АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2011 года  Дело N А53-3039/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «19» апреля 2011г.

Полный текст решения изготовлен  «26» апреля 2011г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Овчаренко Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Манжиковой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (ОГРН 1037701021841 , ИНН 7701330105)

о взыскании убытков, возникших в связи с уплатой административного штрафа в размере 5 000 рублей,

при участии:

от истца -  представитель Шестаковский К.Г. по доверенности от 30.12.2010 г. № НЮ-10/832

от ответчика - представитель Андраник А.А. по доверенности от 30.09.2010г. № 07-ю

установил:   открытое акционерное общество «Российские железные дороги»  обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на Северо-Кавказской железной дороге о взыскании 5000 рублей убытков, понесенных в связи с уплатой таможенному органу штрафа на основании статьи 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Изучив материалы дела,  заслушав  объяснения представителей сторон, суд установил, что железная дорога и ведомственная охрана заключили соглашение о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом от 08.10.2009 № 935, которым определили порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и Перечнем грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 года № 38.

В соответствии с пунктом 1.1.3 соглашения порядок взаимодействия сторон при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административные правонарушения, возникшие из-за утраты грузов, перевозимых в международном сообщении и связанной с этим утраты средств идентификации.

Положениями пункта 1.2. соглашения предусмотрено, что действие настоящего соглашения распространяется на перевозки грузов во всех видах сообщений.

Ответственность сторон согласована в пункте 7.2 Соглашения № 935 от 08.10.2009г., в соответствии с которым, ответственность за убытки, связанные с недостачей, повреждением грузов, а также административными штрафами, взысканными государственными органами за административные правонарушения, возникшие в связи с утратой груза, перевозимого в международном сообщении и связанную с этим утрату средств идентификации, возлагается на сторону, принявшую вагоны, контейнеры с грузом с учетом требований, установленных в разделе 3 настоящего соглашения.

Пунктом 3.3. Соглашения № 935 установлено, что передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах между перевозчиком и охраной, предусмотренная подпунктами 3.1.1-3.1.6 Соглашения, осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5 в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС России от 17.11.2003г. №72, в сроки, установленные технологическими процессами работы железнодорожных станций, на которых осуществляется передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах.

20.03.2010г. на станцию Гуково прибыл поезд № 2105, в составе которого находилась платформа № 59275727, согласно железнодорожной накладной № 50482391 с грузом «средства автотранспортные специального назначения», следовавшей по отправке Луганск-Лиски - Украина - Караганда Казахстан № 50482391.

На основании распоряжения Гуковского таможенного поста указанная платформа была отцеплена от поезда по причине признаков груза двойного назначения - наличие на автомашине ЗИЛ-131 светомаскирующих приспособлений на фарах и автоматической подкачки шин. Под режим транзита данный товар на платформе помещен не был.

В соответствии с приказом МПС России №72 от 17.11.2003г. в целях обеспечения сохранности перевозимого груза - автомашина ЗИЛ-131, перевозимая на платформе № 59275727 была сдана под охрану представителям Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (далее ФГП «ВО ЖДТ России») с оформлением приемосдаточного акта формы КЭУ-5 №291/0 от 20.03.2010г.

Таможенный осмотр перевозимого груза проведен 24.03.2010г., в ходе которого установлено, что к колесам автомобиля с внешней стороны были подведены гибкие трубки системы автоматической подкачки шин. На фарах автомобиля были прикреплены светомаскирующие приспособления. Наличие на автомобиле ЗИЛ-131 светомаскировки и автоматической подкачки шин свидетельствовало о том, что товар обладает признаками вооружения и военной техники.

По результатам осмотра был составлен акт таможенного осмотра. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. №306 «Об утверждении положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации» транзит данного груза должен был быть осуществлен при наличии разрешения Федеральной таможенной службы.

Для устранения причин, препятствующих дальнейшей перевозке данного товара, был вызван грузоотправитель - технический директор ООО «ВостокСпецТехника».

Грузоотправитель в пункте пропуска (ст. Гуково) самостоятельно произвел демонтаж с автомашины ЗИЛ-131 светомаскирующих приспособлений на фарах и автоматическую подкачку шин.

По данному факту составлен акт общей формы ст. Гуково № С/938. Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.08.2010 № 10313000-723/2010 таможенным органом Ростовской таможни установлена вина железной дороги в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и к нему применена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей. Данное постановление в установленном законом порядке сторонами не оспорено. Перечислив сумму штрафа 5 000 рублей платежным поручением от 04.10.2010 № 465 и, получив от ведомственной охраны отказ удовлетворить требования, в ответе на претензию от 15.11.2010, железная дорога обратилась с иском в арбитражный суд.

Суд, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как установлено судом, и по существу не оспаривается сторонами, в период нахождения груза под охраной ответчика произошла утрата средств идентификации, что повлекло за собой наложение на железную дорогу административного штрафа и возникновение у него убытков в размере суммы выплаченного штрафа.

В силу статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статьи 17 Федерального закона

от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо грузоотправителями или

грузополучателями.

Согласно статье 17 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации,

охрана требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами

по договору. Перевозимый груз (средства автотранспортные специального назначения) включен в перечень грузов требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, следовательно, в силу статьи 17 Устава охрана этого груза обеспечивается

грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами.

Пункт 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую  после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу

или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача

или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые

перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

По условиями заключенного соглашения ответственность за убытки, связанные с утратой, недостачей, повреждением грузов, а также административных штрафов, взысканных государственными органами за административные правонарушения, возникшие в связи с утратой груза, перевозимого в международном сообщении и связанную с этим утрату средств идентификации возлагается на сторону, принявшую вагоны, контейнеры с грузом с учетом требований, установленных в разделе 3 соглашения

таможенных правил, возлагается на сторону, принявшую грузы, в порядке, установленном

разделом 2 соглашения (пун кт 7.2).

Разделом 2 соглашения предусмотрены различные варианты взаимодействия между перевозчиком и охраной: при перевозках грузов, погруженных на станциях железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", на экспорт через пограничные передаточные железнодорожные станции и припортовые станции Российских железных дорог (пункт 2.1.1); при перевозках транзитом по железным дорогам (пункт 2.1.2); при перевозках импортных грузов (пункт 2.1.3); при перевозках грузов в вагонах, контейнерах назначением на железнодорожные пути, находящиеся на стадии строительства и железнодорожные пути других инфраструктур и в обратном направлении (пункт 2.1.4); при перевозках грузов во внутригосударственном сообщении в прямом смешанном железнодорожно-водном и водно-железнодорожном сообщении (пункт 2.1.5); иные случаи - пункты 2.1.6-2.1.8).

Пунктом 3.3 соглашения предусмотрено, что передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах между перевозчиком и охраной, предусмотренная подпунктами 3.1.1 -

3.1.6. соглашения, осуществляется по приемо-сдаточным актам формы КЭУ-5 в соответствии с Порядком ведения приемо-сдаточных актов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС России от 17.11.2003 № 72, в сроки, установленные технологическими процессами работы железнодорожных станций, на которых осуществляется передача вагонов, контейнеров с грузами в вагонах. При этом охрана несет ответственность за сохранность груза от момента приема груза по приемо - сдаточному акту после подписи уполномоченными представителями перевозчика и до момента передачи грузов и подписи приемо-сдаточного акта уполномоченными представителями охраны.

Факт передачи груза перевозчиком охране на станции Гуково подтверждается приемо-сдаточным актом формы КЭУ - 5 № 291/0  от 20.03.2010г. (л.д. 62). Из данного акта следует, что вагон с грузом был принят для сменного сопровождения и охраны представителем филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на Северо-Кавказской железной дороге. Факт следования груза в пути под охраной подтвержден наличием в перевозочных документах штампа «Охрана», подписи ВОХР в акте общей формы, а также подписи стрелков в приемо-сдаточном акте № 291/0 формы КЭУ-5 ВЦ (л.д.62-65).

Пунктом 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения охраны, утвержденных приказом Министерства путей и сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 № 38 установлено, что перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случаях, предусмотренных статей 118 Устава железнодорожного транспорта РФ, за исключением случаев, если его вина не будет доказана грузоотправителями, грузополучателями или транспортно-экспедиционными

организациями.

В соответствии со статьей 118 Устава, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если перевозка груза, грузобагажа

осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя).

В соответствии с п. 37 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при применении названной нормы Устава следует исходить из того, что в предусмотренных в ст. 118 Устава случаях перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке, если докажет, что они произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Уплаченная железной дороги сумма штрафа за административное правонарушение является для нее убытками, ответственность за которые в силу заключенного между сторонами соглашения несет охранное предприятие.

Довод ответчика о том, что соглашением от 08.10.2009г. № 935/УВО-2113 возмещение перевозчику вневедомственной охраной убытка от уплаты административных штрафов, не связанных с сохранностью груза, не предусмотрено, является несостоятельным, поскольку положениями пункта 7.2. соглашения ФГП «ВО ЖДТ РФ» обязалось возмещать ОАО «РЖД» суммы расходов, связанных с выплатой штрафов и таможенных платежей по несохранным перевозкам.

Так в связи с оплатой истцом штрафа в сумме 5 000 рублей железной дороге были причинены убытки в указанном размере в результате неисполнения условий договора. Иск заявлен о применении гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков за неисполнение договорных обязательств.

Данная правовая позиция подтверждена судебной практикой по аналогичным делам, а именно: вступившим в законную силу постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу №А53-3880/2008-СЗ-2 от 07.05.2009г.; постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу №А53-13874/2008-СЗ-12 от 21.04.2009г.;Постановлением Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного суда по делу №А53-13880/2008 от 20.02.2009г.; постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу №А53-13874/2008 от 06.02.2009г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства наличия указанных обстоятельств охранным предприятием не представлены, в связи с чем, суд, признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110  АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом  другой стороны.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (ОГРН 1037701021841 , ИНН 7701330105)  в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) убытки в размере 5 000 рублей, 2000 рублей расходы по оплате государственной пошлины.

Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья  Н.Н.Овчаренко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка