АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2009 года  Дело N А53-2728/2009

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего  Т. И. Кондратенко

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырбу И. В.

рассмотрел  в  судебном заседании  в помещении Арбитражного суда  Ростовской области по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а, зал 310

дело по заявлению Администрации г.Таганрога

к ООО «Марат»

об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 30.06.2006г. регистрационный №6154-4301268

В судебном заседании участвуют представители:

от  заявителя  - представитель Мамаенко Д.В. дов.№386 от 26.01.2009г., Ткаченко Е, М, дов. №1825, от 02.04.2009г.

от заинтересованного лица - директор Юсупов Г.А. копия решения №1 от 20.06.2008г.

установил:  В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению Администрации  г. Ростова-на-Дону  (далее - Администрация) к  обществу с ограниченной ответственностью «Марат»  (далее - общество)  об  аннулировании лицензии  на розничную продажу алкогольной продукции  регистрационный №6154-4301268 , выданную Администрацией  г. Ростова-на-Дону 0.06.2006г.

Представитель  Администрации  в судебном заседании просил  удовлетворить  заявленные  требования  по основаниям,  указанным в заявлении об уточнении заявленных требований .  Пояснил, что  основанием  для  аннулирования  лицензии  является  повторное  в течение одного года  сообщение  обществом недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции  и нарушение обществом  пп. «и»  п.  40  Положения  о лицензировании  розничной  продажи алкогольной  продукции  в Ростовской  области,  утвержденного Постановлением  Администрации  Ростовской  области  от  20.02.2006 г. № 43. Представитель Администрации  пояснил, что  предписания  об  устранении выявленных нарушений  порядка заполнения  декларации  о розничной  продаже  алкогольной  продукции  обществом  выполнены, за 2-ой, 3-ий, 4-ый квартал 2008г. декларации обществом сданы без нарушений и в установленные сроки.

Представитель общества  возражал  против  удовлетворения заявленных  требований  по основаниям,  указанным  в письменном отзыве.  Общество полагает, что  суд  по основаниям,  указанным  в законе  может аннулировать  лицензию,  но  не обязан  аннулировать  лицензию лишь  при нарушении  лицензионных  требований,  поскольку  такая  мера  ответственности как аннулирование  лицензии  является  крайней  мерой, ограничивает  правоспособность  общества,  а следовательно данная  мера  ответственности  подлежит применению в целях защиты  конституционных прав и свобод граждан. Более того,  представитель  общества  просил  суд  учесть  то обстоятельство, что  действиями общества  в виде указания  неточных  сведений  в декларациях  о розничной  продаже алкогольной  продукции  не  причинен  ущерб  публичным  интересам,  обществом  исполнены  в установленный  срок  предписания  Администрации  об  устранении  нарушении порядка заполнения  деклараций  о розничной  продаже  алкогольной  продукции. Кроме того, деятельность  по розничной  продаже алкогольной  продукции  является  для  общества  основной,  и  аннулирование лицензии  приведет  к фактическому  прекращению  основного вида  деятельности  и  работники общества  потеряют  основное место работы.

В судебном заседании 05.05.2009г. был объявлен перерыв в судебном разбирательстве по делу  до 12.05.2009г. до 12 часов 30 минут. После перерыва судебное заседание продолжено 12.05.2009г. в  12 часов 30 минут.

Рассмотрев материалы дела, выслушав  пояснения  лиц,  участвующих  в  деле, исследовав  представленные лицами,  участвующими в деле  доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Администрацией г. Таганрога  30.06.2006 г.  обществу выдана лицензия регистрационный № 12.05.2009г. до 12 часов 30 минут  на осуществление розничной продажи  алкогольной продукции  по адресу:  г. Таганрог,  ул. Чехова, 355 «А»,  магазин «Марат» сроком  до 29.06.2011 г

В  адрес Администрации г. Таганрога  поступило письмо Управления  потребительского рынка  товаров  и услуг Министерства экономики, торговли, международных  и внешнеэкономических  связей  Ростовской  области от 20.03.2008г. 7.4.5/881 7.4.5/343  с перечнем лицензиатов, представивших декларации о розничной продаже алкогольной  продукции  с нарушением правил  заполнения,  установленного постановлением Администрации  Ростовской  области №  485 от  15.12.2006 г.  В  указанном перечне значилось, что  общество нарушило  порядок представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г. и за 1-ый квартал 2008г. В  указанном письме  Администрации  предлагалось  выдать  лицензиату (обществу),  нарушившему  правила заполнения декларации  о розничной  продаже алкогольной  продукции  предписание  об устранении  нарушения  условий  действия лицензии, установленного п.п. «и»  п.  40 Положения  о лицензировании  розничной продажи алкогольной продукции  в Ростовской  области, утвержденного  постановлением Администрации  Ростовской  области  от 20.02.2006 г. № 43 и обязать общество  в трехдневный срок представить в  ГОУ  «Ростсистема»  декларацию  о  розничной продаже алкогольной  продукции  за  4 квартал  2007 г.,  заполненную  в  соответствии с правилами,  утвержденными  постановлением  Администрации  Ростовской  области  № 485  от 15.12.2006г.  (л.д.  15)

В Администрацию г. Таганрога  поступило  письмо Управления  потребительского рынка  товаров  и услуг Министерства экономики, торговли, международных  и внешнеэкономических  связей  Ростовской  области  от  27.06.2008г. №  7.4.5 / 881  с перечнем лицензиатов,  представивших  декларации  о розничной продаже алкогольной продукции за первый квартал 2008 г.  с нарушением правил заполнения.  В  данном перечне  указано, что  обществом  нарушен порядок представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 1 квартал 2008 г., выразившийся в том, что неправильно подчитаны итоги в 1 разделе декларации.  Администрации  предписано довести  представленную  информацию  до сведения  лицензиатов  для  учета  при представлении декларации  в очередном  отчетном периоде.

По  факту выявленных  нарушений  Администрацией г. Таганрога обществу  выданы предписание  от 28.03.2008 г. № 37   о необходимости  устранить  указанные в письме  Министерства  экономики, торговли, международных и экономических связей Ростовской области от 20.03.2008 г. № 7.4.5/343  нарушения лицензионных требований в части порядка представления деклараций о розничной  продажи  алкогольной  продукции  за 4 квартал  2007 г. и представить в срок до  03.04.2008 г.  в  ГОУ «Ростсистема»  декларацию  о розничной  продаже  алкогольной  продукции  за  4 квартал  2007г. (расчет № 2  с объяснительной  запиской),  заполненную  в соответствии  с правилами,  утвержденными  Постановлением Администрации Ростовской  области  №  485  от 15.12.2006г. ,  а также предписание  от 03.07.2008 г. № 59  об  устранении  выявленных  и указанных  в письме Министерства  экономики,  торговли,  международных  и экономических  связей  Ростовской  области  от 27.06.2008 г. №  7.4.5. / 881  нарушений  лицензионных  требований  и условий  в части  порядка представления  деклараций  о  розничной  продаже  алкогольной  продукции  за  1  квартал  2008 г.  и в срок  до  08.07.2008 г.  представить  в  ГОУ  «Ростсистема»  декларацию  о розничной  продаже  алкогольной  продукции  за  1  квартал  2008 г.  (расчет №2 с объяснительной запиской.

В  срок  указанный  в предписаниях  Администрации  от 28.03.2008 г. и  от 03.07.2008  г.  общество направило в  ГОУ  «Ростсистема»  декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г.,  за  1 квартал  2008 г.  и объяснительные записки  по выявленным  фактам нарушений  порядка  оформления  деклараций  о розничной  продаже  алкогольной  продукции.

На  основании  п. 54  Положения  о лицензировании  розничной  продажи  алкогольной  продукции  в Ростовской  области,  утвержденного Постановлением Администрации Ростовской  области  от 20.02.2006 г.  № 43  Администрация  обратилась  в арбитражный  суд  с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела,  оценив все имеющиеся в деле доказательства,  дав  анализ  доводам  представителей  Администрации  и общества,  суд пришел  к выводу  о том, что  требования Администрации  не подлежат  удовлетворению  ввиду  следующего.

В  п. 5 ст. 14 ФЗ  от 22.11.1995 №  171 - ФЗ  «О  государственном  регулировании  производства и оборота  этилового спирта,  алкогольной  и спиртосодержащей  продукции»  субъекты  Российской  Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих  территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже  алкогольной  продукции,  а порядок  представления  организациями,  осуществляющими  производство,  закупку  и поставку  этилового спирта,  алкогольной  и спиртосодержащей  пищевой  продукции деклараций  об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей  продукции  устанавливается Правительством  Российской  Федерации.

В  п.  6  Федерального  закона  от 22.11.1995 г. № 171 также  указано, что  к  полномочиям  органов  государственной власти  субъектов  РФ  в области  производства  и оборота  этилового спирта,  алкогольной  и спиртосодержащей  продукции  относятся:  определение  порядка лицензирования  розничной  продажи  алкогольной  продукции,  ведение государственной  регистрации  выданных  лицензий,  лицензий,  действие которых  приостановление  и аннулированных  лицензий, введение декларирования  розничной  продажи алкогольной  продукции и установление порядка представления  деклараций  о розничной  продаже  алкогольной  продукции, осуществление  государственного контроля  за  соблюдением организациями законодательства,  регулирующего  производство  и оборот  этилового спирта,  алкогольной  и спиртосодержащей  продукции,  а также  условий,  предусмотренных  лицензиями на розничную  продажу  алкогольной  продукции.

Порядок лицензирования  розничной  продажи  алкогольной  продукции  в Ростовской  области  установлен  в Постановлении  Администрации  Ростовской  области  от  20.02.2006г. №  43,  а порядок  декларирования  розничной  продажи  алкогольной  продукции в Ростовской  области  установлен  в Постановлении Администрации Ростовской  области  от 25.01.2008 г. № 15 .

Учитывая, что  к  компетенции  органов  государственной  власти  субъектов  РФ  отнесено  решение  вопросов  о лицензировании  розничной  продажи  алкогольной  продукции,  установление  оснований  аннулирования  лицензий  на розничную  продажу  алкогольной  продукции,  что  является  составной частью  мероприятий по лицензированию,  также  отнесено  к компетенции  органов  государственной  власти РФ.

Согласно  п.  5  Положения  о декларировании розничной  продажи  алкогольной  продукции  в  РО  организации, осуществляющие  розничную  продажу  алкогольной  продукции  обязаны  в течение срока  действия  лицензии  на розничную  продажу  алкогольной  продукции  ежеквартально  (за  отчетный  квартал)  не позднее 15  числа месяца,  следующего за  истекшим  отчетным  периодом,  представлять  в ГОУ  «Ростсистема»  декларацию  по утвержденной  форме,  а сведения  указанные  в декларации  должны  быть  достоверными  и подтверждаться  данными  первичных  учетных  документов,  счетами  бухгалтерского учета,  бухгалтерской  отчетности. Данные  декларации  представляются  организациями, имеющими более одного обособленного объекта в целом по организации с учетом обособленных объектов организации торговли,  указанных  в приложении к лицензии,  и раздельно  по каждому  из них.

Из  писем  Управления  потребительского рынка  товаров  и услуг  Министерства  экономики,  торговли,  международных  и внешнеэкономических  связей  Ростовской  области  от  20.03.2008 г. №  7.4.5 / 343, от  27.06.2008 г. № 7.4.5/881  следует, что  обществом  нарушен порядок  заполнения деклараций о розничной  продаже  алкогольной  продукции за  4 квартал  2007 г.,  1 квартал  2 008 г.,  в связи  с чем  Администрацией  (лицензирующим органом)  выданы  предписания  об устранении  выявленных  нарушений порядка заполнения  деклараций  о розничной  продаже алкогольной  продукции.

В  представленных обществом  во  исполнение предписаний  Администрации  от  28.03.2008 г.,  03.07.2008 г. № 59 объяснительных  записках  и в судебном заседании  представитель общества  признал  факт  указания  в декларации  о розничной  продаже алкогольной  продукции  за  1 квартал 2008 г. и за 4 квартал 2007 г.  неточных  сведений  в разделе 1  Декларации - сведения о розничной продаже алкогольной продукции.  Однако в  судебном заседании представитель общества пояснил, что  указанные нарушения не являются  недостоверными,  а являются  техническими описками при подсчете количества по продаже алкогольной продукции .

Таким образом, суд  пришел  к выводу  о том, что  обществом  нарушены  положения  (лицензионные требования при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области), указанные в  пп. «и» п. 40 Положения о лицензировании розничной  продажи  алкогольной  продукции в Ростовской области,  выразившиеся  в  нарушении порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции ( в  повторном  в течении  одного года  сообщении  недостоверных  сведений  в  декларациях  о розничной  продаже  алкогольной  продукции).

Согласно  пп. « к» п.  54  Постановления Администрации Ростовской области  от 20.02.2006 г. №  43 «Об  утверждении Положения  о лицензировании розничной  продажи  алкогольной  продукции  в Ростовской  области» лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа  в частности  в связи с повторным в течение одного года  сообщением недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной  продукции  или  повторным  в течение  одного года  несвоевременным  представлением  указанных  деклараций.

Из позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, следует, что аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 6, 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.99 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

В связи с этим суд делает  вывод  о том, что положения  пп.  «к»  п.  54  Постановления  Администрации  Ростовской  области от  20.02.2006 г. №  43  не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии указанных в нем  условий принять решение об аннулировании лицензии.

Следовательно, суд при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии не может ограничиться формальной констатацией факта  нарушения  порядка  оформления  деклараций  о розничной  продаже алкогольной  продукции,  выразившегося в  повторном в течение 1 года  сообщении недостоверных  сведений  в декларациях  о розничной  продаже алкогольной  продукции.,  не выясняя фактических обстоятельств совершения данного нарушения.

Исследовав  материалы  дела,  выслушав  пояснения  лиц,  участвующих  в  деле, суд  пришел к выводу  о том, что  основания  для аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной  продукции  отсутствуют  ввиду  следующего.

Из  материалов  дела  следует, что  в  установленный  в предписаниях  Администрации  от  28.03.2008 г.  и от  03.07.2008 г.  срок  общество  устранило  нарушения  порядка  заполнения  деклараций  по розничной  продаже  алкогольной  продукции, представив   надлежащим  образом  заполненные  декларации  на розничную  продажу  алкогольной  продукции за  4 квартал  2007 г., 1  квартал  2008 г.,  объяснительные  записки по выявленным нарушениям порядка заполнения  деклараций.

Администрация,  являющаяся  лицензирующим органом,  в свою очередь  не  представило  доказательств  причинения  обществом  вреда  государству,  хозяйствующим субъектам,  конституционным  правам и свободам  граждан  в результате  указания  неточных  сведений  в декларациях  о розничной  продаже алкогольной  продукции,  а также  не представило доказательства  того, что  сообщение  в декларациях  о розничной продаже алкогольной продукции  неточных сведений  повлекло уменьшение  обществом декларируемых объемов  продажи алкогольной продукции и  неточные  сведения  в декларации  о розничной  продаже  алкогольной  продукции  указаны  обществом  умышленно.

Довод  представителя  Администрации  о том, что  основанием для  аннулирования  лицензии на розничную  продажу  алкогольной  продукции  являются  негативные  последствия,  связанные  с  искажением статистики  о состоянии регионального  алкогольного рынка,  суд  считает необоснованным.

Таким образом,  общество  устранило  неточности,  указанные  в  ранее  представленных  в ГОУ «Ростсистема» декларациях  на  розничную  продажу  алкогольной  продукции,  в связи  с чем,  угроза  искажения  отчетности (статистики) о состоянии  алкогольного рынка  со стороны общества  отсутствует.

С  учетом вышеизложенных обстоятельств, исковое  заявление  Администрации  об аннулировании  лицензий  на розничную продажу  алкогольной  продукции  №  6154 -  4301268 от 30.06.2006 г выданных  обществу  Администрацией г. Таганрога  отклоняются судом.

Из  платежного поручения  №  2341  от  11.11.2008 г.,  представленного  Администрацией  в материалы  дела  следует,  что Администрацией  за  подачу  искового  заявления  уплачена государственная  пошлина в сумме  2000 руб.

Согласно  п.п. 1.1.  п. 1  ст.  333.37 Налогового кодекса  РФ  от  уплаты  государственной  пошлины  по делам,  рассматриваемым в  арбитражных судах,  освобождаются:  государственные  органы,  органы  местного самоуправления,  выступающие  по делам,  рассматриваемым  в арбитражных  судах,  в качестве  истцов  или ответчиков.

Учитывая,  что  Администрация  освобождена  от уплаты  государственной  пошлины  суд  считает  необходимым  возвратить  Администрации государственную  пошлину  в сумме 2000 руб., уплаченную  ею  по платежному  поручению  №  2240  от 11.11.2008 г.

Руководствуясь статьями  110167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении  искового  заявления  Администрации  г. Таганрога Ростовской  области  об аннулировании  лицензий  на  розничную продажу алкогольной продукции  регистрационный  номер  №  6154 -  4301268 от 30.06.2006 г. выданных  обществу с ограниченной ответственностью «Марат»  Администрацией  г. Таганрога Ростовской  области отказать.

Возвратить  Администрации г. Таганрога Ростовской  области,  расположенной  по адресу:  Ростовская  область,  г. Таганрог, ул. Петровская,  73  из  федерального бюджета  Российской  Федерации  2000 руб.  государственной  пошлины,  уплаченной  Администрацией  г. Таганрога  по платежному  поручению № 2341  от 11.11.2008 г.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый  Арбитражный  Апелляционный  суд в месячный  срок  со  дня  принятия  решения  в порядке главы  34  АПК РФ  и в суд кассационной  инстанции в порядке главы  35 АПК РФ.

Судья  Кондратенко Т. И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка