АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2010 года  Дело N А53-28112/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2010 года

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Воловой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гриньковой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Персонал-Юг-2»

к  Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области

о признании уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения № 332 от 06.11.2009 недействительным и обязании Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя

при участии:

от  заявителя - представителя Иванова А.А. по доверенности от 18.01.10

от заинтересованного лица - представителя Дружининой А.Н. по доверенности от 11.01.10

установил: ООО «Персонал-Юг-2» (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области о признании незаконными действий; отмене уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения № 332 от 06.11.2009; обязании Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области выдать ООО «Персонал-Юг-2», предусмотренное приказом МНС РФ от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения

По ходатайству заявителя для представления дополнительных доказательств по делу в судебном заседании объявлялся перерыв. После окончания срока перерыва судебное заседание продолжено 24.02.2010.

Общество заявило об изменении требования, просит признать уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения № 332 от 06.11.2009 недействительным и обязать Межрайонную ИФНС России №25 по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

В порядке ст.49 АПК РФ суд принял изменение требования.

Налоговый орган требования заявителя не признал, полагает, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подано обществом с нарушением установленного пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения заявителя и налогового органа, суд установил следующее.

ООО «Персонал-Юг-2» 16.10.2009 было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.

Общество поставлено на учет 16.10.2009 в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области.

Свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения серия 61 № 006845652 получено представителем общества по доверенности 27.10.2009, что подтверждается копией журнала о выдаче свидетельства. Данный факт налоговым органом не оспаривается.

В Межрайонную ИФНС России № 25 по Ростовской области с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения общество обратилось 30.10.2009.

Межрайонная ИФНС России №25 по Ростовской области уведомлением от 06.11.2009 №332 сообщила обществу о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку заявление подано организацией не в пятидневный срок от даты постановки на учет в ИФНС.

В связи с поздним получением свидетельства о постановке на налоговый учет общество, как указывает заявитель, было лишено возможности применять упрощенную систему налогообложения, данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с требованиями о признании  уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения № 332 от 06.11.2009 недействительным и обязать Межрайонную ИФНС России №25 по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что требования общества подлежат удовлетворению в виду следующего.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно п. 5  ст. 200 АПК РФ  при  рассмотрении  споров  о  признании  ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обязанность доказывания  соответствия  оспариваемого ненормативного  акта, решений и действий (бездействия)  закону  или  иному  нормативному  правовому  акту,  законности  принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами решений и действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.

Согласно Приказу МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.03.2004 N 5685) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается налоговым органом по месту нахождения при постановке на учет организации при ее создании, в том числе путем реорганизации. Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для постановки на учет в налоговом органе организации и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) используется выписка из ЕГРЮЛ по форме согласно приложению N 5 к Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц". Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица (о государственной регистрации при создании юридического лица путем реорганизации). В соответствии с п. 2.1.3. Приказа МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 налоговый орган по месту нахождения юридического лица, государственная регистрация которого осуществлена в соответствии со специальным порядком (статья 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), осуществляет постановку юридического лица на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), вносит сведения в ЕГРН на основании выписки из ЕГРЮЛ, полученной по каналам связи с применением средств защиты информации (далее - каналы связи), не позднее пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица и в тот же срок выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Межрайонная ИФНС России №25 по Ростовской области не представила в суд доказательства своевременного направления обществу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В связи с указанным, суд пришел к выводу о нарушении Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области вышеуказанного порядка выдачи обществу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном названной главой Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При рассмотрении дела судом установлено, что общество подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты получения свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения серия 61 № 006845652.

Кроме того, исходя из указанных выше норм права, фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о ее первоначальном выборе. Вопрос о правомерности использования упрощенной системы налогообложения вновь созданной организацией связан именно с этим выбором, т.е. с реализацией права на применение упрощенной системы. При этом применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер и не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.

Исходя из системного толкования положений гл. 26.2 НК РФ заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер.

Положениями гл. 26.2 НК РФ не предоставлено право налоговому органу запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения (за исключением случаев, прямо предусмотренных п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

При этом вновь созданная организация не вправе применять УСН только в случае, если относится к организациям, перечисленным в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Организация имела право выбрать упрощенную систему налогообложения, что подтверждается представленными в материалы дела оборотно-сальдовой ведомостью за период 16.10.2009-24.02.2010 и справкой о средней численности работников общества.

Таким образом, порядок применения УСН вновь созданными организациями является уведомительным, для чего требуется лишь обязательное обращение в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Даже если налогоплательщик не подал заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, то это еще не означает, что он не имеет права применять УСН с момента регистрации.

В ст. 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе из-за нарушения им сроков подачи заявления в налоговый орган, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что отказ налогового органа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения следует признать неправомерным.

Таким образом  Межрайонной  ИФНС России  №25  по  Ростовской  области были нарушены права и интересы ООО «Персонал-Юг-2», в связи с чем требования заявителя о признании уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения № 332 от 06.11.2009 недействительным и обязании Межрайонную ИФНС России №25 по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган, с учетом уплаты обществом при подаче заявления 2 000 руб. по платежному поручению № 27 от 09.12.2009.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  167- 170, 201 АПК РФ,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации уведомление Межрайонной  ИФНС России  №25  по  Ростовской  области от 06.11.09 № 332 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения незаконным и обязать Межрайонную ИФНС России №25 по Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО «Персонал-Юг-2».

Взыскать с Межрайонной  ИФНС России  №25  по  Ростовской  области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Персонал-Юг-2» государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

Судья   Н.И. Волова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка