• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 28 января 2010 года  Дело N А53-25603/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2010г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Лусегеновой З.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Лусегеновой З.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ДОАО «Управление производственно-технологической комплектации»

к ответчику: ОАО «Российские железные дороги» в лице Филиала «Северо-Кавказской железной дороги»

о взыскании 13822 руб. 99 коп.

при участии:

от истца: представитель не явился;

от ответчика: представитель Колпикова Г.И. (доверенность в деле)

Суд установил: В судебном заседании рассматривается исковое заявление ДОАО «Управление производственно-технологической комплектации» к ОАО «Российские железные дороги» в лице Филиала «Северо-Кавказской железной дороги» о взыскании 13822 руб. 99 коп., в том числе 3 784 руб. 97 коп. - за перебор сбора за пользование вагонами, 10038 руб. 02 коп. - платы, взысканной по актам общей формы за период январь-май 2009г. за простаивание вагонов, не принадлежащих ответчику.

Ответчик представил в судебное заседание письменный отзыв, которым просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст.156 АПК РФ спор рассматривается по существу в отсутствие представителя истца.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что между ОАО «Российские железные дороги» в лице, структурного подразделения филиала «Северо-Кавказская железная дорога» (перевозчиком) и ДОАО Управления производственно-технологической комплектации (владельцем) заключен договор № 83/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ДОАО Управления производственно-технологической комплектации при станции Буденновск Северо-Кавказской железной дороги от 11.11.2005г. (в редакции, изложенной в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 г., по делу № А63-8370/06-С1), которым регулируются отношения, связанные с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ДОАО Управления производственно-технологической комплектации, при станции Буденновск.

По условиям договора, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Буденновск; дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки (п. 7 договора). В пункте 16 установлено, что неоплачиваемое технологическое время, связанное подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца, составляет 3 часа 17 минут.

В связи с тем, что перевозчик списал с лицевого счета истца в ТехПД плату за пользование вагонами в период - июнь, июль, август текущего без учета технологического времени, предусмотренного договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути. В результате перебор сбора за пользование вагонами в период январь-май 2009г. составил 3 784 руб. 97 коп.

22 июня 2009 года истцом в адрес ОАО «РЖД» была направлена претензия, с просьбой к ответчику перечислить истцу на лицевой счет № 8138303 в Тех ПД-1 незаконно списанную сумму. Однако требование истца ответчик оставил без ответа и удовлетворения.

В связи с чем истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика в пользу истца 3 784 руб. 97 коп. - перебор платы за пользование вагонами в период январь-май 2009г.

Суд считает, что исковые требования в части взыскания 3 784 руб. 97 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца этого пути, между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. В этом случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки. При этом время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи перевозчику (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

В соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно быть оговорено технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест.

Согласно пункту 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом МПС России от 29.09.2003 г. № 67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест.

Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцу железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с указанных мест. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную этим владельцем перевозчику.

Правило статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.

Поскольку вагоны, предназначенные ветвевладельцу как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом ветвевладельца, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с этих мест.

Время на выполнение таких операций в силу пункта 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами. Их продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Таким образом, с владельца железнодорожного пути необщего пользования в случае совпадения в одном лице владельца, грузоотправителя или грузополучателя взимается плата за пользование вагонами за все время нахождения вагонов на подъездном пути, из которого подлежит исключению время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборкой вагонов с этих мест. Его продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. А поскольку в п. 16 договора № 83/3 указано, что неоплачиваемое технологическое время, связанное подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом владельца, составляет 3 часа 17 минут, то взимание ОАО «РЖД» с ДОАО УПТК платы за пользование вагонами без исключения данного технологического времени необоснованно.

Требования истца о взыскании с ответчика 10038 руб. 02 коп. - платы, взысканной по актам общей формы за период январь-май 2009г. за простаивание вагонов, удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

Согласно статье 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

Статьей 62 УЖТ РФ установлен порядок исчисления платы за пользование вагонами, вносимой в соответствии со статьей 39 Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику за пользование вагонами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику (часть первая), и владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату (часть 2 ст. 62).

При этом, в соответствии со статьей 55 УЖТ РФ на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования необходимо заключение отдельного договора, в котором должно быть установлено предоставление неоплачиваемого технологического времени.

Исходя из содержания положений части 2 статьи 62 Устава, владелец железнодорожных путей необщего пользования оплачивает время за пользование вагонами за минусом установленного договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки вагонов, только в том случае, когда владелец пути необщего пользования не является одновременно грузополучателем, грузоотправителем. Когда владелец пути необщего пользования и грузополучатель выступают в одном лице, бесплатное технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки вагонов не предоставляется.

Изложенное выше не позволяет согласиться с утверждением истца о том, что в случае совпадения в одном лице владельца пути необщего пользования и грузополучателя, грузоотправителя плата за пользование вагонами должна быть исчислена с учетом технологического времени, указанного в п.16 договора № 83/3 от 11.11.2005г. В данном случае п.16 договора применению не подлежит, так как в пунктом 18 договора предоставление вагонов истцом контрагентам вообще исключено.

На основании изложенного требования истца не основаны и противоречат заключённому между сторонами договору на эксплуатацию пути необщего пользования № 83/3 от 11.11.2005г.

В соответствии с вышеуказанным договором № 83/3 от 11.11.2005г. сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Будённовск. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом ДОАО «УПТК».

Грузополучатель ДОАО «УПТК» получает строительные грузы маршрутными отправками, соответственно пользуясь при оплате тарифа скидкой на маршрут.

В соответствии с п. 2.5 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003г. №28, зарегистрированным в Минюсте 19.06.2003г. маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе и длине.

Из этого следует, что истец в своих взаимоотношениях с грузоотправителем не учитывал свой фронт погрузки-выгрузки вагонов, в результате чего допустил сверх нормативное простаивание вагонов, что обоснованно повлекло на основании ст. 39 ФЗ «УЖТ РФ» списание с его лицевого счета платы за пользование вагонами.

Таким образом, вагоны простаивали на станции Будённовск по причине, не зависящей от ответчика.

Фронт выгрузки истца согласно договора составляет 10 вагонов. При подаче на подъездной путь десяти вагонов - остальные стоят на путях станции в ожидании освобождения фронта выгрузки. В соответствии со ст. 39 ФЗ «УЖТ РФ» за время нахождения вагонов на станционных путях в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев таких путей, на основании акта общей формы, взимается плата за пользование вагонами по ставкам таблицы №9 Тарифного руководства №2. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что акты общей формы, по которым производилось начисление платы за пользование вагонами, и которые подтверждают факт простоя вагонов, подписаны истцом без возражений.

Кроме того, акты общей формы, составленные в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003г. №45 (номер в Минюсте 4856), истцом не опровергнуты.

Расходы по оплате госпошлины суд в порядке ст. 110 АПК РФ относит на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» в пользу ДОАО «Управления производственно-технологической комплектации» 3 784 руб. 97 коп. - переплаты в связи с неучтенным технологическим временем; 155 руб. государственной пошлины.

В остальной части иска - отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья З.С. Лусегенова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-25603/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 28 января 2010

Поиск в тексте