• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 12 января 2011 года  Дело N А53-25435/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2011

Полный текст решения изготовлен 12 января 2011

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Ерёмина Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Тихомировой И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области

к ответчику Администрации Азовского района Ростовской области

третьи лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, 2. открытое акционерное общество «Азовмежрайгаз», 3. ОГУ «Ростоблгазификация», 4. Министерство промышленности и энергетики Ростовской области, 5. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, 6. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области,

о признании права собственности Ростовской области на объекты газоснабжения;

от истца - представитель не явился;

от ответчика - представитель не явился;

от третьих лиц- представители не явились;

установил: Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о признании права собственности на объекты газоснабжения: - Газопровод среднего давления по ул. Ленина, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Семибалки, ул. Ленина, ул. Студенческая, ул. Бебеля, общей протяженностью 2474,51 м; - Газопровод среднего давления к котельной школы №5 по ул. Свердлова, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, г. Азов, ул. Свердлова, общей протяженностью 277 м.

Определением суда от 17.11.2010 указанные требования выделены в отдельное производство.

Представители сторон, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного заседания (почтовые извещения, имеющиеся в деле), в судебное заседание не явились.

Представители ОАО «Ростовоблгаз» и ОАО «Азовмежрайгаз» ранее представили отзывы, в котором сообщили об отсутствии на балансе предприятий спорных объектов.

Управление Росреестра по РО направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено судом.

Другими третьими лицами представлены отзывы, в которых указано об отсутствии возражений в признании права собственности на объект газоснабжения.

Исковые требования мотивированы тем, что приемочной комиссией были подписаны акты приемки законченных строительством объектов системы газоснабжения на спорные объекты системы газоснабжения.

Постановлением Администрации Ростовской области от 23.12.2003 №603 предписано областному государственному учреждению «Ростоблгазификация» принять на баланс объекты газификации, построенные за счет средств областного бюджета, и не находящиеся на балансе других организаций согласно приложению.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 03.08.2006 №1825 утвержден перечень передаваемых с баланса Государственного предприятия Ростовской области «Ростовоблгазификация» на баланс ОГУ «Ростоблгазификация» объектов с утверждением актов приема-передачи и указанием о закреплении находящихся в собственности Ростовской области объектов, указанных в актах, на праве оперативного управления за ОГУ «Ростоблгазификация».

Согласно представленной в материалы дела выписке из реестра государственного имущества от 24.04.2009 №19/3761 спорные объекты внесены в реестр имущества Ростовской области.

Невозможность государственной регистрации прав на спорный объект ввиду утраты документов в процессе передачи ОГУ «Ростооблгазификация» (балансодержателя) из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в ведение Министерства энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области, в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 27.04.2007 №173, послужило основанием для обращения истца в суд.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований истца, при­няв во внимание следующее.

Приемочной комиссией были подписаны акты приемки законченных строительством объектов системы газоснабжения: - Газопровод среднего давления Семибалки Азовского района, ул. Ленина (от 30.10.2005); - Газопровод среднего и низкого давления ул. Свердлова школа №5, ГРПШ, г. Азов Ростовской области (от 04.10.2001).

Финансирование строительства вышеуказанных газопроводов происходило полностью из областного бюджета, что подтверждается постановлением Администрации Ростовской области №36 от 12 июля 2005 года «Об объектах газификации, построенных за счет средств областного бюджета в 1981-2004 годах», постановлением Администрации Ростовской области №603 от 23 декабря 2003 года «Об объектах газификации, построенных за счет средств областного бюджета в 1998-2003 годах» (п. 165), а также письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области №МС-01/935 от 11 июня 2008 года. Спорные объекты были внесены в реестр государственного имущества Ростовской области, а в соответствии со ст. 9 Областного закона Ростовской области от 15.01.2001 №125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области» имущество, находящееся в государственной собственности Ростовской области подлежит учету. Порядок учета государственного имущества Ростовской области, ведения реестра государственного имущества Ростовской области и предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в Реестре, устанавливается постановлением Администрации Ростовской области.

Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области №1825 от 03 августа 2006 года по утвержденным актам приема-передачи объектов газификации (Приложение к распоряжению) с баланса ГП РО «Ростовоблгазификация» на баланс ОГУ «Ростоблгазификация» были переданы объекты: Газопровод среднего давления к котельной школы №5 по ул. Свердлова, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, г. Азов, ул. Свердлова, протяженностью 0,27720 км (п.2); Газопровод среднего давления от ул. Ленина в с. Семибалки Азовский район, протяжённостью 2,47451 км (п.8).

Все газопроводы, входящие в состав газораспределительных сетей (высокого, среднего или низкого давления, которые могут быть как подземными, так и надземными), предназначенные для транспортировки и подачи газа конечным потребителям, относятся к недвижимому имуществу и на них распространяются положения ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Составной частью недвижимого имущества (к которому относятся газораспределительные сети) является его обязательная государственная регистрация (ст. 131 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре учреждений юстиции.

Газораспределительные сети относятся к недвижимому имуществу, которое подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием в качестве объекта прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс остается только имуществом, если он не задействован в экономическом обороте. Термин «имущественный комплекс» подчеркивает внутреннее единство всего имущества, т.е. когда все элементы, составляющие имущество, должны быть объединены, тесно связаны между собой, подчинены единой цели использования.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имущественный комплекс подлежит обязательной государственной регистрации как единое целое в учреждении юстиции. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждениями юстиции на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Данные Объекты были внесены в реестр государственного имущества Ростовской области, а в соответствии со ст. 9 Областного закона Ростовской области от 15 января 2001 года №125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области» имущество, находящееся в государственной собственности Ростовской области подлежит учету. Порядок учета государственного имущества Ростовской области, ведения реестра государственного имущества Ростовской области и предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в Реестре, устанавливается постановлением Администрации Ростовской области.

В качестве документа, подтверждающего отнесение этого имущества к собственности субъекта РФ - Ростовской области, представлена выписка из реестра государственного имущества Ростовской области №19/3761 от 24 апреля 2009 года.

В соответствии со ст. 10 Областного закона Ростовской области от 15 января 2001 года №125-ЗС «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области» объектами учета реестра является государственное имущество Ростовской области, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением, либо находящееся в государственной собственности Ростовской области предприятие в целом как имущественный комплекс.

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» №69-ФЗ от 31 марта 1999 года спорные Объекты входят в состав региональной системы газоснабжения. Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации, ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, в данном случае на территории Ростовской области (ст. 7).

Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Ростовской области (далее - ГУПТИ РО) были выполнены технические и кадастровые паспорта на объекты.

Представленные технические паспорта спорных Объектов характеризует их как капитальные, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ст. 2). Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 14).

Сведения, содержащиеся в представленной технической документации позволяют однозначно утверждать, что газопровод представляет собой конструкцию, перемещение которой невозможно без несоразмерного ущерба практическому назначению объекта, так как в техническом паспорте указаны точки врезки в региональную систему газоснабжения, схемы прохождения газовой сети с привязкой к местности их привязка к объектам недвижимости.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяющим правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ст. 55 ГрК РФ).

Соответствие построенных, опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (отметка органа гостехнадзора на акте приемки). При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Вся система газопровода является действующей и по ней осуществляется транспортировка газа населению.

Для надлежащего обеспечения безопасности эксплуатации объекта (учитывая социальную значимость и опасность), аварийно-диспетчерского и ремонтно-технического обслуживания необходимо зарегистрировать право собственности, чтобы вовлечь имущество в гражданский оборот в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку согласно представленной информации и учитывая тот факт, что строительство объектов газоснабжения было осуществлено за счет средств областного бюджета, то соответственно потенциальным носителем права собственности является субъект РФ - Ростовская область, так как в соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

На сегодняшний день бремя содержания вышеназванных объектов газоснабжения осуществляется за счет средств Ростовской области (бюджетных), что подтверждается заключенным на основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области №1062 от 29 июля 2009 года договором аренды газопровода, находящегося в областной собственности №3284/09 от 03 августа 2009 года, между Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (Арендодатель) и ОАО «Ростовоблгаз» (Арендатор), а также ОГУ «Ростоблгазификация» (Балансодержатель), по которому в аренде находится следующий объект, указанный в Приложении (Перечень объектов газификации, построенных за счет средств областного бюджета. Находятся в зоне обслуживания ОАО «Ростоблгаз». К договору аренды на 2010 год) к Договору (№1)

На сегодняшний день свидетельство о государственной регистрации права на объекты недвижимости отсутствует, и провести государственную регистрацию прав на имущество не представляется возможным ввиду утраты части документов, которая произошла в процессе передачи ОГУ «Ростоблгазификация» из Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области в ведение Министерства энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области (копия Постановления Администрации Ростовской области №173 от 27 апреля 2007 года «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 28 марта 2002 года № 132».

В настоящее время записи о регистрации прав, ограничений (обременений) в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорные Объекты отсутствуют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (№02/157/2010-412 от 28.06.2010; № 02/100/2010-206 от 29.06.2010).

