АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 ноября 2009 года  Дело N А53-27328/2009

Резолютивная часть решения объявлена  «19» ноября 2009 года

Полный текст решения изготовлен «25» ноября 2009 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи С.В.Гришко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н.Шариповой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Льдоковой Анны Джоновна

к Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ

при участии:

от заявителя: Косарева Е.А, доверенность от 07.11.2009г.;

от административного органа: Чумак Е.В., доверенность от 07.11.2009г.;

установил: Индивидуальный предприниматель Льдокова Анна Джоновна (далее ИП Льдокова А.Д, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Ростовской области  (далее Управление) №  4368 от 14.10.2009г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, а именно пояснил, что при производстве по делу об административном правонарушении имели место нарушения как процессуального, так и материального характера. С требованиями административного органа предприниматель согласен в части, по причинам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании объяснил, что нарушения процессуального характера, выразившиеся в указании неправильной даты в определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вызваны допущенной административным органом технической ошибкой. Относительно состава правонарушения, вменяемого в вину ИП Льдоковой А.Д. административный орган настаивает на правомерности привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил.

08.10.2009 в косметическом кабинете, находящегося на втором этаже в здании водно-спортивного комплекса «Батайск», расположенного по адресу: Ростовская область, г. Батайск, ул. Энгельса, д.227 ведущим специалистом экспертом отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Богданенко Г.В. проведены плановые мероприятия по надзору за соблюдением законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека. Указанные мероприятия осуществлялись на основании Распоряжения  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области от 07.09.2009 № 003082.

По результатам проведенной проверки представителем административного органа были составлены акт от 08.10.09 г. и протокол № 4522 от 08.10.09 по признакам  правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ - нарушение иных прав потребителей .Предприниматель протокол подписала, в графе «объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу» обязалась нарушения исправить

14.10.2009 Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в лице Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Главного государственного санитарного врача по РО, рассмотрев дело в отношении ИП Льдоковой А.Д., установило следующее.

В косметическом кабинете ИП Льдоковой, по указанному адресу происходит оказание косметических и косметологических услуг населению при отсутствии в удобном  для обозрения месте информации об адресе и телефонах подразделений по защите прав потребителей органа местного самоуправления, образцы квитанций, о перечне категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, что является нарушением ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02 .1992 № 2300-1; п. 3 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025; п.10 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 №27.

Определением от 08.10.2009 г. № 4522 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя было назначено на 21.10.2009г. на 15 час.00 мин. Указанное определение было направлено в адрес Льдоковой А.Д. и получено предпринимателем 18.10.09г. (копия доказательства о направлении имеется в материалах дела).

Управление Роспотребнадзора  рассмотрело дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и 14.10.2009 г. вынесло Постановление по делу об административном правонарушении № 4522.

В указанном постановлении Управление признало Льдокову А.Д. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ и назначило ей наказание в виде штрафа 1000 рублей.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения стороны, суд пришел к выводу, что материалами административного дела подтвержден состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.8 КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст 2.1 КоАП РФ).

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.8 КоАП РФ посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Субъектами указанного правонарушения выступают должностные лица, юридические лица. Индивидуальный предприниматель является субъектом данного правонарушения в силу ст.2.4 КоАП РФ, где закреплена норма о том, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ выражается в действии или бездействии изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от обязанности по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации.

В соответствии с ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи (выполнение работ, оказание услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать (п. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей»):

- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров;

- гарантийный срок, если он установлен;

- указания на цену и условия приобретения товаров;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;

- информацию о правилах продажи товаров.

Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, а информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (ч. 2 ст.10 ФЗ).

Кроме того, п.3 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» утв. постановлением Правительства РФ от 15.0897 № 1025 предусматривает обязанность исполнителя услуг (работ) предоставлять потребителю для ознакомления:

указанные Правила;

адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, своевременно и надлежащим образом предоставленная информация об услуге (товаре, работе) и ее исполнителе (продавце, изготовителе) помогает потребителю сделать компетентный, осознанный выбор, основанный на знаниях о назначении  услуги (товара, работы), ее характеристиках, условиях использования, гарантиях и т.п. Непредставление в установленной законом форме соответствующей информации создает предпосылки для возникновения злоупотреблений со стороны исполнителя (продавца, изготовителя), а также лишает потребителя возможности своевременно и квалифицированно защитить свои права, в случае их нарушения.

Как следует из материалов дела, предприниматель, осуществляя деятельность по оказанию косметологических услуг, не представила для потребителей в обозримом месте информацию об адресе и телефонах подразделений по защите прав потребителей органа местного самоуправления, образцы квитанций, о перечне категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, тем самым нарушая права потребителей на получение необходимо и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге) и т.п.

В этой связи, суд пришел к выводу о наличии в деяниях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ. Предприниматель факт правонарушения не  оспаривает и обязуется его устранить.

Вместе с тем, заявитель считает, что административный орган,  неверно ссылается на нарушение п.10 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утв. постановлением Правительства РФ от 13.01.1996г. № 27, который предусматривает обязанность медицинских учреждений обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. Данный довод заявителя признан судом обоснованным.

К медицинским учреждениям согласно п.1 названных правил, относятся лечебно-профилактические учреждения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательские институты и государственные медицинские образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Деятельность по оказанию косметологических услуг, хотя и является медицинской деятельностью (письмо Минэкономразвития РФ от 24 сентября 2009 г. № Д05-4535), однако осуществляется вне медицинского учреждения в арендуемом помещении, которое находится на втором этаже бассейна.

Таким образом, доводы заявителя относительно неверной ссылки административного органа на нарушение п.10 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» судом принимаются, однако данные обстоятельства не исключают нарушения предпринимателем норм ФЗ «О защите прав потребителей» и «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации».

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ административным органом были допущены процессуальные нарушения.

В направленном предпринимателю определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении указано, что рассмотрение состоится 21.10.2009 г в 15.00.

Однако как видно из материалов административного дела, рассмотрение указанного дела состоялось 14.10.09, из чего следует, что предприниматель был извещен на неверную дату.

Указанный факт не отрицается административным органом, представитель Управления пояснил, что эти нарушения вызваны технической ошибкой, которая не была устранена.

Таким образом, Управлением нарушена ч.2 ст.25.1 КоаП РФ предусматривающая, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения».

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности (ч.2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

С учетом того, что заявитель была лишена возможности лично или через представителя защищать свои права при рассмотрении административного дела, не имела возможности воспользоваться правами, предоставленными ей ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ, а допущенные административным органом нарушения при рассмотрении дела устранить невозможно, суд расценивает нарушения, допущенные Управлением Роспотребнадзора как существенные.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, о том, что хотя в действиях предпринимателя и имеется состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, однако процессуальные нарушения, допущенные административным органом в процессе производства по данному делу, позволяют суду прийти к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление  о привлечении к административной ответственности подлежит отмене.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р  Е  Ш  И  Л:

Признать незаконным и отменить Постановление Управлению Роспотребнадзора по Ростовской области № 4368, вынесенное 14 октября 2009г. в отношении индивидуального предпринимателя Льдоковой А.Д. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1 000 рублей.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

СудьяС.В.Гришко.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка