АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 января 2012 года  Дело N А53-25602/2011

Резолютивная часть решения объявлена  "12" января 2012.

Полный текст решения изготовлен  "12" января 2012.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапицкой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта)

к индивидуальному предпринимателю Алавердову Александру Николаевичу (ИНН 644000331919, ОГРНИП 304614036300080)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

лицо, привлекаемое к административной ответственности: индивидуальный предприниматель Алавердов Александр Николаевич (ИНН 644000331919, ОГРНИП 304614036300080),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился;

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель не явился,

установил: Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЮМТУ Росстандарта) (далее -Управление) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Алавердова Александра Николаевича (далее - предприниматель) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Предприниматель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил, направил в адрес суда ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

10 ноября 2011 года сотрудниками Управления на основании распоряжения от 09.08.2011г. № 01-30/1948 проведена плановая выездная проверка соответствия производимой предпринимателем продукции или связанных с требованиями к ней процессов хранения, реализации обязательным требованиям, технических регламентов (стандартов) на объекте, расположенном по адресу: Ростовская область, г.Азов, ул. Мира,102.

В результате проверки выявлено, что информация для потребителя, представленная на этикетках для козинак, производимых предпринимателем, не соответствует обязательным требованиям раздела 3 пункта  4.7 ГОСТР 51074-2003, а именно: в наименовании указано «в шоколадной глазури» в составе продукта на этикетке «кондитерская глазурь»; в наименование указано «Козинак кунжутный в шоколадной глазури» вместо «Козинак глазированный «Арбелина» из кунжута» в соответствии с ассортиментом, перечисленным в п. ТУ 9729-001-0122335546-2005;  неправильно указан изготовитель: «кондитерская фабрика Алавердов» вместо «ИП Алавердов А.Н.»;  указано «срок хранения и годности» вместо «срок годности»; пищевая энергетическая ценность не соответствует сведениям, приведенным в приложении Б ТУ 9729-001-0122335546-2005: белки-12 г. вместо 4,2 г.; жир - 40,7 г. вместо 30,3 г.; углеводы - 40,3 г. вместо 52,5 г; энергетическая ценность - 571,23 ккал вместо 490,0 ккал; на этикетке не указанна масса нетто продукции; в адресе не указан почтовый индекс.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.11.2011 № 07-30/111, протоколе технического осмотра от 10.11.2011, протоколе взятия проб, образцов от 10.11.2011, протоколе ареста от 10.11.2011. Продукция - козинак кунжутный в шоколадной глазури, упакованный в гофротару, масса нетто  2,5 кг, в количестве 7,5 кг., дата изготовления 19.10.2011, на сумму 877,50 рублей, арестована по протоколу ареста от 10.11.2011г. и находится на ответственном хранении у индивидуального предпринимателя Алавердова Александра Николаевича, по адресу: Ростовская область, г.Азов, ул. Мира,102.

В связи с выявленными нарушениями 23.11.2011 было вынесено предписание № 07-33/63, согласно которому, предпринимателю необходимо в срок до  19.12.2011 устранить допущенные им нарушения.

Старшим государственным инспектором Управления в отношении предпринимателя 23.11.2011 составлен протокол об административном правонарушении № 07-34/96 по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (лист дела 7).

Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от предоставления продукции, документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного этой нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов.

Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.

В соответствии со статьями 6 и статьей 7 Федерального закона № 184-ФЗ, защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ).

Таким образом, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности продукции, являются обязательными к исполнению.

Отклонение от обязательных требований стандартов в процессе производства и реализации продукции посягает на государственный режим государственного регулирования безопасности продукции в сфере порядка управления и влечет применение административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях находится в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления». Правонарушения, указанные в диспозиции части 1 статьи 19.19 Кодекса и регулируемые главой 19 указанного Кодекса, могут являться основанием для привлечения к административной ответственности лишь в случае выявления в их составе нарушений против порядка управления. Данная норма устанавливает ответственность только должностных и юридических лиц. Эта норма предусматривает ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации продукции (а не продажу товара). Субъектом в этом случае выступает поставщик либо производитель продукции.

Таким образом, исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее поставке и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности.

Требования к пищевым продуктам установлены ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. ОТ» (далее - ГОСТ Р 51074-2003). В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 51074-2003 изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В силу пункта 3.2. ГОСТ Р 51074-2003 информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 51074-2003 текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.

В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ Р 51074-2003 информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Пунктом 4.7 ГОСТ Р 51074-2003 на продуктах переработки зерна: мука, крупа, хлопья, толокно, пищевые отруби, должна содержаться следующая информация для потребителя: наименование продукта (например, для муки: ржаная, рисовая, ячменная, кукурузная, гречневая, пшеничная хлебопекарная, пшеничная блинная и т.д.); сорт или номер (при наличии), тип семян; наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);  товарный знак изготовителя (при наличии);  масса нетто; состав продукта (кроме однокомпонентных продуктов); пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; для витаминизированной пшеничной хлебопекарной муки высшего и первого сортов слово "ВИТАМИНИЗИРОВАННАЯ" (крупным шрифтом); пищевая ценность; дата изготовления (дата фасования); условия хранения; срок хранения; срок годности для хлопьев кукурузных, пшеничных, рисовых и геркулеса; обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия; информация о наличии ГМО (при содержании генетически модифицированного компонента в количестве, превышающем установленную норму). Такую же информацию наносят на ярлыки, прикрепленные к мешкам.

Как следует из материалов дела, предпринимателем произведен козинак кунжутный в шоколадной глазури, который не соответствует обязательным требованиям ГОСТ Р 51074-2003 в части маркировки продукции, а именно:  в наименовании указано «в шоколадной глазури» в составе продукта на этикетке «кондитерская глазурь»;  наименование указано «Козинак кунжутный в шоколадной глазури» вместо «Козинак глазированный «Арбелина» из кунжута» в соответствии с ассортиментом, перечисленным в п. ТУ 9729-001-0122335546-2005; неправильно указан изготовитель: «кондитерская фабрика Алавердов» вместо «ИП Алавердов А.Н.»;  указано «срок хранения и годности» вместо «срок годности»; пищевая энергетическая ценность не соответствует сведениям, приведенным в приложении Б ТУ 9729-001-0122335546-2005: белки-12 г. вместо 4,2 г.; жир - 40,7 г. вместо 30,3 г.; углеводы - 40,3 г. вместо 52,5 г; энергетическая ценность - 571,23 ккал вместо 490,0 ккал; на этикетке не указанна масса нетто продукции;  в адресе не указан почтовый индекс.

Как было указано выше, предприниматель является производителем продукции и должен соблюдать обязательные требования ГОСТ Р 51074-2003.

Факт несоответствия хранимой и реализуемой предпринимателем (производителем) продукции требованиям ГОСТ Р 51074-2003, подтверждается актом проверки от 10.11.2011г. 07-30/11, протоколом технического осмотра от 10.11.2011, протоколом взятия проб, образцов от 10.11.2011, протоколе ареста от 10.11.2011 и иными материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, выявленные нарушения административным органом были квалифицированы правильно, как нарушение требований государственных стандартов, за которое ответственность предусмотрена частью 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного предпринимателю правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование Управления подлежит удовлетворению.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствии предпринимателя, извещенного надлежащим образом, что подтверждается текстом телеграммы и телеграммой, полученной предпринимателем (л.д. 10, 11).

В соответствии с абзацем 4 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении  лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной  ответственности последние обязан учитывать.

В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении предпринимателя к ответственности за аналогичное правонарушение. Предприниматель признал вину и выявленные нарушения обязался устранить.

Суд считает, что вышеназванные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии смягчающего ответственность предпринимателя обстоятельства.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.

Согласно части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административное наказание в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Таким образом, суд пришел к выводу о возможности наложения на предпринимателя минимального административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  в виде предупреждения с конфискацией предметов административного правонарушения.

Применение судом административного наказания именно в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

До 18.01.2011 в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 08.12.2011 № 160-ФЗ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к подведомственности арбитражных судов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.2 частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя Алавердова Александра Николаевича (ИНН 644000331919, ОГРНИП 304614036300080), проживающего по адресу: Ростовская область, город азов, ул.Привокзальная, 31 кв. 35, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Конфисковать продукцию козинак кунжутный в шоколадной глазури, упакованный в гофротару, масса нетто  2,5 кг, в количестве 7,5 кг., дата изготовления 19.10.2011, на сумму 877,50 рублей, арестованную по протоколу ареста от 10.11.2011г. и находящуюся на ответственном хранении у индивидуального предпринимателя Алавердова Александра Николаевича, по адресу: Ростовская область, г.Азов, ул. Мира,102.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, с учетом оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья  Ю.Ю. Андрианова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка