• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 05 апреля 2010 года  Дело N А53-2829/2010

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2010.

Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2010.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Липатовой Веры Ивановны

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скопцовой Анной Михайловной,

рассмотрев дело по заявлению открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу"

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 18.11.2009 №478,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

при участии представителей:

от заявителя: в судебных заседаниях 24.03.2010, 29.03.2010 Нечипорук А.А. (доверенность от 11.03.2010 № 276),

от заинтересованного лица: в судебном заседании 24.03.2010 Жилина Т.С. (доверенность от 11.01.2010 № 4), в судебных заседаниях 24.03.2010, 29.03.2010 Коба И.В. (доверенность от 30.12.2009 № 26-1),

установил:

открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 18.11.2009 №478.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить. В обоснование своей позиции привел следующие доводы: "доказательства получения рекламного сообщения от Банка без получения предварительного согласия в деле не имеется"; "отправка с телефонного номера Банка не может являться доказательством того, что именно Банк совершил действия по отправке рекламного сообщения". Считает, что данный состав правонарушения является малозначительным.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленного требования, просил суд в его удовлетворении отказать. Пояснил, что в адрес управления от открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" поступило рекламное предложение с указанием ряда условий потребительских кредитов нескольких видов, при этом заявителем предварительного согласия на получение рекламы не запрашивалось. Реклама была распространена заявителем по сети факсимильной связи в нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе".

В судебном заседании 24.03.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 29.03.2010 до 12 часов 20 минут.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена 24.03.2009 на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области - http://rostov.arbitr.ru.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителей заявителя и заинтересованного лица.

Представитель заинтересованного лица заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии акта проверки рекламы от 11.09.2009 № 76. Представитель заявителя, ознакомившись с документом, не возражал против его приобщения к материалам дела. Ходатайство судом удовлетворено, документ приобщен к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленное требование, просил суд его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленного требования, просил суд в его удовлетворении отказать.

Непосредственно в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, лица, участвующие в деле, подтвердили, что доказательства по настоящему делу представлены ими в полном объеме, и они не желали дополнить чем-либо материалы арбитражного дела, о чем свидетельствуют подписи представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

10.09.2009 в 14 часов 06 минут по факсимильной связи в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило рекламное сообщение от открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (факс: 295-06-36). Данное рекламное сообщение содержало информацию о предоставляемых открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" потребительских кредитах: "Кредит другу", кредит "Дают-бери", "Кредит без поручителей".

В рекламном сообщении кроме того содержится следующая информация: "Мы приглашаем Вас на обслуживание в Офис Банка ДО "Ростовский", ул. Б. Садовая 164 а, тел. 295-06-29, 295-06-33", а также ссылка на сайт: "www.skbbank.ru".

На указанном выше сайте размещены сведения об открытом акционерном обществе "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (в том числе выписка из Устава), из которых следует, что полное наименование организации: открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", сокращенное фирменное наименование Банка: ОАО "СКБ-Банк", место нахождения Банка: 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 75. Банк имеет филиалы и представительства, в том числе в Ростовской области, находящийся по адресу: г. Таганрог, ул. Заводская, д.3.

21.10.2009 решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу № 844, возбужденному в отношении открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" по признакам нарушения законодательства о рекламе, вышеназванная реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе". Копия решения получена представителем по доверенности Нечипорук А.А. 23.10.2009.

23.10.2009 представитель - работник открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" Нечипорук А.А. получил уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 11.11.2009 в 15 час. 00 мин..

11.11.2009 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в отношении открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя общества по доверенности Нечипорука А.А.. Копию протокола получил Нечипорук А.А. 11.11.2009.

11.11.2009 представитель - работник открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" Нечипорук А.А. получил определение о месте и времени рассмотрения дела №478 об административном правонарушении на 18.11.2009 в 15 час. 00 мин..

18.11.2009 по результатам проведения административного расследования Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области вынесло постановление №478, в соответствии с которым открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Копия постановления вручена 18.11.2009 представителю Нечипоруку А.А..

Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2009 дело передано "на рассмотрение Арбитражному суду Ростовской области по подсудности".

Определением от 24.02.2010 заявление открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" принято к производству Арбитражным судом Ростовской области.

Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Суд установил, что оспариваемое постановление было принято 18.11.2009, 18.11.2009 копия постановления вручена представителю - работнику общества, 27.11.2009 заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области, то есть с соблюдением срока на обращение с настоящим заявлением в суд.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.6 (за исключением правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов), частями 1 и 2 статьи 14.8, статьей 14.9, статьями 14.31 - 14.33, частями 2.1 - 2.6 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) указанного Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" установлены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы, в соответствии с которыми антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; 2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" установлено, что антимонопольный орган вправе, в том числе, выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица указанных органов, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации.

Как установлено частями 1, 2, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе").

В соответствии с пунктом 1 статьи 37, статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые устанавливают порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дела возбуждаются и рассматриваются: по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

При наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела (пункт 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).

Как установлено пунктом 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, дело рассматривается антимонопольным органом в течение 1-го месяца со дня его возбуждения. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца. При рассмотрении дела антимонопольный орган знакомится с письменными и вещественными доказательствами по делу, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает представленные в письменной форме объяснения и заключения (пункт 28 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).

В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган вправе запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые документы для ознакомления, получать объяснения сторон по фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения, и привлекать к участию в деле иных лиц.

Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.

По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган принимает решение по делу (пункт 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе).

В силу пункта 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание: о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Пунктом 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 "О рекламе" установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Распространение рекламы по сетям связи регулируется статьей 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе".

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно представленным Южным филиалом закрытого акционерного общества "КОМСТАР-Регионы" сведениям (вх. №11955 от 21.10.2009), телефонный номер 295-06-36 (номер факса отравителя) в период времени с 01.08.2009 по 09.10.2009 был зарегистрирован за открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" и установлен по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 164.

Федеральной антимонопольной службой России в Письме от 05.04.2007 №АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Из материалов дела следует, что в распространенной открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" информации отсутствуют сведения, указывающие на конкретное лицо, до которого информация должна быть доведена (распространена) и на восприятие которого непосредственного направлена, а имеется лишь обращение "Уважаемые будущие клиенты!". Однако термин "реклама", примененный в пункте 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе", предполагает значение, отличающееся от общего определения, данного в статье 3 этого же Закона, а именно в нем отсутствует такой признак рекламы, как ее адресованность неопределенному кругу лиц. Информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного (посредством абонентского номера или уникального кода идентификации) абонента, который ее получает.

Реклама предполагает побуждение потребителя к совершению тех или иных сделок с рекламным продуктом.

Рекламное сообщение открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" содержало информацию о предоставляемых открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" потребительских кредитах: "Кредит другу", кредит "Дают-бери", "Кредит без поручителей".

В рекламном сообщении кроме того содержится следующая информация: "Мы приглашаем Вас на обслуживание в Офис Банка ДО "Ростовский", ул. Б. Садовая 164 а, тел. 295-06-29, 295-06-33", а также ссылка на сайт: "www.skbbank.ru".

На указанном выше сайте размещены сведения об открытом акционерном обществе "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (в том числе выписка из Устава), из которых следует, что полное наименование организации: открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", сокращенное фирменное наименование Банка: ОАО "СКБ-Банк", место нахождения Банка: 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 75. Банк имеет филиалы и представительства, в том числе в Ростовской области, находящийся по адресу: г. Таганрог, ул. Заводская, д.3.

Информация, распространяемая открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" по своему содержанию, является направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования (соответствующим услугам), что имеет целью формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению, в связи с чем в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" является рекламой, а открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" является рекламораспространителем - лицом, распространившим данную рекламу путем ее рассылки с помощью принадлежащего ему аппарата факсимильной связи, установленного в офисе Банка по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 164, с зарегистрированным за открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" телефонным номером 295-06-36.

Таким образом, поступившая на абонентский номер Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области информация имеет все признаки рекламы.

При этом в силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Бремя доказывания факта, что на распространение указанной выше рекламы было получено предварительное согласие абонента, лежит на открытом акционерном обществе "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу", как на рекламораспространителе. Вместе с тем, доказательства получения такого согласия в материалы дела заявителем не представлены.

Учитывая изложенное, до Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области была доведена информация рекламного характера без предварительного получения согласия на получение такой информации.

Если абонент не давал своего согласия на получение рекламы посредством телефонной связи, то такие действия по распространению рекламы противоречат законодательству и не допускаются.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение, в том числе требований, установленных статьей 18 указанного закона.

В силу презумпции невиновности (часть 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) лица, привлекаемого к административной ответственности, доказать вину должен орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что вышеназванная реклама распространена с факсимильного аппарата, владельцем и пользователем которого является открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" по месту нахождения работающего офиса Банка, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 164.

Вина заявителя выразилась в несоблюдении открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" законодательства о рекламе.

Материалами дела подтверждается нарушение открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" законодательства о рекламе.

При таких обстоятельствах, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и он обоснованно привлечен к административной ответственности.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются характер правонарушения, степень вины нарушителя и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Заявитель ранее к административной ответственности не привлекался, что позволяет сделать вывод о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Таким образом, административным органом при определении административной ответственности общества правильно применен минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 40000 рублей.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 18.11.2009 №478 является законным и обоснованным.

Согласно пункту 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Довод заявителя о том, что данный состав правонарушения является малозначительным, судом не принимается по следующим основаниям.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Несоблюдение открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" законодательства о рекламе свидетельствует о пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к формальным требованиям публичного порядка.

Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).

При таких обстоятельствах, заявленное требование не подлежит удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" от 26.11.2009 №7/2974 о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делу об административном правонарушении от 18.11.2009 №478.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья В.И. Липатова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-2829/2010
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 05 апреля 2010

Поиск в тексте