АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года  Дело N А53-2821/2011

Резолютивная часть решения объявлена  20 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен  25 апреля 2011 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Грязевой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело  по иску федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН 7724261610; ОГРН 1037724007276)

к Администрации Тарасовского района Ростовской области, Администрации Дячкинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РО, Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по г. Москва

о признании права хозяйственного ведения на нежилое помещение

при участии:

от истца:  Суханова А.Н., доверенность № 61.1.6-05/197 от 27.12.2010,

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации Тарасовского района Ростовской области, Администрации Дячкинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области о признании права хозяйственного ведения на помещение, занимаемое отделением почтовой связи «Васильевка», расположенное по адресу: Ростовская область, Тарасовский район, х. Васильевка, ул. Железнодорожная, 31, состоящее их двух комнат общей площадью 22,5 кв. м: комнаты   № 2 площадью 10,5 кв. м, комнаты № 3 площадью 12 кв. м, литер А.

Определением суда от 03.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по г. Москва.

Представитель истца поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Администрация Тарасовского района Ростовской области, Администрация Дячкинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области направили отзывы, в соответствии с которыми не возражали против удовлетворения исковых требований.

ТУ Росимущества по Ростовской области также представил в материалы дела отзыв, в котором заявленные требования о признании права собственности поддержал.

Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков и третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Управление федеральной почтовой связи Ростовской области является филиалом ФГУП «Почта России»  и имеет отделение почтовой связи «Васильевка», являющееся его структурным подразделением, которое занимает  нежилое помещение, расположенное по адресу: Ростовская область, Тарасовский район, х. Васильевка, ул. Железнодорожная, 31; две комнаты общей площадью 22,5 кв. м.

Указанное отделение связи использует спорное помещение для оказания услуг почтовой связи с момента выделения (до 1991 года) и по настоящее время, что подтверждается  исторической справкой начальника Каменск-Шахтинского почтампа, справкой начальника Каменск-Шахтинского УЭС с приложением копии телефонного справочника Тарасовского районного узла связи за 1991 год, актом и копиями трудовых книжек работников Каменск-Шахтинского почтамта и Тарасовского районного уза связи Маньшина Г.В., Канисевой Е.Н. и Назаровой Е.Г. о подтверждении факта нахождения ОПС в занимаемом помещении до 1991 года.

Из представленных доказательств следует, что отделение почтовой связи «Васильевка»  использует спорное помещение ранее 1991 года, оно никогда не выбывало из его владения.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении № 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В приложении № 1 в качестве таких объектов, в частности, указаны предприятия связи. Согласно приложению 1 к названному Постановлению имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, относится исключительно к федеральной собственности.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации, имеющее силу закона, как акт высшего законодательного органа государства направлено на защиту публичных интересов, то есть интересов общества, которые могут быть защищены с достаточной полнотой при условии, что к государственной федеральной собственности относятся не только сами предприятия, поименованные в приложении № 1, но и имущество, принадлежащее им на момент разграничения объектов государственной собственности. По смыслу, придаваемому постановлению № 3020-1 правоприменительной практикой, принадлежность имущества соответствующему предприятию, осуществляющему владение и пользование им в целях обеспечения уставной деятельности, предполагается, а иное должно быть доказано.

При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. В соответствии с этим правилом за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимость, используемая этой организацией в процессе своей деятельности, т.е. государственная организация должна признаваться владельцем всего движимого и недвижимого имущества как единого имущественного комплекса. Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорные помещения, используемые для размещения отделения связи, должны закрепляться за организацией почтовой связи.

При разрешении спора об уровне собственности следует исходить из того, что до разрешения вопросов о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в силу статьи 95 Гражданского кодекса РСФСР все имущество организованных государством предприятий принадлежало государству. Смысл разграничения собственности состоял в том, чтобы обеспечить материально-технические условия деятельности каждого уровня власти. Следовательно, государственное имущество должно принадлежать государственному образованию, на органы управления которого возложено выполнение тех функций, для осуществления которых предназначено данное имущество. Уровень собственности на имущественный комплекс организации должен определяться в зависимости от вида деятельности организации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» государственные учреждения, которые являются организациями федеральной почтовой связи, создаются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Согласно статье 24 названного Закона средства почтовой связи, подъездные пути и иное имущество предоставляются организациям федеральной почтовой связи в хозяйственное ведение или оперативное управление. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью.

