. предприниматель обратился в ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области с заявлением без номера о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.

Налоговая инспекция 25.09.2008 г. вынесла решение № 02-08, которым отказала заявителю в возврате излишне уплаченных денежных средств, мотивировав отказ тем, что действующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не наделяют налоговые органы правом на осуществление зачета-возврата суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. До внесения указанных изменений в Закон № 167-ФЗ у налоговых органов отсутствуют правовые основания для осуществления зачетов-возвратов страховых взносов.

Не согласившись с решением налогового органа об отказе в возврате ошибочно уплаченных денежных средств, Пасенко П.Г. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований заявителя, при­няв во внимание следующее.

Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней. Согласно пункту 4 этой же статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.

Как следует из пункта 7 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04 установил, что т.к. зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее, а возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней, то по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Основным условием для возврата (зачета) сумм налога из бюджета является наличие доказательств его поступления в бюджет.

Налоговым органом не оспаривается тот факт, что денежные средства, уплаченные заявителем по платежным поручениям № 31 от 15.02.2008 г. на сумму 5016 рублей; № 48 от 14.03.2008 г. на сумму 5016 рублей; № 53 от 19.03.2008 г. на сумму 300 рублей; № 80 от 15.04.2008 г. на сумму 9383 рублей; № 104 от 15.05.2008 г. на сумму 5965,11 рублей; № 126 от 16.06.2008 г. на сумму 4700,79 рублей, всего на сумму 30380,9 рублей поступили в бюджет. Подтверждается данный факт и материалами дела, в том числе, реестром учета платежей.

Статьей 3 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона № 167-ФЗ уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, зачисляются в один бюджет - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, законодательством РФ установлен механизм распоряжения бюджетными средствами, которое может осуществляться государственными органами в пределах установленной компетенции. Возврат (зачет) денежных средств из бюджета относится к полномочиям по распоряжению бюджетными средствами, которыми государственный орган должен быть наделен в установленном законом порядке.

Статьей 2 Закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Из пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о зачете (возврате).

В соответствии с частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетные полномочия администратора доходов бюджета входит принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление поручений в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление уведомлений в орган Федерального казначейства.

Согласно пункту 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 №116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет.

В соответствии с пунктом 44 Порядка взаимодействие Федерального казначейства и (или) органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет, а также в получении Федеральным казначейством и (или) органами Федерального казначейства от администраторов поступлений в бюджет платежных документов на возврат, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений и иных документов, предусмотренных настоящим Порядком, в пределах возложенных на администраторов поступлений в бюджет полномочий.

В соответствии с Приложением 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 24.08.2007 №74н, главным администратором поступлений взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является Федеральная налоговая служба. Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Более того, Минфин Российской Федерации письмом от 12.05.2008 №03-02-07/2-87 «О порядке зачета (возврата) излишне уплаченных или взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» также разъяснил, что налоговые органы, являющиеся администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит сущности платежей, как возмездных и неналоговых. Согласно пункта 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 №бг-16-05/189/МЗ-08-32/2с налоговые органы обязаны представлять в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС в части платежей, относящихся к Пенсионному Фонду Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 13 ст. 78 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Налоговым органом не оспаривается факт наличия у заявителя переплаты по страховым взносам по КБК 18210202030061000160 в сумме 30380,9 рублей. Подтвержден данный факт реестром учета платежей и не оспаривается ГУ УПФ РФ в Аксайском районе Ростовской области.

Из материалов дела следует, что за Пасенко П.Г. числится переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 30380 рублей 90 копеек по КБК 18210202030061000160.

При рассмотрении данного дела судом учтена правовая позиция, сформулированная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации применительно к данной категории споров.

В соответствии с постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 №2776/06 и №4240/06 право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в силу Федерального закона от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» предоставлено Федеральной налоговой службе.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении зачета, в связи с чем требования заявителя произвести зачет ошибочно уплаченных сумм по страховым взносам подлежат удовлетворению.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 22 Постановления Пленума от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. Принимая во внимание положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Из представленных в суд документов следует, что сумма по страховым взносам в размере 30380,9 руб. поступила в бюджет, являются уплаченной на неправильный КБК, доказательства соблюдения досудебного порядка суду представлены.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя об обязании Инспекции ФНС России по Аксайскому району Ростовской области произвести зачет излишне уплаченной заявителем суммы - 30380,9руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 обоснованы надлежащими документами и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации введенным Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области об отказе индивидуальному предпринимателю Пасенко Павлу Григорьевичу в зачете суммы страховых взносов в размере 30380 рублей 90 копеек как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 30380 рублей 90 копеек с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160 по правилам статьи 78 НК РФ.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Пасенко Павлу Григорьевичу ИНН 610201760808 из федерального бюджета РФ уплаченную при подаче заявления платежным поручением № 226 от 28.11.2008 года государственную пошлину размере 1316 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа по правилам, установленным главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.В. Парамонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-24680/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 25 февраля 2009

Поиск в тексте