АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 января 2012 года  Дело N А53-27990/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «25» января 2012

Полный текст решения изготовлен  «26» января 2012 .

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Мищенко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Южного управления Госавтонадзора

к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Ростов-Авто», ИНН 6164090830, ОГРН  1026103282325

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: представитель Рубашкин С.М., доверенность № 75 от 23.11.2011,

от лица, привлекаемого к административной ответственности: представитель Долгоносова В.В., доверенность от 08.02.2011,

установил:

Южное управление Госавтонадзора (далее - заявитель, Госавтонадзор) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Ростов-Авто» (далее - заинтересованное лицо - общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель общества в судебном заседании вину признал, просил применить минимальную штрафную санкцию, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменный отзыв, дополнительных документов. Данное ходатайство судом удовлетворено.

Изучив  материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд  находит заявление, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 07.12.2011 г. в 17 час. 00 мин, при проведении контрольных мероприятий по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Сиверса, 1, на основании распоряжения № 2156 от 08.11.2011 г. по факту дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП), совершенного 19.10.2011 г., при участии принадлежащего ООО ТК «Ростов-Авто» автобуса «Хендэ HD КАУНТИ» гос. № СМ 037 61 rus под управлением водителя Паичадзе Т.Ю., в результате которого ранено 2 человека, выявлено совершение юридическим лицом ООО ТК «Ростов-Авто», осуществляющим деятельность по адресу - г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, 45, административного правонарушения,: осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией выданной АСС-61-008701 от 27.06.2002 г. сроком действия до 28.06.2012 г.), и обусловленных на п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.06 г. № 637.

В ходе проведенной проверки установлены факты нарушений требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем  старшим государственным инспектором  отдела автотранспортного и автодорожного надзора Южного УГАДН составлен акт о результатах проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения № 634 от 07.12.2011г и протокол об административном правонарушении № 307  от 07.12.2011г. по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании  ст. 202 АПК РФ  Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением  о привлечении ООО ТК «Ростов-Авто» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с  нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

В соответствии с п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомо­бильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного По­становлением № 637 от 30.10.2006 года Правительства РФ, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Как следует из представленных в материалы дела документов должностным лицом Южного УГАДН были выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением ( лицензией) выразившиеся в следующем: специальная квалификационная подготовка специалистов, чья деятельность влияет на обеспечение безопасности дорожного движения - не проведена. Аттестация специалистов, чья деятельность влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, на соответствие занимаемым должностям - не проведена (директор Скрипилев Анатолий Григорьевич, механики Шаламов В.Ю. (произведший выпуск АТС 19.10.2011г., путевой лис г № 31367) и Дьяченко И., специальную квалификационную подготовку специалистов, чья деятельность влияет на обеспечение безопасности дорожного движения не проходили. Аттестация данных специалистов специалистов не проведена. Требования п. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года; пункта 2 «Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного приказом Министерства труда и Министерства транспорта РФ № 13/11 от 11.03.1994 г. - не выполняются; техническое обслуживание транспортного средства в порядке и сроки определяемые действующими нормативными документами не организовано, документы подтверждающие проведение технических обслуживании транспортных средств отсутствуют;

Согласно графику постановки автобусов на ТО-1 и ТО-2 на октябрь 2011 г. и лицевой карточки автобуса «Хендэ HD КАУНТИ» гос. № СМ 037 61 rus , участвовавшего в ДТП, техническое обслуживание не проводилось 11.10.2011г., подтверждающие документы не представлены. Отсуствует заявка на проведение, отсутствуют отметка о выполнении работ, а так же подписи исполнителей, а так же отсутствует документ, выдаваемый исполнителем работ, о соответствии технического состояния и оборудования данного автобуса в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. Таким образом, техническое обслуживание №№ 1, 2 автобуса «Хендэ HD КАУНРИ» гос. № СМ 03761 rus, участвовавшего в ДТП, в котором пострадало 2 человека, не проводилось, подтверждающие документы отсутствуют. Нарушены требования ст. 16, 18, 20 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95г. № 196-ФЗ., п. 3.2. Положения «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г.№ 2., тем самым нарушены требования п. 4 «б» и 4 «в» Постановления Правительства от 30.10.2006г. № 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным т^лспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»: не соблюдается порядок заполнения путевых листов. При проверке путевой документации установлено, что дата, время и показания одометра в путевых листах при выезде с постоянной стоянки и его заезде не подтверждается подписями механиков, с указаниями инициалов и фамилий. Данный факт подтверждается копиями путевых листов № 31367 от 19.10.2011 г., № 31261 от 18.10.2011 г., № 30537 от 10.10.2011 г.; №30168 от 06.10.11г.).

Нарушены требования п. 13 Приказ Минтрансом РФ «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов» от 18.09.2008 г. № 152, п. 4 (б) «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г №637.

Водителем наставником назначен водитель имеющий нарушения правил  дорожного движения и совершивший ДТП. Перестажировка водителя Паичидзе Т.Ю. по маршруту № 40, согласно листку прохождения стажировки, проводилась с 24.10.2011 г. по 26.10.2011 г. водителем-наставником Воропаевым В.П., на автомобиле марки Хундай  в  объеме 20 часов. В ходе проверки установлено, что водитель-наставник Воропаев В.П. имеет нарушения ПДД, соответственно не может быть назначен водителем наставником для проведения стажирования. К административной ответственности за нарушение ПДД водитель - наставник Воропаев В.П. был привлечен 06.08.11г.. и 16.11.2011 г., что  подтверждается копиями журнала нарушений водителями ПДД, сверенного с ГИБДД, стажировочного листа 1 а, приказа о назначении водителей наставников.

Нарушены ст. 20 ФЗ № 196 от 10. 12. 1995 г. «О Безопасности Дорожного Движения», п. 2.2 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. № 2, п.п. 3.5 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20. 01. 1986 г., а так же п. 4 «б», «в» Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.06г.

Предприятие не обеспечивает водителей необходимыми документами предусмотренными действующими нормативными правовыми актами (лицензионная карточка). Что подтверждается копией путевого листа, копией журнала выпуска, объяснением руководителя.

Нарушены ст. 20 ФЗ № 196 от 10. 12. 1995 г. «О Безопасности Дорожного Движения», п. 2.3.6 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. № 2, п. 4 «б», «в», «з» Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.06г.

Не обеспечивается контроль за соблюдением графиков (расписанием) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Данный факт подтверждается копиями путевых листов № 32163 от 27.10.2011 г., № 32303 от 28.10.2011 г., № 32276 от 28.10.2011 г, копиями рапортов №195 от 27.10.11г.; №196 от 28.10.11г.; №199 от 28.10.11г., объяснением ответственного по БДД.

Насушены ст. 20 ФЗ № 196 от 10. 12. 1995 г. «О Безопасности Дорожного Движения», п. 5.2.5 Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.97г. № 2, п. 4 «б», «в» Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.06г.

Вышеперечисленные нарушения являются нарушениями, установленными пунктом 4 «а», «б», «в», «г», «д», «з» «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06г. № 637, в результате которых 19.10.2011 г. произошло ДТП, повлекшее причинение вреда здоровью 2 человек.

В соответствии с Законом о лицензировании лицензируемый вид деятельности- вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии ( статья 2); деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек ( за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя ) отнесена к лицензируемым видам деятельности ( подпункт 62, пункт 1 статьи 17), одним из основных принципов осуществления лицензирования является установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности ( статья 3); Правительство Российской Федерации утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности ( статья 5).

Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов  деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности ( статья 2 Закона о лицензировании).

В соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 2,3,5 данного Закона, Правительством Российской Федерации утверждено Положение, пунктом 4 которого установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.

Пунктом «б» пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий относит выполнение требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта, требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров. т.е. определяет круг нормативных актов, которые могут устанавливать лицензионные требования и условия в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются указанным Федеральным законом, а в части не урегулированной данным Федеральным законом , регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. № 112, утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливающие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования  к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок ( пункт 1).

Следовательно, лицензионные требования и условия могут содержаться как в приведенных нормативных правовых актах, так и в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Лицензионные требования и условия должны быть одинаковыми для всех соискателей лицензии на данный вид лицензируемой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Вина ООО ТК «Ростов-Авто» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении, пояснениями предпринимателя, данными при составлении протокола об административном правонарушении, а также иными доказательствами, собранными по делу.

Таким образом, выявленные нарушения транспортного законодательства административным органом были квалифицированы правильно, как осуществление предпринимателем деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за которые ответственность предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного обществу правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной, следовательно, заявленное требование Южного управления Государственного автодорожного надзора подлежит удовлетворению.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Довод заявителя о необходимости привлечения общества к административной ответственности  в виде штрафа ввиду наличия угрозы жизни и здоровью граждан, судом принимается по следующим основаниям.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в частности, предупреждение. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

В силу статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение, как мера административного наказания, применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности он, в силу требований Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Объектом вменяемого лицензиату правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.