АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2011 года  Дело N А53-3607/2011

Резолютивная часть решения объявлена  «08» декабря 2011 года.

Полный текст судебного акта изготовлен «15» декабря 2011 года.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Донская Водная Компания» (ОГРН 1096195002309)

к Управлению Федерального казначейства Ростовской области,

Министерству финансов Ростовской области,

Региональной службе по тарифам Ростовской области,

Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области

о взыскании убытков в размере 271525750 рублей;

при участии:

от заявителя: Стрыжакова А.В. (доверенность от 10.11.2011 № 28-ид, паспорт);

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области: Демченко Л.Ю. (доверенность от 11.10.2011 № ЖКХ-01/2815, паспорт);

от Управления Федерального казначейства Ростовской области: Кротова М.Н. (доверенность от 25.07.2011 № 58-14-23/10689, удостоверение 61 № 2682);

от Министерства финансов Ростовской области: Барсуков В.В. (доверенность от 06.09.2011 № 9.14-07/1331, удостоверение № 361);

от Региональной службы по тарифам Ростовской области: Радченко Ж.В. (доверенность от 17.10.2011 № 4913, удостоверение № 100);

установил:

Открытое акционерное общество «Донская Водная Компания» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области о  взыскании убытков в размере 271525750 рублей.

Представитель заявителя заявил ходатайство об исключении из числа ответчиков Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. С учетом мнения представителей лиц участвующих в деле, суд определил удовлетворить данное ходатайство, исключить из числа ответчиков Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области представил в судебное заседание дополнение к отзыву. Суд определил приобщить документ к материалам дела.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель Управления Федерального казначейства Ростовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд  в их удовлетворении отказать.

Представитель Министерства финансов Ростовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд  в их удовлетворении отказать.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд  в их удовлетворении отказать.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле установил следующее.

Как следует из материалов дела, согласно уставу общества его основным видом деятельности является предоставление услуг по сбору, очистке и распределению воды за вознаграждение или на договорной основе.

Постановлением РСТ РО от 28.08.2009 № 10/22 обществу были установлены тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на период с 01.10.2009 по 21.12.2010.

Постановлением от 29.09.2009 № 11/3 внесены изменения в постановление от 28.08.2009 № 10/2 в связи с переименованием заявителя.

В ноябре 2011 общество обратилось в РСТ с заявлением о досрочном пересмотре тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2010 год.

Постановлением РСТ от 27.11.2009 № 14/15 установлены объективные изменения условий деятельности общества, приведших к изменению его финансовых потребностей и установлена невозможность общества повлиять на изменение его финансовых потребностей. В связи с этим Постановлением РСТ РО от 25.12.2009 № 15/8 досрочно пересмотрены и введены в действие с 2010 тарифы на товары и услуги, оказываемые обществом в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Приложением к указанному акту установлены тарифы на товары и услуги общества для  потребителей (л.д. 34)

Полагая, что решение от 25.12.2009  N 15/8 об утверждении тарифов противоречит нормам законодательства, регулирующим порядок изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является экономически необоснованным, не отвечает принципам тарифообразования, установленным статьей 3 Законом № 210-ФЗ. нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и влечет возникновение убытков. Общество обратилось в суд с заявлением.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 указанной статьи).

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Из статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны соответствующего публично-правового образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда (в данном случае республиканских государственных органов или должностных лиц в сфере властно-административных отношений), причинную связь между первым и вторым элементами; вину причинителя вреда.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят:

- факт причинения вреда;

- противоправность действий ответчика;

-  наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и наступившими последствиями;

-  размер причиненного вреда.

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности в совокупности указанных условий.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ч. 1 ст. 1 Закона N 210-ФЗ).

Частью 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

Общие принципы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрены статьей 3 Закона N 210-ФЗ, в том числе полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Согласно статье 14 Закона № 210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются:

1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации;

2)  нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;

3)  предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;

4)  предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации;

5)  предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования:

6)  вступившее в законную силу решение суда;

7)  изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса;

8)  досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

9) изменение установленных или установление предельных индексов.

В данном случае основанием для пересмотра тарифов явилось объективное изменение условий деятельности общества, влияющее на стоимость товаров и услуг этого общества.

Согласно п. 19 ст. 2 Закона № 210 под объективным изменением условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), понимаются изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также изменение иных условий, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением РСТ от 27.11.2009 № 14/15 установлены объективные изменения условий деятельности общества, приведших к изменению его финансовых потребностей, и установлена невозможность общества повлиять на изменение его финансовых потребностей. В связи с этим Постановлением РСТ РО от 25.12.2009 № 15/8 досрочно пересмотрены и введены в действие с 2010 тарифы на товары и услуги, оказываемые обществом в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Таким образом, при установлении Обществу тарифов РСТ действовал в рамках действующего законодательства и своими действиями прав Общества не нарушила.

Кроме того, Открытое акционерное общество «Донская Водная Компания» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании тарифа на 2010 год, утверждённого Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ) от 25.12.2009 №15/8 «О досрочном пересмотре тарифов на товары и услуги, оказываемые ОАО «Донская Водная Компания», в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» экономически необоснованным.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.12.2011 по делу № А53-17075/2011 в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом «Донская Водная Компания» требованиях отказано. Тариф на 2010 год, утверждённый Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2009 №15/8 «О досрочном пересмотре тарифов на товары и услуги, оказываемые ОАО «Донская Водная Компания», в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» признан соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Таким образом, утвержденные этим постановлением тарифы являются экономически обоснованными.

При рассмотрении спора суд исходит из того, что экономически обоснованные тарифы были установлены Постановлением РСТ РО от 25.12.2009 №15/8 и незаконность действий РСТ РО при утверждении тарифов обществу доказана.