В соответствии с п. 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - ППВС РФ и ПВАС РФ №10/22) необращение лица к государственному регистратору с заявлением о регистрации права или обременения до предъявления в суд иска, направленного на оспаривание зарегистрированного права, не может расцениваться как несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, связанного с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров.

В силу ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Перечень способов защиты нарушенных прав и интересов содержится в ст. 12 ГК РФ. Одним из способов защиты нарушенного права является признание права судом.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ юридические лица и граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Право избрания того или иного способа защиты права принадлежит исключительно соответствующему заинтересованному лицу.

При этом согласно ст. 10 ГК РФ и ст. 41 АПК РФ стороны должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и осуществлять свои права в гражданских правоотношениях разумно и добросовестно, не допуская злоупотребления или в любой форме.

Поэтому, по смыслу названных норм, а также в соответствии с требованиями ст. 65 АПК РФ лицо, обратившееся за защитой нарушенного права, должно подтвердить наличие права, за защитой которого оно обратилось.

Согласно постановлению Администрации Ростовской области № 88 от 18 февраля 2004 года «Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области» (копия прилагается) защита имущественных интересов Ростовской области является основной задачей Министерства.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации №122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ (п. 59 ППВС РФ и ПВАС РФ №10/22).

В силу ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Перечень способов защиты нарушенных прав и интересов содержится в ст. 12 ГК РФ. Одним из способов защиты нарушенного права является признание права судом.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ юридические лица и граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Право избрания того или иного способа защиты права принадлежит исключительно соответствующему заинтересованному лицу.

При этом согласно ст. 10 ГК РФ и ст. 41 АПК РФ стороны должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и осуществлять свои права в гражданских правоотношениях разумно и добросовестно, не допуская злоупотребления или в любой форме.

Поэтому, по смыслу названных норм, а также в соответствии с требованиями ст. 65 АПК РФ лицо, обратившееся за защитой нарушенного права, должно подтвердить наличие права, за защитой которого оно обратилось.

Согласно постановлению Администрации Ростовской области № 88 от 18.02.2004 «Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области» защита имущественных интересов Ростовской области является основной задачей Министерства.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, утвержденного постановлением администрации Ростовской области 18.02.2004 № 88 (далее - министерство), министерство является областным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Ростовской области, а также полномочия по финансовому оздоровлению предприятий и организаций области.

Министерство осуществляет в установленном порядке, в том числе, учет государственного имущества Ростовской области, ведение Реестра государственного имущества Ростовской области и выдачу выписок из указанного реестра (п. 2.3 положения).

Государственное имущество может передаваться в аренду в отношении предприятий как имущественных комплексов, в доверительное управление юридическим лицам, в безвозмездное пользование федеральным и муниципальным учреждениям и иным некоммерческим организациям, а также в порядке приватизации. При этом, указанные действия возможны только уполномоченным органом, которым является Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организация Ростовской области.

В отношении спорных объектов отсутствуют притязания со стороны ответчика и третьих лиц.

Таким образом, спорные объекты не являются объектами конкурирующих прав на них со стороны третьих лиц.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные нрава на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Государственная регистрация представляй собой действие, завершающее юридический состав, определяющий возникновение и переход вещных прав на недвижимые вещи. При этом одним из оснований государственной регистрации, согласно требованиям ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является решение суда, вступившее в законную силу.

Основанием для государственной регистрации прав, согласно требованиям ст. 17, 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является документ (совокупность документов), бесспорно свидетельствующий о принадлежности определенного объекта недвижимости определенному в них лицу. Отсутствие у общества документа, подтверждающего наличие соглашения о передаче спорного объекта, препятствует в данном случае государственной регистрации, но не исключает возможности признания такого права посредством судебного решения.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

В связи с тем, что фактически между сторонами отсутствует спор в отношении объектов, являющихся предметом иска, и обращение Минимущества Ростовской области в арбитражный суд с настоящим иском не связано с наличием противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, у суда отсутствуют основания для отнесения на последнего расходов по уплате госпошлины по иску.

Руководствуясь статьями 156, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать право собственности субъекта Российской Федерации - Ростовской области на объекты недвижимого имущества:

- Газопровод среднего давления по ул. Ленина, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, с. Семибалки, ул. Ленина, ул. Студенческая, ул. Бебеля, общей протяженностью 2474,51 м;

- Газопровод среднего давления к котельной школы №5 по ул. Свердлова, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, г. Азов, ул. Свердлова, общей протяженностью 277 м.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ф.Ф. Ерёмин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-25435/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 12 января 2011

Поиск в тексте