ФГУП «Почта России» является федеральным государственным унитарным предприятием и создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р, что следует из Устава предприятия. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений РФ и министерство РФ по связи и информатизации в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии с п. 3.1 Устава ФГУП «Почта России» имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками, принадлежит на праве хозяйственного ведения Предприятию и отражается на его самостоятельном балансе. Указанное условие Устава соответствует корреспонденции норм ст. ст. 113, 114, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих содержание права хозяйственного ведения и субъектный состав его носителей к числу которых, в частности, отнесены федеральные государственные унитарные предприятия.

Отделение почтовой связи является объектом почтовой связи, который состоит из зданий, сооружений, нежилых помещений и т.д., используемых для оказания услуг почтовой связи. Судом установлено, что спорное помещение, занимаемое почтовым отделением в настоящее время, на момент издания постановления  ВС РФ от 27.12.1991  № 3020-1 находилось в его пользовании.

Устав ФГУП «Почта России» предусматривает нахождение всего имущества в хозяйственном ведении истца, а спорное помещение не выбывало из владения последнего. Факт невнесения имущества в реестр федеральной собственности само по себе не может подтвердить принадлежность данного имущества другому собственнику.

Поскольку спорные помещения не выбывали из владения отделения почтовой связи с 1991 года по настоящее время, у суда отсутствуют основания квалифицировать данные помещения как бесхозные.

Таким образом, в процессе разграничения государственной собственности спорное помещение, используемое для размещения отделения почтовой связи, должно быть отнесено к федеральной собственности и закреплено за ФГУП «Почта России».

Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорное помещение и надлежащего документального оформления их закрепления в реестре федерального имущества не влияют на статус указанного имущества как объекта федеральной собственности. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества в силу статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом под передачей следует понимать вручение соответствующего имущества приобретателю. Согласно статье 224 Кодекса имущество считается врученным с момента его фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Учитывая, что на момент создания ФГУП «Почта России» спорное имущество находилось в его фактическом владении, с этого времени у предприятия и возникло право хозяйственного ведения.

Факт нахождения отделения связи в спорном помещении ранее 1991 года подтверждается исторической справкой начальника Каменск-Шахтинского почтамта, справкой начальника Каменск-Шахтинского УЭС с приложением копии телефонного справочника Тарасовского районного узла связи за 1991 года; актом и копиями трудовых книжек работников Каменск-Шахтинского почтамта и Тарасовского районного узла Маньшина Г.В., Канисевой Е.Н. и Назаровой Е.Г. о подтверждении факта нахождения ОПС в занимаемом помещении до 1991 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорное имущество находится в федеральной собственности и принадлежит истцу на праве хозяйственного ведения.

Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации  право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения  истца на указанный в иске объект недвижимого имущества не является основанием для отклонения заявленных исковых требований, поскольку в данном случае факт его признания в судебном порядке предшествует факту такой регистрации.

Как следует из положений статей 17, 18  Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации прав является документ (совокупность документов) бесспорно свидетельствующих о принадлежности определенного объекта прав определенному в них лицу.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд считает, что исковые требования  предприятия подлежат  удовлетворению.

Поскольку процессуальное участие Администрации Дячкинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области, Администрации Тарасовского района Ростовской области в качестве ответчиков и удовлетворение иска не является свидетельством неправомерности их действий,  и не может влечь отнесение расходов по оплате государственной пошлины на ответчиков, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать право хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России» на нежилое помещение, занимаемое отделением почтовой связи «Васильевка», расположенное по адресу: Ростовская область, Тарасовский район, х. Васильевка, ул. Железнодорожная, д. 31, состоящее из двух комнат общей площадью 22,5 кв. м, в том числе: комнаты № 2 площадью 10,5 кв. м, комнаты № 3 площадью 12 кв. м, литер «А».

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья  В.В. Грязева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка