• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2010 года  Дело N А53-28331/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2010г.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2010г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи А.Г.Шелеста

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Копыловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Спецстрой-ДТА»

к Министерству обороны Российской Федерации; 206 отдел финансирования капитального строительства (территориальный);

3-и лица: Филиал ФКП «Управление заказчика капитального строительства МО РФ» - Региональное управление заказчика капитального строительства Северо- Кавказского военного округа

о взыскании задолженности и процентов

цена иска: 5248315 руб. 58 коп.

при участии:

от истца: представитель Хагаева З.Т, дов. №1 от 11.01.2010 года;

от ответчика: Мельничайко И. П, дов. от 12 /а от 29.01.2010 года;

от ответчика 206 отдел финансирования капитального строительства (территориальный)- уведомлен надлежащим образом, представитель не явился.

от третьих лиц: Михайлов С. А, дов. от 20.07.2009 года.

суд установил, что общество с ограниченной ответственностью «Спецстрой-ДТА» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности и процентов в сумме 5248315 руб. 58 коп.

Истец в ходе судебного разбирательства по делу привлек 206 отдел финансирования капитального строительства (территориальный) в качестве ответчика, исключив его из третьих лиц по делу и уточнил исковые требования изложив их в следующей редакции: взыскать с 206 отдела финансирования капитального строительства (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации задолженность за выполненные работы в сумме 4828968 руб., 419347 руб. 58 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, а так же расходы по уплате госпошлины. При недостаточности средств у 206 отдела финансирования капитального строительства (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации возложить на Министерства обороны Российской Федерации субсидиарную ответственность как учредителя и собственника имущества 206 отдела финансирования капитального строительства (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации. Определением суда от 20.01.2010 г. ходатайство удовлетворено.

Представитель истца поддержал исковые требования, с учетом заявленных уточнений.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации представил отзыв, в котором подтверждает выполненные и принятые объемы работ, но исковые требования не признает в связи с отсутствием финансирования на 2010 год. (приобщен к материалам дела)

Ответчик 206 отдел финансирования капитального строительства (территориальный) уведомлен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, дополнительных материалов по спору не представил.

Третье лицо представило отзыв, который приобщен к материалам дела.

Участники процесса по делу заявили ходатайство о переходе в судебное заседание и рассмотрения спора по существу.

Согласно правилам, установленным статьями 136 и 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья, признав дело подготовленным, с учетом мнения сторон, решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.

В связи с тем, что в деле достаточно представленных доказательств для рассмотрения спора по существу, представители истца и ответчика не возражают против окончания подготовки дела к судебному разбирательству и назначения судебного заседания, суд признает дело подготовленным к судебному разбирательству и заканчивает подготовку дела к судебному разбирательству.

Суд объявил о готовности дела к судебному разбирательству, с согласия представителей истца и ответчика, завершил предварительное заседание, перешел к судебному разбирательству и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании стороны подтвердили свои позиции по спору.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, установил ООО «Спецстрой-ДТА» обратилось в арбитражный суд с требованием к Министерству обороны Российской Федерации, с участием третьих лиц 206 отдел финансирования капитального строительства (территориальный) и Филиал ФКП «Управление заказчика капитального строительства МО РФ» - Региональное управление заказчика капитального строительства Северокавказского военного округа о взыскании задолженности по договору подряда, ссылаясь на следующее.

В ходе выполнения федеральной целевой программы (подпрограммы) «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» мероприятиями Подпрограммы, в части касающейся Минобороны России, по направлению «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» между 68 отдел капитального строительства Северокавказского военного округа (68 ОКС СКВО) (заказчик), 206 отдел финансирования капитального строительства (территориальный) (плательщик) и Общество с ограниченной ответственностью «Спецстрой-ДТА» (Исполнитель) заключили настоящий государственный контракт на выполнение рабочего проекта на строительство военного комиссариата Урус-Мартановского района в г.Урус-Мартан. Шифр 1019/ЧР.

В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта срок выполнения работ определен с ноября 2008 года по декабрь 2008 года.

В соответствии с п.3.1. государственного контракта, стоимость предмета контракта составляет 4 828 968 рублей. Кроме того, в контракте определено, что стоимость проектно-изыскательских работ, поручаемых исполнителю на 2008 год, в соответствии с утвержденной начальником Службы расквартирования и обустройства войск МО РФ от 01.11.2008 года «Ведомостью изменений капитальных вложений Главного управления государственного Заказчика капитального строительства МО РФ по региональному управлению Заказчика капитального строительства СКВО на 2008 год» по настоящему контракту составляет в текущих ценах 4 828 968 рублей.

В соответствии с п.3.2, указанная сумма является твердой договорной ценой.

В соответствии с п.1 дополнительного соглашения №1/1019/ЧР к государственному контракту на выполнение проектно-изыскательских работ права и обязанности заказчика по контракту от 68 отдела капитального строительства Северо-Кавказского военного округа переданы Главному управлению государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, именуемому в дальнейшем Государственный заказчик.

Согласно п. 4.1.3. дополнительного соглашения №1/1020/ЧР оплата работ по настоящему контракту осуществляется с лицевого счета 206 отдела финансирования капитального строительства (территориального) № 03187652580, открытого в Управлении Федерального казначейства по Ростовской области.

Общество с ограниченной ответственностью «Спецстрой-ДТА» работы по настоящему государственному контракту, выполнил и на основании акта 2008/1019/ЧР/01 сдал заказчику выполненные работы. Согласно акту сверки задолженность в пользу ООО «Спецстрой-ДТА».

Однако заказчик за выполненные проектно-изыскательские работы окончательный расчет не произвел. На основании телеграммы руководителя Департамента финансирования, учета и отчетности Министерства обороны Российской Федерации от 22 июля 2009 года №184/1/4/883, в связи с решением Министра обороны Российской Федерации, с 22 июля 2009 года приостановлены операции по расходованию бюджетных ассигнований, выделенных на капитальное строительство и капитальный ремонт, до получения особых указаний.

На день рассмотрения дела задолженность ответчика за выполненные работы составляет 4 828 968 рублей.

Направленная в адрес ответчика претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность оставлена без удовлетворения.

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектную документацию и (или) выполнить изыскате6льсткие работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

Статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Представленными в дело доказательствами (актами сдачи-приемки выполненных работ, актом сверки), оцененными судом с точки зрения относимости и допустимости (ст.ст. 67, 68 АПК РФ) и признанными судом надлежащими письменными доказательствами по делу с учетом положений ст. 75 АПК РФ, подтвержден факт выполнения истцом работ на сумму 4828 968 руб. Исполнение работ истцом на указанную сумму по существу не оспорено ответчиками, основанием для отклонения иска указано отсутствие финансирования. Исходя из совокупности приведенного, исковые требования в части оплаты выполненных и принятых работ следует признать обоснованными и правомерными, ответчиком в установленном порядке надлежащими доказательствами выполненные и принятые работы не оспорены, вследствие чего указанные требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании 419 347 руб. 58 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленные за период с 01.01.2009 года по 01.12.2009 года (ставка рефинансирования- 9,5 % годовых = 0,026 % в день), которые суд признает обоснованными и правомерными, поскольку в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 989 "Об осуществлении в 2008 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями" утверждены Правила осуществления в 2008 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительств.

В соответствии с п.6 Правил, оплата денежных обязательств по включенным в перечни на 2008 год и на 2009 - 2010 годы по объектам капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, включенным в перечни на 2008 год и на 2009 - 2010 годы, функции получателя средств федерального бюджета выполняют финансово-экономические управления военных округов (флотов) и отделы финансирования капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п.7.1 изменений утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 526 "О внесении изменений в Правила осуществления в 2008 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями" Государственные заказчики - главные распорядители средств федерального бюджета в случаях и в порядке, которые предусмотрены абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил, осуществляют перечисление бюджетных ассигнований в соответствии со сроками платежей, установленными в договоре подряда, при подтверждении федеральным государственным унитарным предприятием, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции, объема работ, выполненных подрядчиком во исполнение договора. (пп. «б»)

Согласно ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Истцом не представлено доказательств обоснованности применения к ответчикам солидарной ответственности.

Статьей 120 ГК РФ установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

При таких обстоятельствах субсидиарным должником по долгам учреждения должен выступать учредитель, что подтверждает обоснованность требований истца о привлечении Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности.

Ходатайство истца о возврате излишне уплаченной госпошлине подлежит удовлетворению в части в размере 62258 руб. 42 коп. поскольку размер государственной пошлины с цена иска 5248315 руб. на день обращения в суд (24.11.2009 г.) составляет 37741 руб. 58 коп.

Несмотря на положения ст. 333.37 НК РФ, предусматривающие освобождение органов государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий от уплаты государственной пошлины, расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независмо от того, является ли проигравшей стороной государственный и ли муниципальный орган.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 395, 758-768 ГК РФ, ст.ст. 67, 68, 69, 71, 75, 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с 206 отдела финансирования капитального строительства (территориальный) Министерства обороны РФ в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спецстрой-ДТА» 5248315 руб. 58 коп., из которых 4 828 968 рублей задолженность за выполненные работы, 419 347 рублей 58 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами, а так же 37 741 руб. 58 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

При недостаточности денежных средств у 206 отдела финансирования капитального строительства (территориальный) взыскание произвести с Министерства обороны Российской Федерации.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Спецстрой-ДТА» из федерального бюджета РФ 62258 руб. 42 коп., излишне уплаченной по платежному поручению 486 от 18.11.2009 г.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья А.Г.Шелест

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-28331/2009
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 24 февраля 2010

Поиск в тексте