• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 12 мая 2009 года  Дело N А53-2728/2009

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего Т. И. Кондратенко

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырбу И. В.

рассмотрел в судебном заседании в помещении Арбитражного суда Ростовской области по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а, зал 310

дело по заявлению Администрации г.Таганрога

к ООО «Марат»

об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 30.06.2006г. регистрационный №6154-4301268

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя - представитель Мамаенко Д.В. дов.№386 от 26.01.2009г., Ткаченко Е, М, дов. №1825, от 02.04.2009г.

от заинтересованного лица - директор Юсупов Г.А. копия решения №1 от 20.06.2008г.

установил: В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению Администрации г. Ростова-на-Дону (далее - Администрация) к обществу с ограниченной ответственностью «Марат» (далее - общество) об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции регистрационный №6154-4301268 , выданную Администрацией г. Ростова-на-Дону 0.06.2006г.

Представитель Администрации в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении об уточнении заявленных требований . Пояснил, что основанием для аннулирования лицензии является повторное в течение одного года сообщение обществом недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции и нарушение обществом пп. «и» п. 40 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 20.02.2006 г. № 43. Представитель Администрации пояснил, что предписания об устранении выявленных нарушений порядка заполнения декларации о розничной продаже алкогольной продукции обществом выполнены, за 2-ой, 3-ий, 4-ый квартал 2008г. декларации обществом сданы без нарушений и в установленные сроки.

Представитель общества возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменном отзыве. Общество полагает, что суд по основаниям, указанным в законе может аннулировать лицензию, но не обязан аннулировать лицензию лишь при нарушении лицензионных требований, поскольку такая мера ответственности как аннулирование лицензии является крайней мерой, ограничивает правоспособность общества, а следовательно данная мера ответственности подлежит применению в целях защиты конституционных прав и свобод граждан. Более того, представитель общества просил суд учесть то обстоятельство, что действиями общества в виде указания неточных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции не причинен ущерб публичным интересам, обществом исполнены в установленный срок предписания Администрации об устранении нарушении порядка заполнения деклараций о розничной продаже алкогольной продукции. Кроме того, деятельность по розничной продаже алкогольной продукции является для общества основной, и аннулирование лицензии приведет к фактическому прекращению основного вида деятельности и работники общества потеряют основное место работы.

В судебном заседании 05.05.2009г. был объявлен перерыв в судебном разбирательстве по делу до 12.05.2009г. до 12 часов 30 минут. После перерыва судебное заседание продолжено 12.05.2009г. в 12 часов 30 минут.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные лицами, участвующими в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Администрацией г. Таганрога 30.06.2006 г. обществу выдана лицензия регистрационный № 12.05.2009г. до 12 часов 30 минут на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: г. Таганрог, ул. Чехова, 355 «А», магазин «Марат» сроком до 29.06.2011 г

В адрес Администрации г. Таганрога поступило письмо Управления потребительского рынка товаров и услуг Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области от 20.03.2008г. 7.4.5/881 7.4.5/343 с перечнем лицензиатов, представивших декларации о розничной продаже алкогольной продукции с нарушением правил заполнения, установленного постановлением Администрации Ростовской области № 485 от 15.12.2006 г. В указанном перечне значилось, что общество нарушило порядок представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г. и за 1-ый квартал 2008г. В указанном письме Администрации предлагалось выдать лицензиату (обществу), нарушившему правила заполнения декларации о розничной продаже алкогольной продукции предписание об устранении нарушения условий действия лицензии, установленного п.п. «и» п. 40 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 20.02.2006 г. № 43 и обязать общество в трехдневный срок представить в ГОУ «Ростсистема» декларацию о розничной продаже алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г., заполненную в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Администрации Ростовской области № 485 от 15.12.2006г. (л.д. 15)

В Администрацию г. Таганрога поступило письмо Управления потребительского рынка товаров и услуг Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области от 27.06.2008г. № 7.4.5 / 881 с перечнем лицензиатов, представивших декларации о розничной продаже алкогольной продукции за первый квартал 2008 г. с нарушением правил заполнения. В данном перечне указано, что обществом нарушен порядок представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 1 квартал 2008 г., выразившийся в том, что неправильно подчитаны итоги в 1 разделе декларации. Администрации предписано довести представленную информацию до сведения лицензиатов для учета при представлении декларации в очередном отчетном периоде.

По факту выявленных нарушений Администрацией г. Таганрога обществу выданы предписание от 28.03.2008 г. № 37 о необходимости устранить указанные в письме Министерства экономики, торговли, международных и экономических связей Ростовской области от 20.03.2008 г. № 7.4.5/343 нарушения лицензионных требований в части порядка представления деклараций о розничной продажи алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г. и представить в срок до 03.04.2008 г. в ГОУ «Ростсистема» декларацию о розничной продаже алкогольной продукции за 4 квартал 2007г. (расчет № 2 с объяснительной запиской), заполненную в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Администрации Ростовской области 485 от 15.12.2006г. , а также предписание от 03.07.2008 г. № 59 об устранении выявленных и указанных в письме Министерства экономики, торговли, международных и экономических связей Ростовской области от 27.06.2008 г. № 7.4.5. / 881 нарушений лицензионных требований и условий в части порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за 1 квартал 2008 г. и в срок до 08.07.2008 г. представить в ГОУ «Ростсистема» декларацию о розничной продаже алкогольной продукции за 1 квартал 2008 г. (расчет №2 с объяснительной запиской.

В срок указанный в предписаниях Администрации от 28.03.2008 г. и от 03.07.2008 г. общество направило в ГОУ «Ростсистема» декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г., за 1 квартал 2008 г. и объяснительные записки по выявленным фактам нарушений порядка оформления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.

На основании п. 54 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 20.02.2006 г. № 43 Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства, дав анализ доводам представителей Администрации и общества, суд пришел к выводу о том, что требования Администрации не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В п. 5 ст. 14 ФЗ от 22.11.1995 № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, а порядок представления организациями, осуществляющими производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается Правительством Российской Федерации.

В п. 6 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171 также указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: определение порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановление и аннулированных лицензий, введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области установлен в Постановлении Администрации Ростовской области от 20.02.2006г. № 43, а порядок декларирования розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области установлен в Постановлении Администрации Ростовской области от 25.01.2008 г. № 15 .

Учитывая, что к компетенции органов государственной власти субъектов РФ отнесено решение вопросов о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, установление оснований аннулирования лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, что является составной частью мероприятий по лицензированию, также отнесено к компетенции органов государственной власти РФ.

Согласно п. 5 Положения о декларировании розничной продажи алкогольной продукции в РО организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции обязаны в течение срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции ежеквартально (за отчетный квартал) не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представлять в ГОУ «Ростсистема» декларацию по утвержденной форме, а сведения указанные в декларации должны быть достоверными и подтверждаться данными первичных учетных документов, счетами бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности. Данные декларации представляются организациями, имеющими более одного обособленного объекта в целом по организации с учетом обособленных объектов организации торговли, указанных в приложении к лицензии, и раздельно по каждому из них.

Из писем Управления потребительского рынка товаров и услуг Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области от 20.03.2008 г. № 7.4.5 / 343, от 27.06.2008 г. № 7.4.5/881 следует, что обществом нарушен порядок заполнения деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г., 1 квартал 2 008 г., в связи с чем Администрацией (лицензирующим органом) выданы предписания об устранении выявленных нарушений порядка заполнения деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.

В представленных обществом во исполнение предписаний Администрации от 28.03.2008 г., 03.07.2008 г. № 59 объяснительных записках и в судебном заседании представитель общества признал факт указания в декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 1 квартал 2008 г. и за 4 квартал 2007 г. неточных сведений в разделе 1 Декларации - сведения о розничной продаже алкогольной продукции. Однако в судебном заседании представитель общества пояснил, что указанные нарушения не являются недостоверными, а являются техническими описками при подсчете количества по продаже алкогольной продукции .

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что обществом нарушены положения (лицензионные требования при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области), указанные в пп. «и» п. 40 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области, выразившиеся в нарушении порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции ( в повторном в течении одного года сообщении недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции).

Согласно пп. « к» п. 54 Постановления Администрации Ростовской области от 20.02.2006 г. № 43 «Об утверждении Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Ростовской области» лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в частности в связи с повторным в течение одного года сообщением недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции или повторным в течение одного года несвоевременным представлением указанных деклараций.

Из позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, следует, что аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 6, 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.99 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

В связи с этим суд делает вывод о том, что положения пп. «к» п. 54 Постановления Администрации Ростовской области от 20.02.2006 г. № 43 не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность суда при наличии указанных в нем условий принять решение об аннулировании лицензии.

Следовательно, суд при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии не может ограничиться формальной констатацией факта нарушения порядка оформления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции, выразившегося в повторном в течение 1 года сообщении недостоверных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции., не выясняя фактических обстоятельств совершения данного нарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что основания для аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции отсутствуют ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что в установленный в предписаниях Администрации от 28.03.2008 г. и от 03.07.2008 г. срок общество устранило нарушения порядка заполнения деклараций по розничной продаже алкогольной продукции, представив надлежащим образом заполненные декларации на розничную продажу алкогольной продукции за 4 квартал 2007 г., 1 квартал 2008 г., объяснительные записки по выявленным нарушениям порядка заполнения деклараций.

Администрация, являющаяся лицензирующим органом, в свою очередь не представило доказательств причинения обществом вреда государству, хозяйствующим субъектам, конституционным правам и свободам граждан в результате указания неточных сведений в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции, а также не представило доказательства того, что сообщение в декларациях о розничной продаже алкогольной продукции неточных сведений повлекло уменьшение обществом декларируемых объемов продажи алкогольной продукции и неточные сведения в декларации о розничной продаже алкогольной продукции указаны обществом умышленно.

Довод представителя Администрации о том, что основанием для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции являются негативные последствия, связанные с искажением статистики о состоянии регионального алкогольного рынка, суд считает необоснованным.

Таким образом, общество устранило неточности, указанные в ранее представленных в ГОУ «Ростсистема» декларациях на розничную продажу алкогольной продукции, в связи с чем, угроза искажения отчетности (статистики) о состоянии алкогольного рынка со стороны общества отсутствует.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, исковое заявление Администрации об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции 6154 - 4301268 от 30.06.2006 г выданных обществу Администрацией г. Таганрога отклоняются судом.

Из платежного поручения 2341 от 11.11.2008 г., представленного Администрацией в материалы дела следует, что Администрацией за подачу искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Согласно п.п. 1.1. п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая, что Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины суд считает необходимым возвратить Администрации государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную ею по платежному поручению 2240 от 11.11.2008 г.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Администрации г. Таганрога Ростовской области об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции регистрационный номер 6154 - 4301268 от 30.06.2006 г. выданных обществу с ограниченной ответственностью «Марат» Администрацией г. Таганрога Ростовской области отказать.

Возвратить Администрации г. Таганрога Ростовской области, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская, 73 из федерального бюджета Российской Федерации 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной Администрацией г. Таганрога по платежному поручению № 2341 от 11.11.2008 г.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый Арбитражный Апелляционный суд в месячный срок со дня принятия решения в порядке главы 34 АПК РФ и в суд кассационной инстанции в порядке главы 35 АПК РФ.

Судья Кондратенко Т. И.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-2728/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 12 мая 2009

Поиск в тексте