АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2012 года  Дело N А53-27248/2011

Резолютивная часть решения оглашена «14»  марта  2012 года.

Полный текст решения изготовлен  «21»  марта  2012 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи  Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Батайское» (ИНН 6101001530 ОГРН 1026100515990)

о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2011 № 02-61-1097/2011 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.11.2011;

при участии:

от заявителя: Федорова С.Б. (доверенность от 29.12.2011 № 45, паспорт);

от заинтересованного лица: Пушков И.В. (доверенность от 10.01.2012 № 67, удостоверение 61 № 0015);

установил:

открытое акционерное общество «Батайское» (далее по тексту - ОАО «Батайское», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2011 № 02-61-1097/2011 Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Ростовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.11.2011.

Представитель заинтересованного лица просил приобщить к материалам дела дополнение к отзыву на заявление. Документ приобщен судом к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица также ходатайствовал о приобщении к материалам дела копий письма в адрес руководителя Управления Россельхознадзора по РО Карамзина А.П. от 13.02.2012  № 81 и акта от 01.02.2012. Заявитель возражал против приобщения к материалам дела указанных документов.

Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица, суд определил приобщить представленные документы к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему, указал на отсутствие события правонарушения в случаях, указанных в пунктах 1, 5, 6, 7, 11 оспариваемого постановления; не являются противоправными факты, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 10, 12 указанного акта, при этом сослался на предварительное заключение Управления Роспотребнадзора по Ростовской области от 06.08.2011. Кроме того, полагает, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности по фактам, изложенным в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 постановления. Также указал на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, в частности, на то, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя ОАО «Батайское» - Генерального директора Управляющей организации ООО «ГРУППА АГРОКОМ» Щемелева А.Н. при отсутствии данных о его надлежащем извещении о дате, времени и месте вынесения указанного постановления.

Представитель Управления Россельхознадзора по Ростовской области возражал против удовлетворения заявленного требования, просил суд в его удовлетворении отказать. Пояснил, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальные нормы законодательства соблюдены.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующее.

В результате проведенной в период с 08.11.2011 по 10.11.2011 Азовской межрайонной прокуратурой на основании информации Управления Россельхознадзора по РО о возникновении очага АЧС на СТФ № 3 ОАО «Батайское» с привлечением специалистов отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по РО проверки соблюдения требований ветеринарного законодательства РФ в отношении ОАО «Батайское» установлено, что на данном предприятии, осуществляющем деятельность по содержанию, разведению и откорму свиней, допускаются нарушения вышеуказанных требований ветеринарного законодательства, а именно:

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 1.6 Правил, территория СТФ № 3 ОАО «Батайское» не отделена от населенного пункта санитарно-защитной зоной 500 м, расположена непосредственно в п. Суходольск Азовского района, предоставленная исполнительным директором ОАО «Батайское» Кириаковым К.Н. копия «Проекта обоснования расчетных границ санитарни-защитной зоны для СТФ № 1 ОАО «Батайское», выполненного в 2010г. ООО «Эко-Юг», не имеет отношения к СТФ № 3 данного предприятия;

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 2.2 Правил, п. 6.8 «Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002г. № 13-5-2/0525, все действующие дезинфекционные барьеры на СТФ №№ 1,2,3 ОАО «Батайское» не имеют подогрева дезинфицирующего раствора при минусовых температурах;

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 12 ч. 3.1 раздела 3 «Норм технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских хозяйств НТП-АПК 1.10.07.001-02», утвержденных МСХ РФ 27.12.2002, введенных в действие с 01.01.2003, при въезде на территорию кормосклада, расположенную отдельно от других производственных зон предприятия в п. Суходольск, отсутствует дезинфекционный барьер, возможен доступ посторонних лиц на территорию кормосклада, что подтверждается имеющимися в материалах дела фотоприложениями №№ 1, 2, 3;

- в нарушение п. 1.9 «Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002 № 13-5-2/0525, отсутствуют акты о проведении дезинфекционных обработок автотранспорта, доставляющего комбикорма в кормосклад, а также акты дезинфекционных обработок внутрихозяйственного транспорта, используемого, в том числе, для вывоза зоотехнического и ветеринарного брака свиней, отправляемого на убой, с территории ферм, представленная исполнительным директором ОАО «Батайское» Кириаковым К.Н. копия «Книги регистрации проведения дезобработок а/транспорта», начатая 18.08.2010, не содержит информации о способе дезинфекции, наименовании дезинфицирующего средства и его фактическом расходе, что не позволяет достоверно определить эффективность проводимых дезобработок автотранспорта;

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», пп. 3.2-3.4 Правил, санитарный пропускник расположен на территории СТФ № 3, а не на линии ограждения, имеется возможность прохода в производственную зону СТФ № 3 без прохождения через санитарный пропускник, что подтверждается фотоприложением № 4;

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 7.2 Правил, не представлен план дезинфекционных работ, предусматривающий сроки проведения, методы и режимы дезинфекции основных производственных и подсобных помещений, транспортных средств и других объектов, а также потребность в дезинфицирующих и моющих средствах, дезинфекционной и моечной технике, методы контроля качества дезинфекции, представленная исполнительным директором ОАО «Батайское» Кириаковым К.Н. копия «Плана мойки и дезинфекции корпусов СТФ №№ 1, 2, 3» не содержит большинства вышеуказанных сведений;

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 7.7 Правил, п. 1.9 «Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002 № 13-5-2/0525, не представлены акты проведения дезинфекции складских помещений, оборудования^ для приготовления и раздачи кормов, помещений для убоя, внефермского и внутрифермского транспорта, спецодежды и других объектов, представлены лишь акты о проведении дезинфекции животноводческих корпусов, что не позволяет определить фактическое проведение в ОАО «Батайское» работ по дезинфекции других объектов, кроме непосредственно животноводческих корпусов;

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 7.10 Правил, документально не подтверждается проведение работ по дератизации в окружающей санитарно-защитной зоне предприятия в радиусе 3-5 км., согласно договора № 3498 от 01.12.2010, ООО «НИЛЬС-АЛЬЯНС» 11.08.2011 и 26.10.2011 проведены работы по дератизации только в производственных помещениях предприятия;

- в нарушение пп. 1.2, 3,5 «Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», утвержденных приказом МСХ РФ от 16.11.2006. № 422, допускается закупка комбикормов из Краснодарского края без ветеринарных сопроводительных документов - в транспортной накладной № 270 от 01.11.2011 указана масса комбикорма 28860 кг, и сделана ссылка на ветеринарное свидетельство формы № 3 серия 223 № 0514940 от 01.11.2011, в котором указана масса комбикорма 21150 кг., следовательно 7710 кг. комбикорма поступило без ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих эпизоотическое состояние местности выхода, ветеринарно-санитарное состояние груза, аналогичные нарушения отмечаются при поступлении практически всех партий комбикормов;

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 1.3.3 приложения № 3 «Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора», утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002г. № 13-5-2/0525, не представлены документы, подтверждающие проведение контроля качества проводимой дезинфекции СТФ № 3, представлены только экспертизы от 07.10.2011г. (СТФ № 1) и от 31.10.2011г. (СТФ № 2);

- в нарушение ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии», п. 3.13 Правил, согласно отчетов движения поголовья на СТФ № 3 ОАО «Батайское», в октябре 2011г. пало 212 голов свиней, вынужденно убито 212 голов, при этом пробы для бактериологических исследований, согласно представленных исполнительным директором ОАО «Батайское» Кириаковым К.Н. результатов исследований по экспертизам ГУ РО «Азовская районная СББЖ» (№ 1663 от 03.10.2011г., № 1690 от 05.10.2011г., Л» 1718 от 10.10.2011г., № 1751 от 13.10.2011г., № 1763 от 14.10.2011г. и № 1856 от 28.10.2011г.) направлялись для лабораторных бактериологических исследований только от 125 вынужденно убитых животных.

Согласно акта эпизоотического расследования причин возникновения АЧС на СТФ № 3 ОАО «Батайское» от 06.11.2011г., установлено, что 15.10.2011г. проведено перемещение части поголовья свиней, содержащихся в корпусе № 4 секции № 1 в корпус № 8 (старый) без согласования и разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Азовского района, обслуживающий персонал корпуса № 8 не проходил через действующий санитарный пропускник, корпус № 8 был подвергнут дезинфекции 05.10.2011 с нарушениями, так как смывы для лабораторного исследования качества дезинфекции были направлены в ветеринарную лабораторию ГУ РО «Азовская районная СББЖ» только 25.10.2011 после размещения в данном корпусе свинопоголовья.

06.11.2011 в ГБУ РО «Ростовская областная ветеринарная лаборатория» при исследовании проб патологического материала от трупов павших свиней, принадлежащих ОАО «Батайское» (СТФ № 3) получен положительный результат на африканскую чуму свиней (далее по тексту АЧС), о чем свидетельствует экспертиза № 2-5685 от 06.11.2011.

07.11.2011г. данный диагноз подтвержден ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии (г. Покров Владимирской области), о чем свидетельствует письмо № 04-06/3330 от 07.11.2011г.

Постановлением Правительства Ростовской области от 09.11.2011г. № 113 на территории СТФ № 3 ОАО «Батайское» установлены ограничительные мероприятия (карантин) на срок до 15.12.2011, определены первая и вторая угрожаемые зоны, утвержден перечень ограничений.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.11.2011.

По данному факту в отношении ОАО «Батайское» 11.11.2011 и.о. Азовского межрайонного прокурора Смирновым А.В. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

30.11.2011 старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхозадзора по РО Панкратовым А.А. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 02-61-1097/2011, которым ОАО «Батайское» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати) тысяч рублей, а также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.11.2011.

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав объяснения представителя административного органа, суд  пришел к следующим выводам.

При исследовании соблюдения порядка привлечения ОАО «Батайское» к административной ответственности судом установлено, что дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Батайское» возбуждено и.о. Азовского межрайонного прокурора 11.11.2011г. в присутствии представителя лица привлекаемого к ответственности - исполнительного директора ОАО «Батайское» Кириакова К.Н., действовавшего на основании доверенности, выданной единоличным исполнительным органом общества - генеральным директором «Группы Агроком» Щемелевым А.Н. за один день до возбуждения дела, т.е. 10.11.2011.

Факт выдачи доверенности на представление интересов Общества, в том числе и в органах прокуратуры, с правом участия на стадии возбуждения дел об административных правонарушениях, участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях, в том числе по результатам проведенных проверок, непосредственно за один день до возбуждения дела свидетельствует о надлежащем уведомлении законного представителя ОАО «Батайское» о дате, месте и времени совершения вышеуказанных процессуальных действий.

Определение от 17.11.2011 о назначении времени, и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручено секретарю ОАО «Батайское» 23.1.2011 входящий номер 1778.

На рассмотрение вышеуказанного дела представитель ОАО «Батайское» не явился и дело рассмотрено в его отсутствие.

Постановление №02-61-1097/2011 от 30.11.2011 в тот же день направлено ОАО «Батайское» средствами почтовой связи и получено адресатом 06.12.2011, что подтверждается почтовым уведомлением.

Вышеуказанное свидетельствует об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.

При анализе наличия в действиях ОАО «Батайское» состава административного правонарушения, суд установил следующее.

Частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования вышеуказанных правил либо уклоняющихся от их исполнения.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» установлено, что под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 названного Закона).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.05.1993 «О ветеринарии», ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы.

Среди обязанностей владельцев животных и производителей продуктов животноводства устанавливаются:

- осуществление хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства,

- содержание в надлежащем состоянии животноводческих помещений и сооружений для хранения кормов и переработки продуктов животноводства,

- не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства,

- соблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства,

- выполнение указаний специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

«Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденные Главным управлением ветеринарии 04.11.1986 (далее по тексту Правила), предусматривают, что данные ветеринарно-санитарные правила предназначены для специализированных хозяйств (ферм и комплексов) по выращиванию племенных животных, товарной репродукции, откорму свиней и определяют совокупность хозяйственных, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих надлежащую санитарную культуру, сохранение здоровья животных, получение от них высокой продуктивности, охрану окружающей среды от загрязнения производственными отходами и распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие свиноводческие предприятия.

Согласно п. 1.6 Правил, территорию свиноводческих предприятий отделяют от ближайшего жилого района (населенного пункта) санитарно-защитной зоной. Размеры санитарно-защитных зон для свиноводческих предприятий с выращиванием и откормом менее 12 тыс. голов в год принимают не менее 500 м, от 12 до 54 тыс. голов в год - 1500 м, 54 тыс. голов и более - 2000 м.

Согласно представленному в материалы дела предварительному заключению Управления Роспотребнадзора по РО от 06.08.2011, территория производственных объектов ОАО «Батайское» расположена на расстоянии 20 метров от ближайших жилых районов, однако Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 содержат императивные требования, согласно которым территория свиноводческих предприятий должна быть отделена от ближайшего жилого района санитарно-защитной зоной, размер которой составляет не менее 500 метров. Положений, допускающих возможность уменьшения санитарно-защитной зсны, вышеуказанные правила не содержат.

Кроме того, согласно тексту предварительного заключения «Управление Роспотребназора по РО считает возможным принять к согласованию...», т.е., из содержания предварительного заключения от 06.08.2011 не следует, что границы санитарно-защитной зоны утверждены, и данный документ является завершающим этапом установления вышеуказанных границ.