АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 мая 2010 года  Дело N А53-2822/2010

Резолютивная часть решения объявлена  «06» мая 2010.

Полный текст решения изготовлен  «14» мая 2010.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Соловьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «БИЛД»

к Ростовской таможне

о признании незаконным действия Ростовской таможни. А также решения Ростовской таможни №51-10/01361 от 24.11.2009г. по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию РФ по ГТД №10313060/220909/0006916;

об обязании Ростовской таможни вернуть ЗАО «БИЛД» излишне уплаченные платежи по ГТД №10313060/220909/0006916 в сумме 91068,83 руб., а также пеню в размере 1883,60 руб., а всего 92952,43 руб.;

при участии:

от заявителя: Колесникова О.Ю. доверенность №20 от 08.10.2009г.;

от заинтересованного лица: Лосникова А.В. доверенность №02/32/1111 от 09.09.2009г.;

установил: в открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению Закрытого акционерного общества «БИЛД» к Ростовской таможне о признании незаконным действия Ростовской таможни. А также решения Ростовской таможни №51-10/01361 от 24.11.2009г. по корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию РФ по ГТД №10313060/220909/0006916; об обязании Ростовской таможни вернуть ЗАО «БИЛД» излишне уплаченные платежи по ГТД №10313060/220909/0006916 в сумме 91068,83 руб., а также пеню в размере 1883,60 руб., а всего 92952,43 руб.

Представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в заявлении с учетом уточнений, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд установил, что между ЗАО «БИЛД» и Компанией KONNER LTD был заключен внешнеторговый контракт №KON/BILD/2009 от 09.06.2009г. на поставку товаров на условиях FOB, порт Нингбо, Китай. Пунктом 1.2 контракта установлено, что номенклатура товаров и конкретные условия каждой поставки определяются выставленным на данную партию товаров инвойсом.

Во исполнение указанного контракта ЗАО «БИЛД» ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД №10313060/220909/0006916 товар - оборудование санитарно-техническое и его части, из алюминия: радиаторы алюминиевые отопительные 1787 шт. производства фирмы «КОННЕР ЛИМИТЕД», Китай. Условия поставки - FOB порт Нингбо, Китай. Общая сумма контракта - 1500000 долларов США.

Закупочная стоимость всей партии товара составила 73847 долларов США. Курс доллара 30,3711, итого 2242814,62 руб. Стоимость морской перевозки на условиях FOB до г. Новороссийска составила 81502,39 руб. Общая таможенная стоимость товара с учетом поставки - 2324317,01 руб.

Сумма таможенных платежей была определена Обществом по первому методу определения таможенной стоимости товара и составила по его расчету 698146,47 руб. Для подтверждения таможенной стоимости товара Обществом в таможенный орган были предоставлены следующие документы: накладная №597792735, накладная №8, транзитная декларация при ВВТ и МТТ №10317110/180909/0009844, декларация таможенной стоимости, паспорт сделки №09070002/2948/0000/2/0, контракт №KON/BILD/2009 от 09.06.2009г., инвойс № KON970002 от 17.08.2009г., упаковочный лист, платежные поручения №55 от 20.07.2009г., №56 от 21.07.2009г., договор на перевозку №11422/810/08/01 от 25.09.2008г., счет №1559 от 16.09.2009г.

При таможенном оформлении товара по результатам проведенного контроля должностными лицами Ростовского таможенного поста было установлено, что представленные декларантом к таможенному оформлению документы и сведения являются недостаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости. В целях уточнения заявленных сведений по таможенной стоимости товара у декларанта были запрошены дополнительные документы и сведения (запрос №1 от 22.09.2009г.), а именно:

- пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки,

- пояснения по физическим характеристикам, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, повлиявших на стоимость товара,

- экспортная таможенная декларация с отметками таможенного органа страны отправления товара,

- документы по страхованию,

- документы по транспортировке товара,

- банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя,

- ведомость банковского контроля,

- прайс-лист фирмы изготовителя на условиях EXW с указанием временного интервала действия.

В ответ на запрос таможенного органа Общество письмом от 11.11.2009г. представило дополнительные документы, а именно: пояснительное письмо №471 от 11.11.2009г., письмо об отсутствии страхования груза, пояснения по условиям продаж, прайс-лист на условиях EXW, прайс-лист на условиях FOB, ведомость банковского контроля от 12.11.2009г., оборотно-сальдовую ведомость, копию распоряжения №1 от 20.01.2009г., копию банковской выписки от 19.10.2009г., копии документов по реализации, обзорная таблица цен на алюминиевые радиаторы, копия свидетельства о регистрации Поставщика с переводом, копия платежного поручения №2561 от 23.09.09. (транспорт), копия заявки на перевозку, копия счета №1559 от 16.09.2009г. (транспорт), копия каталога по радиаторам, копия экспортной декларации, оригинал контракта.

Решением таможенного органа №51-10/01361 от 24.11.2009г. отказано в определении таможенной стоимости товара по ГТД №10313060/220909/0006916 по заявленному декларантом методу определения по стоимости сделки и произведена окончательная корректировка таможенной стоимости по шестому (резервному) методу. В соответствии с КТС-1 доплате подлежат ТП в сумме 1068 руб. 83 коп.

В обоснование указанного решения таможенный орган указал следующее: в подтверждение заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом не предоставлены следующие документы и сведения: декларация страны ввоза с переводом на русский язык с отметками таможенного органа отправления товаров; пояснения по физическим характеристикам товара, соглашение об использовании факсимиле и ЭЦП. В инвойсе и упаковочном листе отсутствует ссылка на приложение №1 от 08.07.2009г., подтверждающие согласование обеими сторонами сведений, указанных в ГТД (цена, модель и количество партии товара и т.д.), отсутствую условия оплаты за товар. В пояснениях по условиям продажи выявлены расхождения, выражающиеся в том, что п. 2 декларант ответил, что ранее сотрудничество между продавцом и покупателем не осуществлялось, однако в п. 4 декларант указал, что покупатель и продавец являются постоянными партнерами и указал период времени в п. 3 с 09.06.2009г. Также в платежных поручениях таможенным органом выявлены незначительные опечатки, что, по мнению таможенного органа, является свидетельством недостоверности представленных сведений.

ЗАО "БИЛД" не согласилось с решением таможенного органа, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.

В процессе рассмотрения дела, заявленные требования были уточнены в порядке ст.49 АПК РФ, заявитель просил суд признать незаконными действия Ростовской таможни, выразившиеся в принятии решения о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию РФ по ГТД №10313060/220909/0006916 и принятии КТС-1 №0094915, а также обязать Ростовскую таможню возвратить ЗАО «БИЛД» излишне уплаченные платежи по ГТД №10313060/220909/0006916 в сумме 91068,83 руб., а также пеню в размере 1883,60 руб., а всего 92952,43 руб. Уточнения заявленных требований были приняты судом.

Дав оценку доводам сторон и исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу,  что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 63 Таможенного кодекса Российской Федерации при производстве таможенного оформления декларант обязан представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

В силу статьи 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 131 Кодекса в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Согласно ст. 12 Закона «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона. При этом положения, установленные статьей 19 Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1  Закона № 5003-1.

В соответствии со ст. 19 Закона  № 5003-1 от 21.05.1993 г. таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 указанного Закона.

Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

В силу пункта 5 статьи 323 Таможенного кодекса при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Указанные в статье 367 Таможенного кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Применяя шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости товаров, таможня обязана документально, с учетом норм таможенного законодательства, подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной стоимости спорных товаров, стоимости, заявленной при декларировании этих товаров.

Статьей 12 Закона «О таможенном тарифе» установлено, что в случае невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара, каждый из последующих методов должен применяться последовательно, а таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

Письмом Ростовской таможни от 24.11.2009 г. № 51-10/01361 установлены следующие несоответствия предоставленных декларантом документов и указаны причины невозможности определения таможенной стоимости по первому методу: в подтверждение заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом не предоставлены следующие документы и сведения: декларация страны ввоза с переводом на русский язык с отметками таможенного органа отправления товаров; пояснения по физическим характеристикам товара, соглашение об использовании факсимиле и ЭЦП. В инвойсе и упаковочном листе отсутствует ссылка на приложение №1 от 08.07.2009г., подтверждающие согласование обеими сторонами сведений, указанных в ГТД (цена, модель и количество партии товара и т.д.), отсутствуют условия оплаты за товар. В пояснениях по условиям продажи выявлены расхождения, выражающиеся в том, что п. 2 декларант ответил, что ранее сотрудничество между продавцом и покупателем не осуществлялось, однако в п. 4 декларант указал, что покупатель и продавец являются постоянными партнерами и указал период времени в п. 3 с 09.06.2009г. Также в платежных поручениях таможенным органом выявлены незначительные опечатки, что, по мнению таможенного органа, является свидетельством недостоверности представленных сведений.

В соответствии с п. 4 ст. 323 ТК РФ в случае, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления, который должен быть достаточен для этого.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснения причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.

При этом, обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Согласно п.п. 1.2. ст. 63 ТК РФ - таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ.

Приказом ГТК РФ от 18.06.2004 г. № 696 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации» (п.4 Инструкции) предусмотрено, что проверка правильности определения таможенной стоимости товаров начинается с проверки наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации. Данный Перечень утвержден  Приказом ГТК РФ от 16.09.2003 г. № 1022 и предусматривает, что при осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, декларантом представляются следующие документы:

- учредительные документы декларанта;

- договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;

- счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара;

- биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар;

- транспортные (перевозочные) документы;

- страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки;

- счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки;

- копию грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и/или соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров);

- другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Из материалов дела установлено, что декларантом были предоставлены документы в соответствии с Перечнем, необходимые для определения таможенной стоимости товара.

В данном случае сума сделки составила 73847 долларов США, количественно определена в инвойсе, который был выставлен в полном соответствии с п. 1 Контракта. Такая форма согласования условий конкретной сделки не противоречит закону и соответствует интересам сторон внешнеторгового контракта. Кроме того, сума сделки соответствует платежным поручениям №55 от 20.07.2009г. и №56 от 21.07.2009г. об оплате ЗАО «БИЛД» ввезенного товара.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, высказываясь по данному поводу в Постановлении Президиума от 19.06.2007г. №3323/07, указал, что стоимость товаров, приведенная в таможенной декларации, может быть сопоставима с суммой, обозначенной в счете-фактуре (инвойсе), платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля.