• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2011 года  Дело N А53-3607/2011

Резолютивная часть решения объявлена «08» декабря 2011 года.

Полный текст судебного акта изготовлен «15» декабря 2011 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Донская Водная Компания» (ОГРН 1096195002309)

к Управлению Федерального казначейства Ростовской области,

Министерству финансов Ростовской области,

Региональной службе по тарифам Ростовской области,

Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области

о взыскании убытков в размере 271525750 рублей;

при участии:

от заявителя: Стрыжакова А.В. (доверенность от 10.11.2011 № 28-ид, паспорт);

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области: Демченко Л.Ю. (доверенность от 11.10.2011 № ЖКХ-01/2815, паспорт);

от Управления Федерального казначейства Ростовской области: Кротова М.Н. (доверенность от 25.07.2011 № 58-14-23/10689, удостоверение 61 № 2682);

от Министерства финансов Ростовской области: Барсуков В.В. (доверенность от 06.09.2011 № 9.14-07/1331, удостоверение № 361);

от Региональной службы по тарифам Ростовской области: Радченко Ж.В. (доверенность от 17.10.2011 № 4913, удостоверение № 100);

установил:

Открытое акционерное общество «Донская Водная Компания» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области о взыскании убытков в размере 271525750 рублей.

Представитель заявителя заявил ходатайство об исключении из числа ответчиков Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. С учетом мнения представителей лиц участвующих в деле, суд определил удовлетворить данное ходатайство, исключить из числа ответчиков Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области представил в судебное заседание дополнение к отзыву. Суд определил приобщить документ к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель Управления Федерального казначейства Ростовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд в их удовлетворении отказать.

Представитель Министерства финансов Ростовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд в их удовлетворении отказать.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд в их удовлетворении отказать.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле установил следующее.

Как следует из материалов дела, согласно уставу общества его основным видом деятельности является предоставление услуг по сбору, очистке и распределению воды за вознаграждение или на договорной основе.

Постановлением РСТ РО от 28.08.2009 № 10/22 обществу были установлены тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на период с 01.10.2009 по 21.12.2010.

Постановлением от 29.09.2009 № 11/3 внесены изменения в постановление от 28.08.2009 № 10/2 в связи с переименованием заявителя.

В ноябре 2011 общество обратилось в РСТ с заявлением о досрочном пересмотре тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год.

Постановлением РСТ от 27.11.2009 № 14/15 установлены объективные изменения условий деятельности общества, приведших к изменению его финансовых потребностей и установлена невозможность общества повлиять на изменение его финансовых потребностей. В связи с этим Постановлением РСТ РО от 25.12.2009 № 15/8 досрочно пересмотрены и введены в действие с 2010 тарифы на товары и услуги, оказываемые обществом в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Приложением к указанному акту установлены тарифы на товары и услуги общества для потребителей (л.д. 34)

Полагая, что решение от 25.12.2009 N 15/8 об утверждении тарифов противоречит нормам законодательства, регулирующим порядок изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является экономически необоснованным, не отвечает принципам тарифообразования, установленным статьей 3 Законом № 210-ФЗ. нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и влечет возникновение убытков. Общество обратилось в суд с заявлением.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 указанной статьи).

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны соответствующего публично-правового образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда (в данном случае республиканских государственных органов или должностных лиц в сфере властно-административных отношений), причинную связь между первым и вторым элементами; вину причинителя вреда.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят:

- факт причинения вреда;

- противоправность действий ответчика;

- наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и наступившими последствиями;

- размер причиненного вреда.

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности в совокупности указанных условий.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ч. 1 ст. 1 Закона N 210-ФЗ).

Частью 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

Общие принципы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрены статьей 3 Закона N 210-ФЗ, в том числе полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Согласно статье 14 Закона № 210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:

1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;

2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;

3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;

4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации;

5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования:

6) вступившее в законную силу решение суда;

7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;

8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

9) изменение установленных или установление предельных индексов.

В данном случае основанием для пересмотра тарифов явилось объективное изменение условий деятельности общества, влияющее на стоимость товаров и услуг этого общества.

Согласно п. 19 ст. 2 Закона № 210 под объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), понимаются изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением РСТ от 27.11.2009 № 14/15 установлены объективные изменения условий деятельности общества, приведших к изменению его финансовых потребностей, и установлена невозможность общества повлиять на изменение его финансовых потребностей. В связи с этим Постановлением РСТ РО от 25.12.2009 № 15/8 досрочно пересмотрены и введены в действие с 2010 тарифы на товары и услуги, оказываемые обществом в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Таким образом, при установлении Обществу тарифов РСТ действовал в рамках действующего законодательства и своими действиями прав Общества не нарушила.

Кроме того, Открытое акционерное общество «Донская Водная Компания» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании тарифа на 2010 год, утверждённого Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) от 25.12.2009 №15/8 «О досрочном пересмотре тарифов на товары и услуги, оказываемые ОАО «Донская Водная Компания», в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» экономически необоснованным.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2011 по делу № А53-17075/2011 в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом «Донская Водная Компания» требованиях отказано. Тариф на 2010 год, утверждённый Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2009 №15/8 «О досрочном пересмотре тарифов на товары и услуги, оказываемые ОАО «Донская Водная Компания», в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» признан соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, утвержденные этим постановлением тарифы являются экономически обоснованными.

При рассмотрении спора суд исходит из того, что экономически обоснованные тарифы были установлены Постановлением РСТ РО от 25.12.2009 №15/8 и незаконность действий РСТ РО при утверждении тарифов обществу доказана.

В соответствии со ст. 424 ГК РФ истец обязан применять установленные тарифы. Следовательно, расходы истца были согласованы до их осуществления.

Доводы заявителя о том, что расходы не были возмещены установленным обществу тарифом, свидетельствуют о том, что истец не был согласен с установленным тарифом, однако все разногласия по уровню тарифов, исходя из положений правовых актов, должны были быть урегулированы в период рассмотрения тарифов.

В то же время при осуществлении регулируемой деятельности истец, имея полную правовую и финансовую самостоятельность, не был ограничен в правах по принятию хозяйственных решений, не предусмотренных в тарифе, следовательно, он несет полную самостоятельную ответственность по возникшим убыткам. В целях предотвращения возникновения убытков от своей деятельности предприятием могли быть скорректированы расходы, которые не запланированы в составе тарифа и не были обеспечены источниками их финансирования. В случае образования незапланированных убытков общество имело возможность обратиться в регулируемый орган для досрочного пересмотра тарифа, но это им не было сделано. Превышение же предприятием нормативов затрат, установленных законодательством, не может погашаться за счет средств краевого бюджета

В силу статей 15, 16, 1064 и 1069 ГК РФ для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, который включает вред, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, а также доказанность убытков. Отсутствие, соответственно, хотя бы одного элемента состава правонарушения влечет за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении вреда, для отказа в иске достаточно отсутствия одного из перечисленных выше условий.

Доказыванию также подлежат размер вреда (убытков), причиненных вышеуказанными действиями (бездействием). Бремя доказывания наличия и размера убытков относится на истца, который должен доказать, что он мог и должен был получить определенные доходы и только неправомерные действия ответчика стали единственной причиной, лишившей его возможности получить прибыль.

В силу пункта 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

В пункте 11 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что РСТ РО не допущено действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы общества, повлекших причинение ему убытков.

Кроме того, истец не обосновал размер исковых требований первичными документами, не произвел расчет взыскиваемой суммы, который возможно бы было проверить на правильность.

Установленное судом отсутствие факта совершения органом (должностным лицом) противоправных действий (бездействия) в отношении истца и причинения ему убытков исключает и необходимость установления их размера.

Таким образом, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку заявленные требования не подлежат удовлетворению оплата государственной пошлины относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять отказ открытого акционерного общества «Донская Водная Компания» от заявленных требований в части взыскания с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области убытков в размере 271525750 рублей.

Прекратить производство по делу № А53-3607/2011 в части требований о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области убытков в размере 271525750 рублей.

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Донская Водная Компания» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.

Судья Ю.В. Лебедева

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А53-3607/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Ростовской области
Дата принятия: 15 декабря 2011

Поиск в тексте