• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 2012 года  Дело N А53-3361/2012

Резолютивная часть решения объявлена «10» апреля 2012г.

Полный текст решения изготовлен «13» апреля 2012г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дорошенко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заветинском районе Ростовской области о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Сиротка» Ляхова Ивана Ивановича штрафных санкций в сумме 1039 рублей 20 копеек за непредставление в установленные законом сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 2010 год,

заинтересованное лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Сиротка», ИНН 6110003372, основной государственный регистрационный номер 1026100946805, Ляхов Иван Иванович,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился;

от заинтересованного лица: представитель не явился,

установил: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заветинском районе Ростовской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании штрафных санкций с главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Сиротка» Ляхова Ивана Ивановича штрафных санкций в сумме 1039 рублей 20 копеек за непредставление в установленные законом сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 2010 год.

Распоряжением председателя судебной коллегии от 17.02.2012г. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществлена замена судьи Суденко А.А. на судью Сурмаляна Г.А.

В силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство произведено с самого начала, о чем отражено в протоколе судебного заседания и определении суда.

Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Сиротка» Ляхов И.И. в судебное заседание не явился. Корреспонденция возвращена отделением почтовой связи с отметкой: «Отсутствие адресата по указанному адресу».

В силу части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Сиротка» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Заветинском районе Ростовской области.

В ходе проведения сотрудниками Управления проверки по вопросу своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлено, что сведения за 2010г. главой крестьянского (фермерского) хозяйства, приравненного к индивидуальному предпринимателю, не были представлены в установленный законом срок.

Результаты проверки зафиксированы в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 19 от 14.09.2011г. Копия указанного акта направлена юридическому лицу посредством почтовой связи, рассмотрение данного акта назначено на 28.09.2011г.

В назначенное время акт проверки не рассмотрено, а рассмотрено лишь 14.10.2011г., по результатам которого начальником Управления вынесено решение № 19 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в виде штрафа в размере 1039 рублей 20 копеек.

Управлением юридическому лицу направлено требование № 19 об уплате штрафа от 08.11.2011г., в котором ответчику предложено уплатить сумму штрафа в размере 1039 рублей 20 копеек в добровольном порядке в срок до 26.11.2011г.

В добровольном порядке в установленный срок сумма штрафа ответчиком не уплачена, в связи с чем, на основании статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов проверки в качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Предприниматель в соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ, подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.

Исходя из абзаца 8 статьи 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. № 27-ФЗ (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Федеральный закон № 27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 27-ФЗ определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.

Следовательно, Федеральный закон № 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ обязанность ежегодно до 01 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако в настоящем деле названные обстоятельства пенсионным органом не доказаны и материалами дела не подтверждены. Поэтому, предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Федеральным законом № 27-ФЗ, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 01 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, ежегодно до 01 марта представлять сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного учета, предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, была установлена Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ с 01.01.2011.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ с 01.01.2012 года указанный пункт 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ утратил силу, в связи с чем обязанность ежегодно до 01 марта представлять сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного учета, в настоящий момент отменена. Соответственно, законом устранена и ответственность за непредставление указанных сведений в срок до 01 марта года, следующего за истекшим календарным годом.

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, обязанность представлять ежегодно до 01 марта сведения индивидуального персонифицированного учёта с 01.01.2012 года отменена, следовательно, ответственность за непредставление сведений в указанные сроки также исключена. В связи с этим, в соответствии с установленным частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации принципом обратной силы закона, смягчающего или устраняющего ответственность, основания для привлечения предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафных санкций за непредставление сведений индивидуального персонифицированного учета за 2010 год отсутствуют.

В рассматриваемом случае заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании с штрафных санкций с главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Сиротка» Ляхова Ивана Ивановича, к индивидуального предпринимателя, а не с юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства «Сиротка.

Кроме того, Управлением нарушен порядок привлечения к ответственности.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ).

Пунктом 12 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ предусмотрено право плательщиков страховых взносов на участие в процессе рассмотрения материалов проверки.

Вместе с тем, в акте проверки, направленном в адрес предпринимателя заказным письмом, указано время и место рассмотрения 28 сентября 2011г. в 10 часов. Иного уведомления в материалы дела не представлено. Фактически указанный акт проверки рассмотрен лишь 14.10.2011г. и решение № 19 по результатам рассмотрения акта Управление приняло также 14.10.2011г. Доказательства уведомления предпринимателя о назначении иной даты рассмотрения материалов проверки, чем указанно в акте проверки, либо рассмотрения акта в назначенное время, Управление не представило. Кроме того, действующим законодательством Управлению не предоставлено право вынесения резолютивной части своего решения.

В определении Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2012г. заявителю предлагалось представить доказательства извещении предпринимателя о времени и мете рассмотрения акта проверки. Во исполнение указанного определения заявителем каких-либо доказательств не представлено.

В связи с этим, суд пришел к выводу об отсутствии на момент рассмотрения акта проверки доказательств надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте его рассмотрения.

Таким образом, дело о нарушении пенсионного законодательства Управление рассмотрело в отсутствие предпринимателя, не извещенного надлежащим образом.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что требование Управления о взыскании штрафных санкций с предпринимателя за непредставление в установленные законом сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 2010 год, не подлежит удовлетворению.

Аналогичная правая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.04.2011г. по делу № А32-19879/2010, постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам № А53-17493/2011, № А53-23541/2011, № А53-23279/2011.

Государственная пошлина по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяется между лицами, участвующими в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление в данном случае освобождено от уплаты государственной пошлины.

Учитывая, что заявленное требование не подлежат удовлетворению, государственная пошлина не подлежат взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заветинском районе Ростовской области отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Г.А. Сурмалян

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-3361/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 13 апреля 2012

Поиск в тексте