АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2012 года  Дело N А53-28548/2011

Резолютивная часть решения объявлена «15» марта 2012 года.

Полный текст решения изготовлен  «21» марта 2012 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи  Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ - Дом 3» (ИНН 6140027469 ОГРН 1086140000154)

о признании незаконным Постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Кагальницком, Зерноградском районах от 15.12.2011 г. № 625  по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

заинтересованные лица:

1)  Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Кагальницком, Зерноградском районах;

2)  Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области;

при участии:

от заявителя: Руссу И.В. (доверенность от 04.10.2011, паспорт 60 08 364045);

от заинтересованных лиц: Корягина О.А. (доверенность от 30.12.2011, удостоверение № 891).

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ - Дом 3» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Азове, Азовском, Кагальницком, Зерноградском районах от 15.12.2011 № 625  по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя просил приобщить к материалам дела копию акта обследования жилого дома № 86 а от 11.11.2011 года, копию договора 1722 от 17.03.2010 года, копию договора № 3011 от 01.02.2009 года. Документы приобщены к материалам дела.

Представитель заявителя просит удовлетворить заявление в связи с отсутствием состава правонарушения и признать малозначительным правонарушение, применив статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, возражал против удовлетворения требований заявителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

22.11.2011 в территориальный отдел Управления Росиотребнадзора по Ростовской области в г. Азове. Азовском. Зерноградском. Кагальницком районах поступило письменное обращение гр. Пектовой И.Г. - жительницы жилого дома № 86-а по ул. Ленинградская г.Азова (вх. № 17/3954) содержащее данные о нарушении санитарного законодательства РФ в подвальном помещении (техническом подполье) указанного дома.

29.11.2011 в отношении ООО «Управляющая организация ЖКХ-ДомЗ» (далее УО) было возбуждено дело об административном правонарушении № 577.

01.12.011 специалистом-экспертом территориального отдела Плавай В.В. был составлен протокол осмотра подвального помещения (технического подполья) жилого дома № 86-а по ул. Ленинградская г.Азова в присутствии понятых.

В ходе осмотра, было выявлено нарушение действующего санитарного законодательства РФ: подвальное помещение (техническое подполье), расположенное по вышеуказанному адресу загрязнено, имеет место захламление, затопление подвального помещения, водопроводные и канализационные сети неисправны, имеют течи.

08.12.2011 в отношении УО был составлении протокол об административном правонарушении по ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На составление протокола законный представитель УО не явился. Уведомлен надлежащим образом  (уведомление oт 07.12.11) на 08.11.2011 получено УО 07.12.2011.

08.12.2011 вынесено определение о назначении времени  и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении УО на 15.12.11. к 14-00 (получено УО 13.12.11.).

15.12.11 в отношении ООО «Управляющая организация ЖКХ- ДомЗ»  вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 625 и назначено наказание по ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о дне, месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.

Объектом указанного административного правонарушения являются установленные государством санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006  № 307 (далее - Правила), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем, частности, может быть управляющая организация.

Пунктом 49 Правил установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 76 Правил).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

Нормативно-правовым документом в области проектирования, реконструкции, строительстве, а также содержании эксплуатируемых жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, за исключением гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков является Санитарные правила 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные главным государственным санитарным врачом  27.12.2010 № 175 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).

В соответствии с пунктом 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается в том числе захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.

Согласно пункту 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется:

- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;

- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).

Как следует из материалов дела и подтверждено представителем заявителя в судебном заседании, управление многоквартирным жилым домом № 86-а по ул. Ленинградская г. Азова Ростовской области осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация ЖКХ - Дом 3».

В нарушение указанных выше требований предприятие при осуществлении деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома  № 86-а по ул. Ленинградская г. Азова допустило  захламление подвального помещения (технического подполья).

Совершение предприятием указанного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся тем вещей документов от 01.12.2011, которыми произведен осмотр подвала (технического подполья) жилого дома № 86-а по ул. Ленинградская г. Азова, фотографиями, выполненными в присутствии понятых, протоколом об административном правонарушении.

Обязанность административного органа доказать состав правонарушения, установленная частью 1 статьи 65 и частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не освобождает общество, если оно выдвигает возражения, доказывать обстоятельства, положенные в основу возражений. Общество не доказало, что на момент проверки содержание подвального помещения  соответствовало требованиям санитарных правил.

Таким образом, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению его сотрудниками законодательства, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и довод об отсутствии вины юридического лица в административном правонарушении является необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан.

В состав общего имущества включаются в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (подпункт «а»).

Подпунктом «а» пункта 16 указанных Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества, в зависимости от способа управления многоквартирным домом, обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу № А53-11952/2010, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.10.2010 по делу № А56-77552/2009.

Нарушений прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 08.12.2011 составлен в отсутствие законного представителя предприятия, извещенного надлежащим образом, что подтверждается уведомлением с отметкой о получении предприятием .

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 15.12.2011 в отсутствие законного представителя предприятия, извещенного надлежащим образом, что подтверждается определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.12.2011 с отметкой о получении предприятием 13.12.2011.

Надлежащее уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления признается предприятием.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управление приняло необходимые и достаточные меры для извещения общества и его законного представителя  в целях обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к ответственности.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 № 15АП-7111/2010 по делу № А53-7042/2010.

На момент вынесения оспариваемого постановления установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о соблюдении Управлением порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях.

В рассматриваемом случае совершенное обществом правонарушение не может быть расценено как малозначительное.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.