• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2009 года  Дело N А53-28242/2009

Резолютивная часть решения объявлена «15» декабря 2009.

Полный текст решения изготовлен «17» декабря 2009.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Комурджиевой И.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комягиной Т.Ю.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Козельникова Ивана Александровича

МРИ ФНС России № 8 по Ростовской области

о признании незаконным и подлежащем отмене постановления по делу об административном правонарушении № 39 от 09.11.2009 о привлечении к административной ответственности,

о прекращении производства по делу,

при участии:

от заявителя - не явился,

от заинтересованного лица - не явился,

установил: индивидуальный предприниматель Козельников Иван Александрович обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ростовской области признании незаконным и подлежащем отмене постановления по делу об административном правонарушении № 39 от 09.11.2009 о привлечении к административной ответственности, о прекращении производства по делу.

Через канцелярию суда от МРИ ФНС России 02.12.2009 поступил отзыв на заявление и копии материалов дела об административном правонарушении. Суд приобщил документы к материалам дела.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Определение об отложении судебного заседания на 15.12.2009 получено предпринимателем 27.11.2009 согласно уведомлению, приобщенному к материалам дела.

Представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания согласно телеграмме 12.12.2009.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из заявления, индивидуальный предприниматель Козельниов Иван Александрович постановление по делу об административном правонарушении от 09.11.2009 № 39 считает незаконным и подлежащем отмене, поскольку он является налогоплательщиком по единому налогу на вмененный доход и денежные средства после уплаты налога, полученные в результате торговой деятельности, являются его личным имуществом, письмо от 04.10.1993 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» принято для руководства предприятий, учреждений и организаций, и не распространяется на физических лиц, осмотренная комната является личной собственностью предпринимателя и не относится к магазину.

Представитель МРИ ФНС № 8 по Ростовской области постановление по делу об административном правонарушении считает законным и обоснованным, предпринимателем нарушен Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее:

На основании Поручения № 194 от 27.10.2009 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, соблюдения кассовой дисциплины, порядка работы с денежной наличностью и ведением кассовых операций, порядка хранения свободных денежных средств в магазине «Торговый дом 777», принадлежащем индивидуальному предпринимателю Козельникову И.А. и расположенному по адресу: ул. Калинина, 88-а, ст. Вешенская, Шолоховский район, Ростовская область.

В ходе проверки установлено, что предъявленное помещение кассы (кассовой комнаты) для приема, выдачи и временно хранения начальных денежных средств оборудовано с нарушением единых требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, предусмотренных приложением № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, а именно: отсутствуют двери, изготовленные в виде стальной решетки, открывающиеся в сторону внутреннего расположения кассы, оборудованные специальным окошком для выдачи денег, сейф для хранения денег не прикреплен к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами, помещение, где расположен сейф, не оснащено сигнализацией согласно «Единым требованиям по технической укрепленности к оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий».

Нарушения зафиксированы в акте № 164557 проверки выполнения Закона РФ от 22.05.03 № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 27.10.2009, протоколе осмотра территорий, помещений, документов, предметов № 1 от 27.10.2009.

По данному факту в отношении индивидуального предпринимателя Козельникова Ивана Александровича 28.10.2009 составлен протокол № 39 об административном правонарушении.

По итогам рассмотрения материалов проверки Начальником МРИ ФНС России № 8 по Ростовской области вынесено постановление от 09.11.2009 № 39 о привлечении индивидуального предпринимателя Козельникова И.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Используя право на обжалование, индивидуальный предприниматель Козельников Иван Александрович обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В статье 15.1 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и Порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40. В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В силу статьи 29 Порядка в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении № 2.

Помещение кассы должно быть изолированно, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать определенным требованиям, быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.

Суд установил, что в ходе проверки налоговая инспекция выявила факт несоответствия помещения кассы Единым требованиям по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий.

Доводы предпринимателя о том, что он является налогоплательщиком по единому налогу на вмененный доход и денежные средства после уплаты налога, полученные в результате торговой деятельности, являются его личным имуществом, письмо от 04.10.1993 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» принято для руководства предприятий, учреждений и организаций, и не распространяется на физических лиц, осмотренная комната является личной собственностью предпринимателя и не относится к магазину, не могут быть приняты судом, на основании нижеследующего.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с подпунктами 3 и 9 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 5 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики по единому налогу на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Названными налогоплательщиками исходя из пункта 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Следовательно, на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом (включая розничную торговлю), возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не оговаривает, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах лишь в определенной части.

Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40.

Применение указанного Порядка индивидуальными предпринимателями не противоречит и Гражданскому кодексу Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 23 которого к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие индивидуальных предпринимателей от соблюдения порядка ведения кассовых операций.

Ссылка предпринимателя на нарушение требований Закона N 134-ФЗ при проведении проверки налоговой инспекцией необоснованна, поскольку данный Закон не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций. В рассматриваемом случае налоговая инспекция провела проверку общества в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, суд пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, при исследовании материалов административного дела судом установлено нарушение порядка производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

На основании части 3 статьи 28.2 Кодекса при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя.

Как следует из материалов административного дела, протокол об административном правонарушении 28.10.2009 составлен в присутствии Козельникова И.А., который под расписку вместе с повесткой о приглашении Козельникова И.А. «06» ноября 2009 года на рассмотрение решения, получил 28.10.2009.

Постановление № 39 по делу об административном правонарушении рассмотрено Начальником МРИ ФНС России № 8 по Ростовской области 09.11.2009 в отсутствии Козельникова И.А.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

МРИ ФНС России № 8 по Ростовской области не представлено доказательств отложения рассмотрения дела об административном правонарушении с 06.11.2009 на 09.11.2009, как не представлено и доказательств извещения лица, привлекаемого к административной ответственности на дату вынесения постановления 09.11.2009.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 09.11.2009 № 39 вынесено в отсутствии законного представителя индивидуального предпринимателя Козельникова И.А., не извещенного надлежащим образом о дате и времени вынесения постановления.

При таких обстоятельствах, постановление МРИ ФНС России № 8 по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 09.11.2009 № 39 о привлечении индивидуального предпринимателя Козельникова Ивана Александровича к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушении от 09 ноября 2009 года № 39, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Ростовской области в отношении индивидуального предпринимателя Козельникова Ивана Александровича.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья И.П. Комурджиева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-28242/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 17 декабря 2009

Поиск в тексте