• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 12 марта 2010 года  Дело N А53-2729/2010

Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 12 марта 2010г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи И.П.Комурджиевой

при ведении протокола судебного заседания судьей И.П.Комурджиевой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области

к главному государственному инспектору Целинского района по пожарному надзору Отделения госпожнадзора по Целинскому району ГПС МЧС России

о признании незаконным и подлежащем отмене в полом объеме постановления назначении административного наказания №5 от 02.02.2010г

при участии

от заявителя:Владимиров Е.В. доверенность

от административного органа: не явился, извещен телеграммой

установил:

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области обратился в арбитражный суд с заявлением к главному государственному инспектору Целинского района по пожарному надзору Отделения госпожнадзора по Целинскому району ГПС МЧС России о признании незаконным и подлежащем отмене в полом объеме постановления назначении административного наказания №5 от 02.02.2010г.

Заявитель направил в судебное заседание представителя, который поддержал заявленные требования, предоставил решение Собрания депутатов Целинского района «О передаче муниципального недвижимого имущества в безвозмездное пользование Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики» от 30 октября 2009г,письмо Администрации Целинского района от 15.02.10№325

Суд приобщил документы к материалам дела.

Представитель административного органа не явился, извещен телеграммой суда о необходимости явиться в судебное заседание, полученной 4 марта 2010г.

Суд рассматривает дело в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Судом установлено следующее.

В адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (Ростовстата) 09 февраля 2010 г. (вх. № 740) поступило постановление № 5 от 02.10.2009 г. о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., вынесенное за нарушение Правил пожарной безопасности.

По мнению Ростовстата указанное постановление следует признать не соответствующим закону и отменить его по следующим основаниям.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (Ростовстат) по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 30.10.2009 г. временно использует нежилые помещения общей площадью 43,7 кв.м. для размещения специалистов Отдела государственной статистики № 13 Ростовстата по адресу: Ростовская область, Целинский район, п. Целина, ул. Фрунзе, 32 «б». При этом собственником указанных помещений выступает муниципальное образование «Целинский район» Ростовской области.

Ростовстат не может направлять средства федерального бюджета на мероприятия, связанные с обеспечением муниципального здания. В таком случае будет иметь место нецелевое использование денежных средств. Кроме того, были допущены процессуальные нарушения при составлении административного материала.

Судом установлено,что руководствуясь требованиями Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», КоАП РФ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ (01-03), введенные в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27.06.2003 г., регистрационный номер 4838, главным государственным инспектором Целинского района по пожарному надзору Мельниченко В.В. были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные пунктами п. 108 прил. 3 п. 15; 16; 19; 51; 57; 36; 67; 40; ПУЭ п. 1.6.12, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), создающие угрозу жизни и здоровья людей, материальных потерь при возникновении пожара, норм пожарной безопасности (НПБ 110-03; НПБ 104-03), ГОСТа Р. 12.2.143-2002.

Основываясь на требовании ч. 1 статьи 28.5 КоАП РФ был немедленно составлен протокол № 16 от 21.01.2010 года об административном правонарушении на юридическое лицо: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.

Руководствуясь статьёй 29.4 КоАП РФ, главный государственный инспектор Целинского района по пожарному надзору Мельниченко В.В. вынес определение от 21.01.2010 года о назначении места и времени рассмотрения административного дела о нарушении требований в области пожарной безопасности.

Руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области Емельянов В.В. был уведомлен о предстоящей проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности 19.01.2010 года по факсу тел. 8 (863) 232-74-90 и через старшего специалиста отделения ОГС № 13 Коваленко И.В.

Судом изучено уведомление о предстоящей проверке соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах надзора от 18 января 2010г №14, направленного Отделением государственного пожарного надзора по Целинскому району в адрес руководителя органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области и установлено следующее.Административный орган известил лицо,привлекаемое к ответственности о том,что будет проводиться плановая проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Ростовской области по адресу :п. Целина, ул.Фрунзе, Ростовской области в период с 21 по 22 января 2010г.

Извещения о составлении протокола по делу об административном правонарушении 21 января 2010г административным органом составлено не было, соответственно, отсутствуют и доказательства извещения лица, привлеченного к административной ответственности о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении.

Соответственно, на проведение плановой выездной проверки отдела государственной статистики № 13 Ростовстат расположенного по адресу: п. Целина ул. Фрунзе 32 б в период с 21.01.2010 года по 22.01.2010 года представители юридического лица территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области не прибыли.

Отсутствовал представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности 21 января 2010г при составлении протокола по делу об административном правонарушении №16.

При этом доказательств надлежащего извещения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении суду не предоставлено.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Аналогичное правило содержится в части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к рассмотрению дела в отношении юридического лица, процессуальные права которого в этой стадии производства осуществляют законный представитель или защитник.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя. В целях Кодекса законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.

Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Суд установил, что при составлении протокола по делу об административном правонарушении №16 от 21 января 2010г представитель Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области отсутствовал.

