АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 мая 2008 года  Дело N А53-3607/2008

Резолютивная часть решения объявлена «28» апреля 2008г.

Полный текст решения изготовлен  «06» мая 2008г.

Арбитражный суд Ростовской области

в составе судьи Сурмаляна Г.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Сурмалян Г.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» о признании незаконными решения от 14 декабря 2007г. и предписания № 291 от 14 декабря 2007г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - открытое акционерное общество «Назрановский хлебозавод»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: 1) представитель по доверенности № 006 от 28.12.2007г. Агужев М.С.;  2) представитель по доверенности б/н от 18.04.2008г. Шорохов А.Ю.; 3) представитель по доверенности № 007 от 28.12.2007г. Мочалов С.И.; 4) представитель по доверенности  № 002 от 28.12.2007г. сроком действия до 31.12.2008г. ведущий юрисконсульт Силка И.В.;

от заинтересованного лица: 1) представитель по доверенности от 10.01.2008г. № 10  Зиновьев О.Г.;

от третьего лица: коммерческий директор ОАО «Назрановский хлебозавод» Машхоев А.М.

Установил: общество с ограниченной ответственностью «Кавказрегионгаз» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании решения от 14.12.2007г. и предписания № 291 от 14.12.2007г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области незаконными.

Представители ООО «Кавказрегионгаз» в судебном заседании пояснили доводы, изложенные в заявлении, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на заявление, указав, что оспариваемые решение и предписание соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы общества не нарушают. Обществом, по мнению заинтересованного лица были навязаны стороне договора невыгодные условия договора поставки газа.

Представитель ОАО «Назрановский хлебозавод» в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований заявителя отказать, кроме того пояснил, что 22.11.2007г. заключен договор поставки газа № 14-2-0017/08-12 на обоюдно выгодных условиях.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил.

В Управление Федеральной антимонопольной службы поступили заявления ООО «Беркат-мебель» и ОАО «Назрановский хлебозавод» о навязывании ООО «Кавказрегионгаз» невыгодных условий договора поставки газа.  В заявлении было указано на неправомерное, по мнению ОАО «Назрановский хлебозавод», навязывание ООО «Кавказрегионгаз» следующих условий договора №14-2-0017/08-12 от 01.08.2007г. поставки газа:

пункта 3.2 договора,  согласно которому ОАО «Назрановский хлебозавод» обязано выбирать газ в течение месяца поставки газа одним из приведенных в договоре способов;

пункт 3.3 договор, согласно которому, стоимость невыбранного ОАО «Назрановский хлебозавод» в течение месяца поставки договорного месячного объема газа, рассчитанная по средневзвешенной цене признается неустойкой;

пункт 3.5 договора, предусматривающий введение штрафа за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, в следующих размерах: в период с 15 апреля по 15 сентября - с коэффициентом 1,9 к стоимости газа; в период с 16 сентября по 14 апреля -1,5 к стоимости газа;

пункт 5.5.2 договора предусматривающий сроки оплаты штрафных санкций.

Рассмотрев данное заявление, 14.12.2007г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства вынесла решение о признании ООО «Кавказрегионгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем осуществления действий, результатом которых может явиться ущемление интересов других лиц, и о выдаче ООО «Кавказрегионгаз» предписания о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

Заинтересованное лицо в оспариваемом решении указало, что навязывание ООО «Кавказрегионгаз» штрафных санкций (неустойки) в виде коэффициентов за потребление абонентами газа в объеме, отличном от среднесуточной нормы поставки газа противоречит действующему законодательству. Неустойка за «недобор» газа противоречит пункту 13 Правил, устанавливающему обязанность заявителя отбирать газ в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа.

В решении заинтересованное лицо указало на недопустимость навязывания неустойки за «перебор» газа, поскольку коэффициенты, определенные пунктом 17 Правил и пунктами 15.1, 15.2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021, предусматривают дополнительную оплату покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором. В этой связи, данные коэффициенты представляют собой элемент ценообразования, а не неустойку. ООО «Кавказрегионгаз» не вправе навязывать Заявителю неустойки за «недобор» или «перебор» газа, не предусмотренные действующими законодательными актами, поскольку принудительное установление санкций в виде неустойки без указания закона и согласия каждой стороны договора исключено в силу пункта 1 статьи 330 и пункта 4 статьи 421 ГК РФ. Неправомерными, по мнению заинтересованного лица, являются и требования ООО «Кавказрегионгаз» о необходимости выбора газа (одним из перечисленных способов) в объеме, определенном Договором.

В решении также сказано, что не предусмотрены действующими нормами права и требования ООО «Кавказрегионгаз» о наличии и готовности резервных топливных хозяйств. В этой связи не соответствуют действующей нормативно-правовой базе положения Договора, касающиеся обязанностей абонентов по наличию оборудования,  предназначенного для перевода газопотребляющих установок на резервные виды топлива, альтернативные газу.

ООО «Кавказрегионгаз» не вправе устанавливать требования о ежесуточном информировании поставщика газа об объемах принятого - поставленного газа и о предоставлении необходимой информации на бумажных носителях, а также обязанность покупателя передавать поставщику газа акты поданного - принятого газа посредством факсимильной связи, а не иным способом, поскольку данные требования не соответствуют порядку учета газа, установленному Правилами, поскольку предлагаемый порядок учета газа противоречит главе V Правил, в связи с чем,  пункты 3.1, 3.2, 3.4, 3.7 (касающиеся порядка выборки и распоряжения суточных объемов поставленного газа, санкций за невыбранные суточные объемы газа), 3.3 (которым вводится неустойка в случае невыборки покупателем договорного месячного объема поставки газа), 3.5 (которым предусматривается введение штрафных коэффициентов за перебор газа сверх суточного договорного объема, а также введение повышающих коэффициентов, размеры которых превышают размеры, установленные Правилами поставки газа), 3.6 (которым предусмотрено принудительное ограничение поставки газа при перерасходе газа свыше суточного договорного объема), 3.12, 3.13, 3.14, 3.15 (об обязанности покупателя обеспечить наличие и готовность к работе резервных топливных хозяйств, переводе на резервные виды топлива и штрафных санкции за неисполнение этих требований), 4.6.1 (о ежесуточном информировании поставщика газа об объемах принятого - поставленного газа и о представлении необходимой информации на бумажных носителях), 4.7, 4.8 (в части обязанности покупателя передавать поставщику газа акты поданного - принятого газа посредством факсимильной связи, а не иным способом) противоречат действующему законодательству.

14.12.2007г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области выдано предписание № 291 об устранении ООО «Кавказрегионгаз» выявленных нарушений.

Не согласившись с принятым решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14.12.2007г. и предписанием, ООО «Кавказрегионгаз» обратилось в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно статье 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающего такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Как следует из материалов дела, и не отрицается сторонами, ООО «Кавказрегионгаз» является единственным поставщиком газа на территории  Республики  Ингушетии по государственным ценам и занимает долю на указанном товарном рынке равную 100%, то есть доминирует на рынке поставки природного газа в географических границах Республики Ингушетия.

В соответствии с п. 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 162 от 05.02.1998г., поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа (п. 11 Правил поставки газа).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ООО «Кавказрегионгаз» с сентября 2007г. проведена договорная компания по заключению долгосрочных договоров поставки газа на период 2008-2012г.г.

В оспариваемом решении УФАС по РО отражено, что ООО «Кавказрегионгаз», включив в долгосрочный договор поставки газа пункт 3.5, нарушило требования части 1  ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку указанные в п. 3.5 договора поставки газа штрафные коэффициенты (1,9 и 1,5) применяемые при расчете штрафных санкций за суммарный объем газа, выбранный Покупателем сверх суточного договорного объема, противоречат штрафным коэффициентам (1,1 и 1,5), установленным  п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162.

Согласно п. 17 Правил поставки газа в РФ, при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем потребленного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:

С 15 апреля по 15 сентября -1.1;

С 16 сентября по 14 апреля -1,5.

Вышеуказанным пунктом Правил поставки газа в РФ определены ценовая политика и порядок оплаты газа; потребленного покупателем сверх договорного объема. Предусмотренные данной нормой повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования, а не неустойку (штраф). Применение указанных коэффициентов является обязательным, и долгосрочным договором поставки газа (см. п. 5.3.2 договора) предусмотрено их применение в соответствии с  п. 17 Правил поставки газа в РФ в размере 1,1 и 1,5 соответственно.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в судебно-арбитражной  практике, в частности, в постановлениях Президиума ВАС № 7071/03 от 11..11.03 -года,  № 7115/03 от 11.11.03 года, № 1079 от 11Л 1.03 года.

В  соответствии  с  ч.  1  ст.  329  ПС  РФ  исполнение  обязательств  может обеспечиваться неустойкой.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ч. 1 ст. 330 ГК РФ).

Пункт 3.5 долгосрочного договора поставки газа предусматривает уплату штрафа  за суммарный объем газа; выбранный покупателем сверх суточного договорного объема за все сутки месяца поставки и рассчитывается следующим образом:

в период с 15 апреля по 15 сентября - с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с п.5.3,2 договора;

в период с 16 сентября по 14 апреля - с применением штрафного коэффициента в размере 1,5 к стоимости газа, рассчитанной в соответствии с п.5.3.2 договора.

Предусмотренные данным пунктом договора, штрафные коэффициенты 1,9 и 1,5 являются мерой ответственности за нарушение договорных обязательств (неустойкой), применение которой не противоречит ст.ст. 329, 330 ГК РФ.

Коэффициенты, предусмотренные в п. 3.5 договора имеют совершенно иную природу и не заменяют собой коэффициенты, предусмотренные п. 17 Правил поставки газа в РФ и предложение о включении их в текст договора обусловлено необходимостью исполнения покупателем принятых договорных обязательств, соблюдению дисциплины  газопотребления, необходимостью пресечения несанкционированного отбора газа.

Управление ФАС по РО в оспариваемом решении указал, что не предусмотрены действующими нормами права и требования ООО «Кавказрегионгаз» о наличии и готовности резервных топливных хозяйств, в связи с чем, не соответствуют действующей нормативно-правовой базе положения Договора, касающиеся обязанностей абонентов по наличию оборудования, предназначенного для перевода газопотребляющих установок на резервные виды топлива, альтернативные газу.

Согласно подпункта «д», «к» пункта 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоположению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  17.05.2002 № 317, в целях эффективного и рационального пользования  газом  организации,  эксплуатирующие  газоиспользующее  оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе и соблюдать топливный режим.

В соответствии с п. 19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998  № 162, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения; указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества "Газпром". Такие указания являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.

В силу п. 1 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.2002 № 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются «Графиками перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях» (далее - графики перевода). Графики перевода разрабатываются региональными газовыми компаниями, газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, положения долгосрочного Договора поставки газа о наличии и готовности резервных топливных хозяйств в полной мере основаны на императивном предписании, содержащемся в п. 19 Правил поставки газа и п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002г. № 317.