АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2011 года  Дело N А53-25813/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «14» февраля 2011.

Полный текст решения изготовлен  «16» февраля 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Южного Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к открытому акционерному обществу «Целинское АТП»

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя - представитель Гаевский С.В. по доверенности от 07.12.2010 № 01;

от заинтересованного лица -  представитель не явился;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению Южного Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к открытому акционерному обществу «Целинское АТП» о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за несоблюдение лицензионных требований.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя общества.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, суд установил следующее.

10.12.2010 по адресу: Ростовская область. Целинский район. п.Целина. ул. 1-я линия, 252, при проведении плановой выездной проверки хозяйствующего субъекта - ОАО «Целинское АТП», осуществляющего свою деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС-61-0091830 от 04.02.2003, сроком действия до 12.03.2013, выявлено совершение юридическим лицом ОАО «Целинское АТП», в лице генерального директора Останко Сергея Егоровича административного правонарушения, а именно: допущено нарушение (невыполнение) лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек:

1. Автотранспортные средства ПАЗ-4234, гос.номер AM 206 61 rus; ПАЗ-4234, гос.номер AM 208 61 rus; ПАЗ-4234, гос.номер AM 210 61 rus; ПАЗ-4234, гос.номер М 211 61 rus; ПАЗ-4234, гос.номер AM 212 61 rus; ПАЗ-4234, гос.номер AM 214 61 rus эксплуатируются на регулярных автобусных маршрутах без (действующих) лицензионных карточек, что подтверждается объяснением заместителя генерального директора ОАО «Целинское АТП» Жмаева СВ., путевыми листами № 2062, № 2064 от 05.12.2010 и № 2070, № 2071, № 2073, № 2074 от 06.12.2010, а также выпиской списка машин владельца лицензии ОАО «Целинское АТП» по состоянию на 07.12.2010 из базы данных ЮУГАДН, чем нарушены требования п.4.1.Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995, п.2.4. приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», пункта 4(б,з) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек».

2. Выписка из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка) транспортного средства ПАЗ-3205, гос.номер 79-37РДЧ, выведенного из состава транспортных средств, используемых лицензиатом для перевозок пассажиров не возвращена лицензиатом в лицензирующий орган, что также подтверждается объяснением заместителя генерального директора ОАО «Целинское АТП» Жмаева СВ., выпиской списка машин владельца лицензии ОАО «Целинское АТП» по состоянию на 07.12.2010 из базы данных ЮУГАДН и справкой о наличии и использовании подвижного состава ОАО «Целинское АТП» по состоянию на 07.12.2010г. Требования пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» не выполняются.

3. Генеральный директор ОАО «Целинское АТП» Останко С.Е. не имеет специального профильного образования. Обучение по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» в объеме 82 часов не пройдено. Квалификационная подготовка Останко С.Е. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ № 75 от 22.06.1998. Требования пункта 4(Д) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 «Об  утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» не соблюдаются. Обучение по программе «Подготовка и переподготовка специалистов по безопасности движения на автомобильном транспорте» в объеме 42 часов не пройдено. Аттестация Останко С.Е. в комиссии ЮУГАДН на соответствие с занимаемой должностью не проводилась, что является нарушением требований совместного приказа Минтруда и Минтранса РФ № 13/11 (п.2.) от 11.03.1994, п.2.2. Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995 и п.2.2. приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте».

4. Закрепление обязанностей, возложение ответственности за обеспечение требований безопасности дорожного движения, осуществление контроля за их исполнением за конкретными должностными лицами и работниками ОАО «Целинское АТП» не организовано. Должностные инструкции разработаны не для всех работников, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения. Для проверки не предоставлена должностная инструкция на генерального директора ОАО «Целинское АТП». Требования п.2.2. приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» и п. 4(6) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» не соблюдаются.

5. Ежегодные занятия по повышению профессионального мастерства водителей по 20-и часовой утвержденной программе РД-26127100-1070-01 проведены не со всеми. Для проверки не предоставлены документы, подтверждающие проведение занятий по повышению профессионального мастерства с водителем Добрыниным В.И. Требования п.3.4.2 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995, п. 2.3.5 приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», ст.20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ и п. 4(б, в) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек»  не соблюдаются.

6.  Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей, проводятся медработником Сивашовой Л.С. Медработник Сивашова Л.С., специальное обучение по 36 часовой программе подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, не проходила. Помещение для проведения предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей не оснащено следующими медицинскими приборами: прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2шт.; алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2шт., экспресс-тесты на наркотики - 10шт.; шпатели медицинские -10шт. Отсутствует оборудованная комната для отбора биологических средств. Учет отстраненных от работы водителей по результатам предрейсового медицинского осмотра не ведется. Из этого следует, что предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей ОАО «Целинское АТП» проводятся формально, не смотря на то, что в представленных путевых листах имеются соответствующие отметки медработника. Требования письма Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 510/9468-03-32, п.3.3.3. Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.031995 № 27 и п. 4(6, в) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек»  не соблюдаются.

7. Проведение специального инструктажа, предусмотренного Положением, введённого в действие Министерством Автомобильного транспорта РСФСР 20.01.1986 (РД-200-РСФСР-12-0071-8609) не организовано в соответствии с требованиями. Так, согласно данных журнала специального инструктажа, водители не обеспечены необходимой оперативной информацией об изменении правил дорожного движения (с 20.11.10г.), а также о внезапных изменениях погодных условий. Таким образом, водители не обеспечены необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте перевозок. Требования п.3.4.1 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995, п.2.3.4 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» и пункта 4 (б) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок  пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» не соблюдаются.