Доказательства надлежащего извещения Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области о месте и времени рассмотрения дела об административных правонарушениях в материалах дела отсутствуют.

Ссылка на уведомление от 18.01.2010 № 14 не может быть принята во внимание, поскольку указанное уведомление свидетельствует об извещении общества о назначении даты проведения плановой проверки с 21 по 22 января 2010г, но не о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении в определенный день и время.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Копия определения и протокола об административном правонарушении № 16 от 21.01.2010 г. отправлена руководителю территориального органа ФСГС по РО Емельянову B. B. 22.01.2010 года из почтового отделения Целинского филиала государственного учреждения «Управления федеральной почтовой связи по Ростовской области» заказным письмом № 2870. Уведомление получено 25.01.2010 г.

Ходатайств об отложении рассмотрения дела от юридического лица Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области при производстве по делу об административном правонарушении не поступило.

Главный государственный инспектор Целинского района по пожарному надзору Мельниченко B B., руководствуясь статьями 23.34.; пунктом 4 части 1 статьи 29.7.; пунктом 1 части 1 статьи 29.9.; статьёй 29.10. КоАП РФ вынес постановление № 5 от 02.02.2010 года о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности на юридическое лицо Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.

Копия постановления № 5 от 02.02.2010 года о назначении административного наказания и другие материалы проведенной проверки, высланы заказным письмом № 553 от 04.02.2010 года в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. Уведомление получено 08.02.2010 года.

Административный орган установил следующие нарушения правил пожарной безопасности, допущенные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области в п.Целина.

НАРУШЕНИЕ:

Отсутствует нормативно-техническая документация на установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ:

НПБ 110-03; НПБ 104-03

В помещения и на путях эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности.

ППБ 01-03 п. 51

План (схема) эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствует требованиям ГОСТа.

ГОСТ

Р. 12.2.143-2002.

Не осуществляется контроль за техническим состоянием и эксплуатация электрических сетей. Отсутствует тех. отчет о проведении профилактических испытаний электрооборудования.

ППБ 01-03 п. 57, ПУЭ п. 1.6.12

Деревянные строительные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом

ППБ 01-03 п. 36

Отсутствует акт периодической проверки и очистки дымовых вентиляционных каналов.

ППБ 01-03 п. 67

В оконных проёмах помещений установлены глухие металлические решётки.

ППБ 01-03 п 40

Отсутствуют распорядительные документы о назначении ответственного лица за противопожарный режим, не определен порядок и срок проведения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовности к действию первичных средств пожаротушения.

ППБ 01-03 п. 108 прил. 3 п. 15; 16; 19

Суд не может согласиться с доводами заявителя, что он не является субъектом административного правонарушения.

Исходя из представленных в материалы дела документов,в частности, решения Собрания депутатов Целинского района «О передаче муниципального недвижимого имущества в безвозмездное пользование Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики» от 30 октября 2009г, в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Уставом муниципального образования «Целинский район», на основании обращения заместителя руководителя Ростовстата Тынянова Г.Е. Собрание депутатов Целинского района решило передать в безвозмездное пользование Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Целинский район», административное здание, расположенное по адресу: п. Целина, ул. Фрунзе, д. 326. площадью 43,7 кв.м., в целях размещения отдела государственной статистики №13 Ростовстата. Комитету по управлению муниципальным имуществом Целинского района предписано совместно с балансодержателем основных фондов и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области заключить договор безвозмездного пользования.

Как поясняет заявитель, договор безвозмездного пользования имуществом не заключен, следовательно, администрация Целинского района, как сторона незаключенного договора , должна нести ответственность за пожарную безопасность помещения, но не заявитель.

В тоже время, заявитель не отрицает, что использует помещение, в котором была проведена оспариваемая проверка , по назначению, в помещении находятся сотрудники заявителя, осуществляется прием населения.

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Факт нарушения обществом требований ППБ 01-03 установлен судом и подтверждается материалами дела.

Довод заявителя о том, что он не является субъектом вменяемого правонарушения суд отклоняет, руководствуясь следующим.

На основании статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.

Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно представленных документов заявитель , не заключив соответствующего договора, руководствуясь решением Собрания депутатов Целинского района «О передаче муниципального недвижимого имущества в безвозмездное пользование Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики» от 30 октября 2009г занял нежилое помещение 43,7 кв.м. для Отдела государственной статистики № 13 Ростовстата по адресу: Ростовская область, Целинский район, п. Целина, ул. Фрунзе, 32 «б», разместил сотрудников и осуществляет деятельность

Таким образом, Федеральная государственная статистика по Ростовской области является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в занимаемом помещении.

Поскольку заявитель ненадлежаще выполнял обязательства по обеспечению мер пожарной безопасности, суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 169,170,210,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным и отменить в полом объеме постановление о назначении административного наказания №5 от 02.02.2010г, вынесенное главным государственным инспектором Целинского района по пожарному надзору Отделения госпожнадзора по Целинскому району ГПС МЧС России в отношении территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья И.П.Комурджиева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-2729/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 12 марта 2010

Поиск в тексте