• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2008 года  Дело N А53-2784/2008

Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2008 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи А.В. Парамоновой

при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Парамоновой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Неклиновского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Неклиновскому району Ростовской области

третьи лица: ООО ПКП «Стройинвест»; УПФРФ в Неклиновском районе Ростовской области

об обязании ИФНС по Неклиновскому району произвести зачет сумм ошибочно уплаченных платежей в УПФРФ в Неклиновском районе

в судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: не явился;

от ответчика: специалист 1 разряда юридического отдела Салынская И.С., доверенность № 23-09-05/23-01/1772 от 27.02.2008 г.;

от 3-их лиц: не явились;

СУЩНОСТЬ СПОРА: Неклиновский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об обязании ИФНС по Неклиновскому району произвести зачет сумм ошибочно уплаченных платежей в УПФРФ в Неклиновском районе.

Определением суда от 13.02.2008 г. к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО ПКП «Стройинвест» и УПФРФ в Неклиновском районе Ростовской области.

Неклиновский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, ООО ПКП «Стройинвест» и УПФРФ в Неклиновском районе Ростовской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.

При таких обстоятельствах дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ без участия представителей заявителя и третьих лиц по имеющимся в деле документам.

В судебном заседании представитель налогового органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, в связи с чем положения ст. 78 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Инспекция полагает, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для осуществления зачетов-возвратов страховых взносов.

Рассмотрев материалы дела, исследовав все представленные доказательства, выслушав пояснения представителя налогового органа, арбитражный суд установил следующее.

На основании решения Арбитражного суда Ростовской области от 02.05.2007 г. и выданного исполнительного листа № 071869 от 02.05.2007 г. возбуждено исполнительное производство № 63/3572/90/4/2007 в отношении должника ООО ПКП «Стройинвест».

В ходе исполнительного производства задолженность взыскана, но часть суммы взыскана на ошибочные коды бюджетной классификации:

6468 рублей взысканы на КБК 18210202030061000160 вместо КБК 18210202010061000160;

5467 рублей взысканы на КБК 18210202040061000160 вместо КБК18210202020061000160;

5298, 78 рублей взысканы на КБК 18210202030061000160 вместо КБК18210202010061000160;

702, 36 рублей взысканы на КБК 18210202040061000160 вместо КБК18210202020061000160.

Указанные платежи перечислены Неклиновским районным отделом судебных приставов УФССП РФ по РО в УФК по РО платежными поручениями соответственно № 2619 от 27.11.2007 года, № 5467 от 27.11.2007 года, № 2690 от 27.11.2007 года, № 2622 от 27.11.2007 года.

Установив, что указанные денежные средства перечислены ошибочно не на те коды бюджетной классификации, Неклиновский районный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области 23.01.2008 г. обратился в ИФНС по Неклиновскому району с заявлениями №№ 1791168, 1791169, 1791172, 1791173 о возврате переплаты по уплаченным страховым взносам на расчетный счет общества.

Рассмотрев указанное заявление, налоговая инспекция направила в адрес Неклиновского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области письмо, в котором сообщила об отказе заявителю в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных взносов═ указав, что действующие нормы НК РФ и Закона № 167-ФЗ не наделяют налоговые органы правом на осуществление зачета-возврата излишне уплаченных страховых взносов, в связи с чем до внесения соответствующих изменений в ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» у налоговых органов отсутствуют правовые основания для осуществления зачетов-возвратов страховых взносов.

Не согласившись с указанной позицией налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований заявителя в полном объеме, при­няв во внимание следующее.

Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней. Согласно пункту 4 этой же статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.

Как следует из пункта 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04 установил, что т.к. зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее, а возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней, то по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Основным условием для возврата (зачета) сумм налога из бюджета является наличие доказательств его поступления в бюджет.

Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается тот факт═ что страховые взносы в сумме 17936,14 рублей, уплаченные по платежными поручениями № 2621 от 27.11.2007 г., № 2622 от 27.11.2007 г., № 2620 от 27.11.2007 г., № 2619 от 27.11.2007 г., поступили в бюджет.

Статьей 3 Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона № 167-ФЗ уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование накопительной части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на финансирование страховой части трудовой пенсии, зачисляются в один бюджет - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, законодательством РФ установлен механизм распоряжения бюджетными средствами, которое может осуществляться государственными органами в пределах установленной компетенции. Возврат денежных средств из бюджета относится к полномочиям по распоряжению бюджетными средствами, которыми государственный орган должен быть наделен в установленном законом порядке.

Статьей 2 Закона N 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба. Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Применение к спорным правоотношениям статьи 78 НК РФ не противоречит сущности платежей, как возмездных и неналоговых. Согласно пункта 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003г. №бг-16-05/189/МЗ-08-32/2с налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС в части платежей, относящихся к ПФР.

Более того, налоговым органом не оспаривается факт наличия у заявителя ошибочно уплаченных платежей═ согласно справки налогового органа № 2301/2590 от 17.03.2008 года ═уплаченные по вышеперечисленным платежным поручениям суммы были зачислены как страховые взносы в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонда РФ на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии═ тогда как по указанным платежам у плательщика отсутствуют налоговые обязательства═ следовательно суммы являются излишне уплаченными и недоимки по данному виду платежей у плательщика не имеется.

При рассмотрении данного дела судом учтена правовая позиция, сформулированная ВАС РФ применительно к данной категории споров.

В соответствии с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 г. № 2776/06 и № 4240/06 право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в силу ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" предоставлено Федеральной налоговой службе.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом не исполнена надлежащим образом обязанность по зачету заявителю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17936,14 рублей, в связи с чем, требования заявителя суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 22 Постановления Пленума от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и, одновременно, обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. Принимая во внимание положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Из представленных в суд документов следует, что 17936,14 рублей страховых взносов, уплаченные по платежным поручениям № 2621 от 27.11.2007 г., № 2622 от 27.11.2007 г., № 2620 от 27.11.2007 г., № 2619 от 27.11.2007 г., поступили в бюджет, являются излишне уплаченными, доказательства соблюдения досудебного порядка суду представлены - заявления №№ 1791168, 1791169, 1791172, 1791173 от 23.01.2008 г. с отметкой о принятии налоговым органом 23.01.2008 г.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя об обязании налогового органа произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов в размере 17936,14 рублей, обоснованы надлежащими документами и подлежат удовлетворению.

В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

В связи с изложенным суд считает, что в соответствии со статьей 110 АПК РФ в удовлетворенной части требований расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган и взыскиваются в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 156, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Неклиновскому району Ростовской области произвести зачет взысканных Неклиновским районным отделом судебных приставов УФССП РФ по Ростовской области с ООО ПКП «Стройинвест» на основании исполнительного листа № 071869 от 02.05.2007 года сумм═ а именно: 6468 рублей с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160; 5467 рублей с КБК 18210202040061000160 на КБК18210202020061000160; 5298, 78 рублей с КБК 18210202030061000160 на КБК18210202010061000160; 702, 36 рублей с КБК 18210202040061000160 на КБК18210202020061000160 по правилам статьи 78 НК РФ.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Неклиновскому району Ростовской области в пользу Неклиновского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 рублей.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Неклиновскому району Ростовской области в доход федерального бюджета 217 рублей 44 копеек государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.В. Парамонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-2784/2008
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 25 марта 2008

Поиск в тексте