8. Контрольно-технический пункт оборудован осмотровой канавой, которая находится в аварийном состоянии. Для проведения контроля технического состояния транспортных средств, КТП не укомплектовано специальным инструментом. Технологические карты осмотра АТС с указанием необходимого времени для проведения каждой операции отсутствуют. Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, отсутствует. Таким образом, установлено, что контроль технического состояния автотранспортных средств перед выездом на линию и при возвращении в гараж осуществляется формально. Требования п.5. ГОСТ Р 51709-2001

«Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» не соблюдаются. Так 07.12.2010 при осмотре транспортных средств, при возвращении с маршрута перевозок в гараж в присутствии заместителя генерального директора Жмаева С.В. установлены факты допуска АТС к перевозкам пассажиров, не отвечающих требованиям п.4.7.2. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», а именно на АТС марки ПАЗ-4234, гос.номер AM 206 61 rus (путевой лист № 2075 от 07.12.2010); ПАЗ-4234, гос.номер AM 208 61 rus (путевой лист № 2077 от 07.12.2010); ПАЗ-3205, гос.номер М 815СР 61rus (путевой лист № 2081 от 07.12.2010) имеются трещины ветрового стекла АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя. В представленных путевых листах № 2075, № 2077, № 2081 от 07.12.2010 имеются отметки механика о выпуске и принятии автобуса в технически исправном состоянии, т.е. контроль технического состояния АТС при выезде на линию и по возвращению в гараж в данном случае проводился формально. Кроме этого выявлены нарушения экипировки транспортных средств:

-  внутри транспортных средств марки ПАЗ-4234, гос.номер AM 206 61 rus (путевой лист № 2075 от 07.12.2010); ПАЗ-4234, гос.номер AM 208 61 rus (путевой лист № 2077 от 07.12.2010); ПАЗ-3205, гос.номер М 815СР 61rus (путевой лист № 2081 от 07.12.2010) отсутствуют указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; отсутствуют правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

-  внешняя экипировка транспортных средств не соответствует требованиям, а именно, на АТС марки ПАЗ-4234, гос.номер AM 206 61 rus (путевой лист № 2075 от 07.12.2010); ПАЗ-4234, гос.номер AM 208 61 rus (путевой лист № 2077 от 07.12.2010); ПАЗ-3205, гос.номер М 815СР 61rus (путевой лист № 2081 от 07.12.2010) отсутствует указатель маршрута на заднем окне транспортного средства Требования п.4.7.2. ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», Требования п.2.5., 2.5.5 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», требования Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (п.29, п.33, п.37) «Об утверждении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и требования п.4 (а,б,в) Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» не соблюдаются.

9. В штате предприятия отсутствуют автослесари, имеющие квалификацию, необходимую для выполнения работ по техническому обслуживанию транспортных средств. Проверкой фактического выполнения работ по техническому обслуживанию установлено, что на момент проверки, плановое техническое обслуживание автобусов, проводится в соответствии с графиком проведения ТО-1, ТО-2. Техническое обслуживание автотранспорта осуществляется водителями автобусов, не имеющими необходимой квалификации для проведения работ по техническому обслуживанию АТС. Для проверки предоставлен журнал учета проведения ТО-1, ТО-2 и листки учета технического обслуживания и ремонта АТС, из которых установлено, что в ОАО «Целинское АТП» работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных не проводятся в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Так, из листков учета на ТО и ремонт АТС и журнала учета проведения ТО-1 и ТО-2 видно следующее: 16.11.2010 автомобиль марки ПАЗ 4234, гар. № 16 находился на ТО-1, а согласно путевому листу № 1945 от 16.11.2010 на нём осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по городскому маршруту № 1; 18.11.2010 автомобиль марки ПАЗ 4234, гар .№ 18 находился на ТО-1, а согласно путевому листу № 1958 от 18.11.2010 на нём осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по городскому маршруту № 2. Требования Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, требования п.2.5.2. приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», требования п.4.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995, требования п.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, требования ст. 18 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995 и требования п. 4 (б,и) Постановления Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» не выполняются.

По данному факту в отношении общества 10.12.2010 был составлен протокол об административном правонарушении № 70 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении и прилагаемые материалы направлены в арбитражный суд ростовской области для рассмотрения по существу.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Выявленные нарушения не соответствуют требованиям статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196 от 10.12.1995, пунктам 2.2 и 4.10 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997, , а также подпунктам «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В данном случае лицензионные требования и условия установлены п. 4 Положения  «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденного Постановлением Правительства РФ  30.10.2006г. № 637, к которым относятся следующие положения:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

ОАО «Целинское АТП» имеет лицензию АСС-61-0091830 от 04.02.2003, сроком действия до 12.03.2013.

В соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации владелец лицензии обязан: обеспечивать наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по  обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм, не допускать передачу лицензии и лицензионных карточек другому юридическому или физическому лицу.

В данном случае лицензионный вид деятельности обществом осуществлялся без соблюдений требований, установленных лицензией, следовательно, квалификация правонарушения дана лицензирующим органом правильно.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.1. КоАП РФ.

Суд считает, что собранными в ходе административного производства доказательствами полностью доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении 10.12.2010 № 70, пояснениями законного представителя общества о том, что с выявленными нарушениями согласен и обязуется их устранить, а также иными собранными по делу доказательствами.

При таких обстоятельствах суд находит доказанным факт вмененного обществу  правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по ч. 3  ст. 14.1. КоАП РФ правильной, следовательно, заявленные требования Южного управления Государственного автодорожного надзора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.