АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2012 года  Дело N А53-26416/2011

Резолютивная часть решения объявлена  « 15»  марта  2012  г.

Полный текст решения изготовлен  « 15 »  марта  2012  г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Г.Б. Казаченко

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания Стрельниковой  Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску  Общества с ограниченной ответственностью «МАЛМИ» ( ИНН 3443039524, ОГРН 1023402976520 )

к  Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской железной дороги  (ИНН 7708503727,  ОГРН 1037739877295)

о  взыскании  пени за просрочку в доставке порожних вагонов  в сумме 58 595 рублей 54 копейки

при участии:

от истца - представитель  не явился

от ответчика -  представитель  по доверенности  от  20.12.2011 Г. Горошенко И.О.

установил:

В  судебном  заседании рассматривается  исковое  заявление  Общества с  ограниченной ответственностью «МАЛМИ» ( ИНН 3443039524, ОГРН 1023402976520 )

к  Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказской железной дороги  (ИНН 7708503727,  ОГРН 1037739877295)  о  взыскании  пени за просрочку в доставке порожних вагонов  в сумме 58 595 рублей 54 копейки

Представитель истца  в  судебное  заседание  не явился.  О  времени  и месте  рассмотрения  дела  извещен надлежащим  образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Дело  рассматривается  в порядке  ст. 156  АПК РФ  в  отсутствие  представителя  истца,  надлежащим образом  извещенного о времени  и месте  рассмотрения  дела.

Исковые  требования  основаны  на  ст.  97  Устава  железнодорожного транспорта,  которым  предусмотрена ответственность за  просрочку доставки  порожних  вагонов  в  виде  взыскания  пени в размере 9  %.  В  исковом заявлении указано,  что  просрочка  доставки  порожних  вагонов  произошла  по  9  железнодорожным  накладным.   Претензия  об  уплате  пени  ответчиком была  отклонена.

Представитель ответчика  возражал  против  удовлетворения  исковых  требований  по основаниям,  указанным  в письменном отзыве.  Полагал,  что  истец  по спорным  отправкам  является  грузоотправителем  собственных  порожних  вагонов,  а  следовательно  какие - либо  реальные  убытки  в  результате  просрочки  доставки порожних  вагонов  он не несет,  следовательно  сумма  неустойки является  явно несоразмерной  последствиям  нарушения  обязательства.  Кроме  того,  требование  о  взыскании пени направлено  на  стремление  истца  (  грузоотправителя)  получить  необоснованный  доход  фактически в размере  транспортных  расходов  по оплате  услуг  перевозчика  в виде  провозной  платы,  тогда  как  транспортные  расходы  истца  уже  включены  в  плату  за  пользование  вагонами,  получаемую  им с контрагента.  Следовательно,  в данном  случае  пеня  утрачивает  компенсационный  характер и  направлена на восполнение  потерь  кредитора по провозной  плате.

Заслушав пояснения представителя ответчика,  исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим  удовлетворению  частично  по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом  14.04.2011  г. ,  28.04.2011  г.,  06.05.2011  г.,  05.05.2011  г.,  04.05.2011  г.,  16.05.2011  г.,  07.06.2011  г.  Истец  предъявил  Ответчику  к  перевозке вагоны  по  железнодорожным  накладным  №№  ЭЦ 066015, ЭХ 820785,  ЭЦ  473985, ЭЦ 598157, ЭЦ  597848, ЭЦ 575571, ЭЧ 304146, ЭЧ 300006,  ЭШ  305200  (  электронные  накладные,  расчет  л.д.  15 том  1 ) .

В  соответствии с данными  электронными  железнодорожными  накладными  доставка   вагонов  ( порожних)  должна  осуществляться  по маршруту:  от  станции  Новороссийск  СКЖД  до  станции  Шедок  СКЖД;  от станции  Краснодар  -  Сортировочный  СКЖД  до  станции  Шедок  СКЖД,  от  станции  Стачки  СКЖД  до  станции  Шедок СКЖД;  от станции  Ангелинская  СКЖД  до  станции  Шедок  СКЖД.

Доставка  вагонов  должна  была  осуществляться  в срок  до  19.04.2011  г.,  03.05.2011 г., 11.05.2011 г., 09.05.2011 г., 21.05.2011 г. Доставка  вагонов  осуществлена  соответственно  10.05.2011  г.,  18.05.2011  г.,  19.05.2011 г., 23.05.2011 г.,  27.06.2011  г.,  14.06.2011  г.,  в связи с чем  имела  место просрочка  доставки  порожних  вагонов  на  12,  21,  15,  7,  9,  10,  2,  6,  2  сутки.

В  связи с просрочкой  доставки вагонов  истец исчислил ответчику  на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации пеню, которая, по его расчету составила  58 595 рублей 54 копеек .  При  расчете  использовалась  плата  за  перевозку  порожних  вагонов   по  каждой  железнодорожной  накладной, ставка  штрафа  в  размере 9  %  за  1  сутки  просрочки.

В порядке досудебного урегулирования спора истец  направлял  в  адрес  ответчика  претензию  об  уплате  пени  в сумме  58  595  рублей  54  копейки.

Претензия  не  была  удовлетворена  ответчиком (  перевозчиком)  и  в  ответе  на претензию  Ответчик  (  перевозчик)  указал,  что  сумма  пени в размере  58  595  рублей  54 копейки  за  нарушение срока доставки груза  отклоняется  в полном объеме,  так как  продвижению  вагонов  по участку  Тихорецкая  -  Кавказская  -  Армавир  -  Белореченская  препятствовали объективные  причины,  не зависящие  от перевозчика,  а  именно:  увеличен  вагонопоток  в  продвижении  грузовых  отправок  по  главным  направлениям  дороги Армавир -  Белореченская - Туапсе  в  связи с доставкой  грузов  на олимпийские  объекты.

Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке предусмотрена статьей 793 ГК РФ, а также статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в соответствии с которыми за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Пунктами 6, 6.3 данных Правил предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в определенных случаях, в том числе задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического и коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.

Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

В силу статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. № 27 (далее - Правила), сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются:

- на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1 Правил);

- на 2 суток - при перевозке грузов на расстояние до 1000 км, 3 суток - при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах (пункт 5.8 Правил);

- на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9 Правил);

- на 1 сутки - при перевозке опасных грузов (пункт 5.12 Правил).

Согласно пункту 6.4 Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

Согласно абзаца 2 пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

На основании пункта 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003г., в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.

О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

В графе накладной «Отметки перевозчика» и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: «Груз задержан на станции (указывается станция) для (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на (количество) сутки, о чем составлен акт общей формы № ___ от (дата)». Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.

Кроме того, в соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, который передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю при раскредитовании перевозочных документов.

В материалы дела не представлены акты общей формы и другие документы, содержащие сведения о задержке спорных вагонов на станции. Отсутствуют доказательства вручения указанных актов общей формы грузополучателю на станции назначения.

Согласно статье 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур. В материалы дела не представлены подобные уведомления.  Также  не представлено и решение  руководителя  федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.

Таким образом,  увеличение  вагонопотока  не  является  основанием  ни для  освобождения  от  уплаты  пени,  ни для  снижения  его размера. Кроме того, железной дорогой  не  доказано, что  задержка доставки порожних вагонов  ввиду  увеличения  вагонопотока  имела  место  по  независящим от перевозчика причинам.

Между тем, в силу положений ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, бремя доказывания отсутствия вины перевозчика,  ложится в данном случае на перевозчика.

Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Специальные нормы установили порядок оформления доказательств отсутствия вины перевозчика, который не был им соблюден  ввиду  непредоставления  актов  общей  формы.

Ссылку  представителя  ответчика  (  перевозчика)  на то обстоятельство,  что  у  истца  не могли  возникнуть негативные  последствия  ввиду  несвоевременной  доставкой  вагонов,  поскольку  данные вагоны  являлись  порожными  и не принадлежащими  перевозчику,  суд  считает  ошибочным,  так  как  ст.  97 УЖД  предусматривает  начисление  пени  за  просрочку  доставки  грузов  или не принадлежащих  перевозчику, а принадлежащих грузоотправителю  собственных  порожних  вагонов.  Более того,  суд  полагает,  что  просрочка  доставки  порожних  вагонов  принадлежащих  ООО «Малми»  (  грузоотправителю )  могла  способствовать  невозможности  использования  указанных  вагонов  в  предпринимательских  целях,  получать прибыль  от использования  данных вагонов  и от сдачи  их  в  аренду.

Довод  представителя  ответчика  о том,  что  предъявленная  истцом  ко  взысканию  сумма  не носит  компенсационный  характер,  а направлена  исключительно  на  погашение  провозной  платы  и транспортных  расходов,  суд  считает  не имеющим  правового значения,  поскольку  материалами  дела  подтверждается  просрочки  исполнения  обязательства  по  доставке порожних вагонов  в  согласованные  в  железнодорожных  накладных  сроки,  а  следовательно имеются  основания  для  начисления  пени.

Учитывая, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств выполнения им необходимых действий в соответствии с требованиями статьи 20 УЖТ РФ, а также доказательств того, что задержка вагона возникла по независящим от перевозчика причинам, суд, установив просрочку доставки  вагонов проверив расчет предъявленной суммы, пришел к выводу о  том,  что  истец обоснованно  предъявил в  суд  требование  о взыскании с  ответчика в пользу  истца  пени  в сумме  58  595  рублей  54 копейки.

Вместе с тем, суд считает необходимым указать следующие  обстоятельства,  являющиеся  основанием  для  уменьшения  пени.

Установленные статьей 97 Устава железнодорожного транспорта пени являются мерой имущественной ответственности, поэтому суд вправе применить к перевозчику правила об ответственности, в том числе и регулирующие вопросы снижения ее размера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод конкретного лица в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона такого его условия, как размеры неустойки - они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.