АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 04 декабря 2009 года  Дело N А53-28220/2009

Резолютивная часть решения объявлена  «02» декабря 2009.

Полный текст решения изготовлен  «04» декабря 2009.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Гришко С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шариповой С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бундес»

к межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Ростовской области

об оспаривании решения административного органа о привлечении  к административной ответственности

при участии:

от заявителя - директор Джумаков Ю.Б.;

от ИФНС - представитель Иващенко М.В. по доверенности № 56 от 24.08.2009;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бундес» о признании незаконным и отмене постановлений № 0000325-09 и № 0000326-09 от 02.11.2009 по делу об административном правонарушении Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Ростовской области.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал  заявленные требования, просил суд признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.  Полагает, что отсутствуют основания для привлечения общества и директора общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение требований п.3, п.29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель налогового органа требования заявителя не признал. Считает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно. ООО  «Бундес» нарушены пункты 3, 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

26.10.2009 по адресу: г. Новочеркасск, ул. 26 Б Комиссаров, 2,  сотрудниками налоговой инспекции была проведена проверка магазина, принадлежащего ООО «Бундес» по вопросу полноты учета выручки в кассу предприятия, полученной с применением контрольно-кассовой техники, а также порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций за период с 01.10.2009 по 25.10.2009 включительно.

В ходе проверки было установлено, что выручка в размере 82409 руб. не была оприходована. По данным  фискального отчета общая сума выручки в проверяемом периоде составила 1593271 руб. По данным бухгалтерского учета оприходовано в кассу предприятия  1510862 руб. за 24.10.2009 кассовая книга и кассовые отчеты отсутствуют (не велись). В ходе проверки также было установлено нарушение порядка хранения денежных средств, выразившегося в отсутствии изолированного помещения кассы предприятия, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег по юридическому адресу предприятия.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 1377 от  26.10.2009, в акте осмотра от 26.10.2009.

В отношении ООО «Бундес» и директора ООО «Бундес» Корольковой Н.Ф. 27.10.2009  составлены протоколы об административном правонарушении № 0000325-09 и № 0000326-09, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ.

Рассмотрев протокол № 0000326-09 об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 02.11.2009 руководитель инспекции ФНС России принял постановление о привлечении ООО  «Бундес»  к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40000 рублей.

Рассмотрев протокол № 0000325-09 об административном правонарушении и приложенные к нему документы, 02.11.2009 руководитель инспекции ФНС России принял постановление о привлечении директора ООО «Бундес» Джумакова Ю.Б. к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 4000 рублей.

Указанные постановления являются предметом спора по настоящему делу.

В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Из материалов дела следует, что постановлением № 0000325-09  от 02.11.2009 директор ООО «Бундес» Джумаков Ю.Б. был привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. Джумков Ю.Б. не имеет статуса индивидуального предпринимателя и был привлечен  к административной ответственности как должностное лицо - директор ООО «Бундес».

Таким образом, в этой части требований настоящее дело арбитражному суду неподведомственно.

В соответствии с частью 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в  накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» № 54-ФЗ от 22.05.2003 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации № 40 от 22.09.1993.

Согласно п. 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

В соответствии с п. 23 Порядка, каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Согласно п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Таким образом, для установления факта неоприходования наличных денежных средств необходимо установить разницу между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.

Как следует из материалов делу, по данным  фискального отчета общая сумма выручки в проверяемом периоде составила 1593271 руб., по данным бухгалтерского учета оприходовано в кассу предприятия  1510862 руб. за 24.10.2009 кассовая книга и кассовые отчеты отсутствуют (не велись).

Согласно заявлению и пояснений в судебном заседании представителя заявителя, 24.10.2009  бухгалтер не работала, поскольку это была суббота, выходной бухгалтера. После выходных дней бухгалтер, в силу своей нерасторопности, не успел оприходовать полученную магазином выручку.

Из приведенных правовых норм следует, что организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах). Неоприходование денежных средств в кассу организации в установленный нормативными актами срок (день их поступления) образует оконченный состав административного правонарушения.

Пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлено, что в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3.

Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.

В качестве второго основания для привлечения к административной ответственности налоговый орган указывает, что обществом не соблюдаются требования по технической укрепленности помещений касс предприятий, установленных Приложением № 3 к Порядку ведения кассовых операций № 40 от 22.09.1993г., согласно которому для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей, помещение кассы должно закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей в обязательном порядке прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами.

В ходе проведения проверки, протоколом осмотра помещения ООО «Бундес» по ул. 26 Б.Комиссаров, 2, установлено несоответствие помещения общества вышеуказанным требованиям, а именно, отсутствие двух дверей, не оборудовано окно для выдачи денег, г и т.п.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом п. 29 Порядка и подтверждают наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с диспозицией статьи 15.1 КоАП РФ за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

К заявителю применена мера ответственности в виде минимального размера штрафа.

Прочие доводы представителя заявителя признаны судом необоснованными, не достаточными  для  удовлетворения заявленных требований.

Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, суд не установил достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь  1 части 1 статьи 150 и статьями 151, 167-170 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Производство по делу в части оспаривания постановления № 0000325-09  от 02.11.2009 Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Ростовской области о привлечении  Джумакова Ю.Б. к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса  об административных правонарушения РФ - прекратить.

В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.

Решение по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение.

Судья  С.В.Гришко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка