АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года  Дело N А53-3358/2011

Резолютивная часть решения объявлена «20» апреля 2011года

Полный текст решения изготовлен «25» апреля 2011года

Арбитражный  суд  Ростовской  области  в  составе:

судьи  Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фортуна-М» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

лицо, привлекаемое к административной ответственности: общество с ограниченной ответственностью «Фортуна-М» (ИНН 6167008255, ОГРН 1026104163425),

при участии:

от заявителя: представитель не явился;

от заинтересованного лица: Маркарян К.В. ( паспорт),

установил:

прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна-М» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции арбитражного суда.

Документов, подтверждающих уважительность неявки в судебное заседание, либо ходатайств об отложении судебного заседания, при уважительности оснований, лицами, участвующим в деле, не представлено.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Представитель заинтересованного лица явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требованиях.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, суд установил следующее.

С 15.02.2011 по 01.03.2011 прокуратурой Пролетарского района г. Ростова-на-Дону совместно с инспектором ИАЗ ОМ № 7 УВД по г. Ростову-на-Дону капитаном милиции Назаренко М.В., главным специалистом сектора по вопросам сферы обслуживания администрации Пролетарского района г.Ростова-на-Дону Ткаченко Л.Я., в присутствии директора ООО «Фортуна-М» Маркарян В.Г. проведена проверка законности размещения объектов розничной торговли в местах массового скопления граждан, а также законодательства о розничных рынках при осуществлении деятельности ООО «Фортуна-М», расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. 40-летия Победы, 308.

ООО «Фортуна-М» ОГРН 1026104163425, ИНН 6167008255, юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. 40-летия Победы, 72.

В ходе проверки установлено, что у общества отсутствует разрешение на организацию рынка по данному адресу.

По результатам проверки прокурором Пролетарского района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление от 01.03.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса.  Постановление вынесено в присутствии директора ООО «Фортуна-М» Маркарян В.Г., им подписано без замечаний и разногласий.

На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Пролетарского района г. Ростова-на-Дону обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Фортуна-М» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Порядок организации и осуществления деятельности розничного рынка регулируется специальным законом - Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).

Пунктом 2 статьи 3 Закона о розничных рынках определено понятие розничного рынка как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнении работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи и договоров бытового порядка цен и имеющий в своем составе торговые места.

Согласно пункту 3 статьи 4 вышеуказанного Закона розничный рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 10 марта 2007  N 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка" разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет.

В случае если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия разрешения не может превышать срока действия соответствующего договора (договоров) аренды.

Для получения разрешения юридическое лицо (далее - заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка (далее - уполномоченный орган), заявление, подписанное лицом, представляющим интересы юридического лица в соответствии с учредительными документами этого юридического лица или доверенностью, и удостоверенное печатью юридического лица, от имени которого подается заявление.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в заявлении должны быть указаны:

полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование), организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место нахождения объекта или объектов недвижимости, расположенных на территории, в пределах которой предполагается организовать розничный рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

тип рынка, который предполагается организовать.

К указанному заявлению прилагаются:

копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;

нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;

нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.

В соответствии со ст. 5 Областного закона ростовской области от 02.05.2007 № 687-ЗС разрешения на право организации рынка на территории соответствующих муниципальных образований в Ростовской области выдаются исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 6 апреля 2007 г. N 345 "Об утверждении регламента работы местной администрации при осуществлении деятельности по предоставлению разрешений на право организации рынка" выдача разрешений на право организации рынка осуществляется Администрацией г. Ростова-на-Дону в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 года N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 года N148 "Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка". Разрешение выдается согласно установленной форме, подписывается заместителем главы Администрации города - директором департамента экономики и заверяются печатью Администрации города.

Согласно договору аренды от 25.04.2006, заключенному ООО «Фортуна-М» с департаментом имущественно - земельных отношений г. Ростова-на-Дону ООО «Фортуна-М», для организации мини-рынка предоставлен земельный участок общей площадью 1816 кв.м. по указанному адресу.

В соответствии с Распоряжениями Мэра города Ростова-на-Дону от 01.06.2007 № 127, от 09.02.2010 № 57 ООО «Фортуна-М» выдано разрешение на право организации розничного рынка от 01.06.2007 № 019, согласно которому определен тип розничного рынка-универсальный, а также установлен срок действия указанного разрешения-31.12.2009.

Согласно акту обследования земельного участка по месту расположения рынка ООО «Фортуна-М», проведенного ведущим специалистом ДИЗО Кравцовым А.В., установлено, что срок действия договора аренды участка истек 01.11.2010, по состоянию на 01.02.2011 территория ООО «Фортуна-М» используется для эксплуатации рынка.

Факт осуществления деятельности в качестве розничного рынка подтверждается заключением договоров о предоставлении торговых мест на универсальном рынке, согласно схеме размещения торговых мест от 01.01.2011 № 14, а также от 01.01.2011 № 16, заключенных ООО «Фортуна-М» с ИП Ананикян А.В. и ИП Лесниковой Н.И. соответственно (на момент проверки предъявлены карточки продавцов торговых мест №№ 4,6 на универсальном рынке).

Как следует из материалов дела, у общества отсутствует разрешение на право организации розничного рынка. Доказательства обратного общество не представило. Надлежащие доказательства выполнения обществом всех необходимых требований для оформления в установленном порядке разрешения отсутствуют.

Таким образом, действия ООО «Фортуна-М», не имеющего разрешения на право организации розничного рынка, но фактически осуществляющего такой вид деятельности содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса.

Вина ООО «Фортуна-М» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также является доказанной, поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии доказательств принятия ООО «Фортуна-М» всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации.

Факт осуществления деятельности в отсутствие разрешения на право  организации розничного рынка ООО «Фортуна-М»  подтвер­ждается актом обследования земельного участка от 01.02.2011, копией договора аренды земельного участка от 25.04.2006 № 12224 «и», копией разрешения на право организации розничного рынка от 01.06.2007, объяснением Маркаряна В.Г., объяснениями Ананикян А.В. и Лесниковой Н.И.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что ООО «Фортуна-М» осуществляет деятельность в отсутствие соответствующего разрешения и в нарушение законодательства, в связи с чем, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

К моменту рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10, в особенной части Кодекса административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.1 Кодекса нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Согласно положениям части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей может быть вынесено в течение одного года со дня совершения административного правонарушения.

Данное правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанности, возложенной на нарушителя законом, т.е. является длящимся. В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса сроки, установленные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. со дня выявления факта его совершения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае с учетом положений статьи 28.4 Кодекса днем обнаружения и выявления совершенного обществом административного правонарушения является день проведения проверки -  01.03.2011.

Срок действия разрешения на  право организации розничного рынка, выданного  01.06.2007 ООО «Фортуна-М» истек 31.12.2009. При этом, несмотря на фактическое осуществление деятельности в качестве универсального розничного рынка, в период с 02.11.2010 по настоящий момент ООО «Фортуна-М» не предприняло активных действий для получения указанного разрешения на новый срок, чем допустило нарушение требований действующего федерального законодательства.

Совершение указанного правонарушения нельзя признать малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, определяющий ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к соблюдению законодательства об организации и проведении азартных игр. При этом отсутствие последствий допущенного нарушения указанного законодательства само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.